Зарубежные постеры к советским фильмам

Популярность главных советских кинолент в международном прокате говорит об универсальности языка искусства, а также об их самоценности в истории развития мирового кинематографа. Зарубежные прокатчики отдавали предпочтение фильмам, отмеченным мировыми премиями и наградами. Такие режиссеры, как Сергей Эйзенштейн, Михаил Калатозов, Сергей Бондарчук, Андрей Тарковский были не просто лидерами зарубежного кинопроката, но также создателями нового киноязыка. Визуальный стиль Тарковского, авторское кино Калатозова, ставшее, по мнению некоторых, предвестником французской новой волны, и в наше время высоко ценится киношколами по всему миру. Вес советских картин в зарубежном прокате был значим. Зачастую над постерами к фильмам работали известные художники. Большинство из них можно считать подлинными произведениями искусства. Интересно анализировать не только интерпретацию названий культовых кинолент на афишах, но также видение иностранными художниками их ключевых идей.

В 1960-е советское...

Популярность главных советских кинолент в международном прокате говорит об универсальности языка искусства, а также об их самоценности в истории развития мирового кинематографа. Зарубежные прокатчики отдавали предпочтение фильмам, отмеченным мировыми премиями и наградами. Такие режиссеры, как Сергей Эйзенштейн, Михаил Калатозов, Сергей Бондарчук, Андрей Тарковский были не просто лидерами зарубежного кинопроката, но также создателями нового киноязыка. Визуальный стиль Тарковского, авторское кино Калатозова, ставшее, по мнению некоторых, предвестником французской новой волны, и в наше время высоко ценится киношколами по всему миру. Вес советских картин в зарубежном прокате был значим. Зачастую над постерами к фильмам работали известные художники. Большинство из них можно считать подлинными произведениями искусства. Интересно анализировать не только интерпретацию названий культовых кинолент на афишах, но также видение иностранными художниками их ключевых идей.

В 1960-е советское кино начали активно экспортировать за рубеж. В 1962 году было продано около трехсот фильмов. В этом контексте стоит вспомнить тех, кто стал первопроходцем для такого широкого распространения советской киноклассики.

Безусловный пионер – новаторский немой фильм Сергея Эйзенштейна – «Броненосец «Потемкин», выпущенный в 1925 году. По сюжету экипаж линкора «Потемкин» устраивает мятеж против деспотичного и жесткого корабельного руководства, но терпит поражение. Афиши для премьеры в СССР создавал Александр Родченко. В нашей подборке представлены постеры к фильму, созданные художниками со всего мира в период 60-70-х и в наши дни.

После успеха «Потемкина» Эйзенштейна пригласили в Америку, но он не нашел общего языка с голливудским руководством и отправился снимать кино в Мексику. В 1931 году режиссер был вызван из США личной телеграммой Сталина, который сообщил, что на родине его считают дезертиром. Оставив отснятый материал тот вернулся. В 1979 году, когда Эйзенштейна уже не было в живых, используя готовый материал, свою версию картины выпустил Григорий Александров, он работал с Эйзенштейном в Мексике и постарался создать фильм максимально близкий его видению. Спустя два года «Que Viva Мексика» вышла в международный прокат. Наиболее яркие постеры итальянского релиза, созданные Лучиано Кровато – режиссером и актером, который также прославился своей живописью и плакатным искусством. Запоминающийся дизайн японского постера был выполнен мастером Масакацу Огасавой. Он также иллюстрировал картины Тарковского, создавал японские постеры к эпизодам «Звездных войн».

Фильм советского режиссера Михаила Калатозова – «Летят журавли» стал триумфатором на Каннском кинофестивале в 1958 году, картина получила Золотую пальмовую ветвь. «Летят журавли» был с восторгом принят на Западе и стал предвестником нового авторского кино. В мировом прокате одна из самых ярких афиш к киноленте была создана основателем «польской школы плаката», художником Романом Чеслевичем. В свое время он сотрудничал с журналом «Vogue» и был арт-директором «Elle». Французский вариант постера создал Джанфранко Маски. Жан Маски был известным плакатным художником, который разработал более двух тысяч киноафиш к самым знаковым фильмам.

В 1964 году Калатозов снял советско-кубинский двухсерийный художественный фильм «Я – Куба». Фильм обвинили в идеологических клише, он не был доступен широкому зрителю, но в 90-е знаменитые режиссеры высоко оценили уровень профессионального мастерства, новаторства при его создании. Официальным постером к фильму считается работа известного кубинского художника Рене Портокарреро.

Последней международной режиссерской работой Михаила Калатозова стала картина итало-советского производства – «Красная палатка» (1969 год). Лента рассказывает об арктической экспедиции, которой руководил Умберто Нобиле. Это история о людях, которые оказавшись в тяжелых условиях, вынуждены отвоевывать свое право на жизнь. Наиболее тиражируемые постеры к фильму создал американский художник Говард Терпнинг, известный своими картинами коренных американцев.

Советско-японская драма «Дерсу Узала» представлена широкой палитрой постеров. В центре сюжета – исследователь и ученый Владимир Арсеньев. Он отправляется в экспедицию по заснеженной Уссурийской тайге. Повесть Арсеньева легла в основу сценария фильма, снятого Акирой Куросавой. В 1976 году картина получила «Оскар» как «Лучший фильм на иностранном языке».

Важно отметить, что созданию уникальных авторских постеров способствовало наличие у картины официального прокатчика, который делал заказ художникам, а те, в свою очередь, занимались разработкой афиш.

Примером может послужить картина «Зеркало» Андрея Тарковского. Фильм был снят в 1974 году и вышел на экраны в СССР в 1975 году. Кинолента была показана на родине в ограниченном прокате, прошло три года прежде чем ее увидел зарубежный зритель, в Штаты фильм попал только в 1980 году (длительное время у него не было официального прокатчика). Он также не был представлен в Каннах. Подобное отношение повлияло на то, что у фильма нет главного культового постера. Наиболее яркие киноафиши «Зеркала» были созданы во Франции и Великобритании. Дизайн британского постера разработал художник Анджей Климов. Впечатляет польский релиз «Зеркала», для которого художник Марек Плоза-Долински нарисовал мрачный коллаж из лиц. Подобные сложности с прокатом переживали почти все фильмы Тарковского. Наиболее яркие и разнообразные постеры были созданы для его картины «Солярис». Автором польского релиза стал известный художник и графический дизайнер Анджей Брертрандт. Советский постер создал близкий друг Тарковского – художник Михаил Ромадин.

Зарубежных прокатчиков интересовало не только сложное авторское кино, популярностью пользовались фильмы разных жанров. В Европе и Америке с успехом шли советские комедии, мелодрамы, детективы и первые боевики. В афишах, которые создавались для этих картин, отечественного зрителя больше всего забавляла интерпретация названий. Так, «Иван Васильевич меняет профессию» в зарубежном прокате стал «Иван Васильевич: назад в будущее», «Кавказская пленница» – «Похищение в Кавказском стиле», а «Служебный роман» – «Офисная романтика».

Большой интерес вызывали также советские мультфильмы, лидеры проката – «Снежная королева», «Ежик в тумане» и «Чебурашка». «Снежная королева» стал самым популярным советским мультфильмом за рубежом, им восторгался Хаяо Миядзаки.

Представленная в подборке коллекция постеров, поможет существенно расширить кругозор для любителей кино. Все постеры представлены в большом формате, их легко скачать, а после распечатать.

 

Читать ещё ...
Сталкер (режиссёр Андрей Тарковский, 1979), французский постер к фильму, автор Бугрин, 1981 год
Сталкер (режиссёр Андрей Тарковский, 1979), французский постер к фильму, автор Жан-Мишель Фолон, 1981 год
Сталкер (режиссёр Андрей Тарковский, 1979), швейцарский постер к фильму, 1979 год
Сталкер (режиссёр Андрей Тарковский, 1979), швейцарский постер к фильму, 1981 год
Сталкер (режиссёр Андрей Тарковский, 1979), швейцарский постер к фильму, 1981 год (1)
Сталкер (режиссёр Андрей Тарковский, 1979), швейцарский постер к фильму, 1981 год (2)
Сталкер (режиссёр Андрей Тарковский, 1979), японский постер к фильму, 1981 год
Сталкер (режиссёр Андрей Тарковский, 1979), японский постер к фильму, автор Масакацу Огасавара, 1981 год
Странная история доктора Джекила и мистера Хайда (режиссёр Александр Орлов, 1985), польский постер к фильму, автор Мечислав Василевский, 1985 год
Странная история доктора Джекила и мистера Хайда (режиссёр Александр Орлов, 1985), чехословацкий постер к фильму, автор Зденек Влах, 1985 год
Стрекоза (режиссёр Сико Долидзе, 1954), польский постер к фильму, автор Роман Чеслевич, 1962 год
Дядя Миша (, 1972), чехословацкий постер к фильму, автор Петр Пос, 1972 год
Судба резидента (режиссёр Вениамин Дорман, 1970), польский постер к фильму, автор Мариан Стачурски, 1971 год
Судьба человека (режиссёр Сергей Бондарчук, 1959), американский постер к фильму, автор Боб Пик, 1959 год
Счастье Анны (режиссёр Юрий Рогов, 1971), чехословацкий постер к фильму, автор Алена Губичкова, 1971 год
Татьянин день (режиссёр Исидор Анненский, 1968), кубинский постер к фильму, автор Рене Аскуи, 1969 год
Тема (режиссёр Глеб Панфилов, 1979), советский постер к фильму, автор Л. Бог, 1986 год
Три толстяка (режиссёр Алексей Баталов, 1966), кубинский постер к фильму, автор Антонио Фернандес Ребойро, 1969 год
Три тополя на Плющихе (режиссёр Татьяна Лиознова, 1967), польский постер к фильму, автор Мариан Стачурски, 1969 год
Трудные дети (режиссёр Всеволод Цветков, 1963), чехословацкий постер к фильму, автор Мирослав Хрдина, 1964 год
Ты и я (режиссёр Лариса Шепитько, 1971), чехословацкий постер к фильму, автор Зденек Вирт, 1973 год
Хевсурская баллада (режиссёр Шота Манагадзе, 1966), польский постер к фильму, автор Анджей Краевский, 1965 год
Ход белой королевы (режиссёр Виктор Садовский, 1972), чехословацкий постер к фильму, автор Алексей Ярош, 1972 год
Хоккеисты (режиссёр Рафаил Гольдин, 1965), чехословацкий постер к фильму, 1965 год
Хроника пикирующего бомбардировщика (режиссёр Наум Бирман, 1968), польский постер к фильму, автор Яцек Нойгебауэр, 1968 год
Афера Цеплиса (режиссёр Роланд Калныньш, 1972), польский постер к фильму, автор Ежи Флисак, 1974 год
Чебурашка (режиссёр Роман Качанов, 1972), японский постер к фильму, 2001 год
Человек, которого я люблю (режиссёр Юлий Карасик, 1967), польский постер к фильму, автор Ева Гаргулинска, 1967 год
Какое оно, море? (режиссёр Эдуард Бочаров, 1966), польский постер к фильму, автор Анджей Краевский, 1966 год
Какое оно, море? (режиссёр Эдуард Бочаров, 1966), чехословацкий постер к фильму, автор Надежда Благова, 1966 год
Нет доступных фотографий