Зарубежные постеры к советским фильмам

Популярность главных советских кинолент в международном прокате говорит об универсальности языка искусства, а также об их самоценности в истории развития мирового кинематографа. Зарубежные прокатчики отдавали предпочтение фильмам, отмеченным мировыми премиями и наградами. Такие режиссеры, как Сергей Эйзенштейн, Михаил Калатозов, Сергей Бондарчук, Андрей Тарковский были не просто лидерами зарубежного кинопроката, но также создателями нового киноязыка. Визуальный стиль Тарковского, авторское кино Калатозова, ставшее, по мнению некоторых, предвестником французской новой волны, и в наше время высоко ценится киношколами по всему миру. Вес советских картин в зарубежном прокате был значим. Зачастую над постерами к фильмам работали известные художники. Большинство из них можно считать подлинными произведениями искусства. Интересно анализировать не только интерпретацию названий культовых кинолент на афишах, но также видение иностранными художниками их ключевых идей.

В 1960-е советское...

Популярность главных советских кинолент в международном прокате говорит об универсальности языка искусства, а также об их самоценности в истории развития мирового кинематографа. Зарубежные прокатчики отдавали предпочтение фильмам, отмеченным мировыми премиями и наградами. Такие режиссеры, как Сергей Эйзенштейн, Михаил Калатозов, Сергей Бондарчук, Андрей Тарковский были не просто лидерами зарубежного кинопроката, но также создателями нового киноязыка. Визуальный стиль Тарковского, авторское кино Калатозова, ставшее, по мнению некоторых, предвестником французской новой волны, и в наше время высоко ценится киношколами по всему миру. Вес советских картин в зарубежном прокате был значим. Зачастую над постерами к фильмам работали известные художники. Большинство из них можно считать подлинными произведениями искусства. Интересно анализировать не только интерпретацию названий культовых кинолент на афишах, но также видение иностранными художниками их ключевых идей.

В 1960-е советское кино начали активно экспортировать за рубеж. В 1962 году было продано около трехсот фильмов. В этом контексте стоит вспомнить тех, кто стал первопроходцем для такого широкого распространения советской киноклассики.

Безусловный пионер – новаторский немой фильм Сергея Эйзенштейна – «Броненосец «Потемкин», выпущенный в 1925 году. По сюжету экипаж линкора «Потемкин» устраивает мятеж против деспотичного и жесткого корабельного руководства, но терпит поражение. Афиши для премьеры в СССР создавал Александр Родченко. В нашей подборке представлены постеры к фильму, созданные художниками со всего мира в период 60-70-х и в наши дни.

После успеха «Потемкина» Эйзенштейна пригласили в Америку, но он не нашел общего языка с голливудским руководством и отправился снимать кино в Мексику. В 1931 году режиссер был вызван из США личной телеграммой Сталина, который сообщил, что на родине его считают дезертиром. Оставив отснятый материал тот вернулся. В 1979 году, когда Эйзенштейна уже не было в живых, используя готовый материал, свою версию картины выпустил Григорий Александров, он работал с Эйзенштейном в Мексике и постарался создать фильм максимально близкий его видению. Спустя два года «Que Viva Мексика» вышла в международный прокат. Наиболее яркие постеры итальянского релиза, созданные Лучиано Кровато – режиссером и актером, который также прославился своей живописью и плакатным искусством. Запоминающийся дизайн японского постера был выполнен мастером Масакацу Огасавой. Он также иллюстрировал картины Тарковского, создавал японские постеры к эпизодам «Звездных войн».

Фильм советского режиссера Михаила Калатозова – «Летят журавли» стал триумфатором на Каннском кинофестивале в 1958 году, картина получила Золотую пальмовую ветвь. «Летят журавли» был с восторгом принят на Западе и стал предвестником нового авторского кино. В мировом прокате одна из самых ярких афиш к киноленте была создана основателем «польской школы плаката», художником Романом Чеслевичем. В свое время он сотрудничал с журналом «Vogue» и был арт-директором «Elle». Французский вариант постера создал Джанфранко Маски. Жан Маски был известным плакатным художником, который разработал более двух тысяч киноафиш к самым знаковым фильмам.

В 1964 году Калатозов снял советско-кубинский двухсерийный художественный фильм «Я – Куба». Фильм обвинили в идеологических клише, он не был доступен широкому зрителю, но в 90-е знаменитые режиссеры высоко оценили уровень профессионального мастерства, новаторства при его создании. Официальным постером к фильму считается работа известного кубинского художника Рене Портокарреро.

Последней международной режиссерской работой Михаила Калатозова стала картина итало-советского производства – «Красная палатка» (1969 год). Лента рассказывает об арктической экспедиции, которой руководил Умберто Нобиле. Это история о людях, которые оказавшись в тяжелых условиях, вынуждены отвоевывать свое право на жизнь. Наиболее тиражируемые постеры к фильму создал американский художник Говард Терпнинг, известный своими картинами коренных американцев.

Советско-японская драма «Дерсу Узала» представлена широкой палитрой постеров. В центре сюжета – исследователь и ученый Владимир Арсеньев. Он отправляется в экспедицию по заснеженной Уссурийской тайге. Повесть Арсеньева легла в основу сценария фильма, снятого Акирой Куросавой. В 1976 году картина получила «Оскар» как «Лучший фильм на иностранном языке».

Важно отметить, что созданию уникальных авторских постеров способствовало наличие у картины официального прокатчика, который делал заказ художникам, а те, в свою очередь, занимались разработкой афиш.

Примером может послужить картина «Зеркало» Андрея Тарковского. Фильм был снят в 1974 году и вышел на экраны в СССР в 1975 году. Кинолента была показана на родине в ограниченном прокате, прошло три года прежде чем ее увидел зарубежный зритель, в Штаты фильм попал только в 1980 году (длительное время у него не было официального прокатчика). Он также не был представлен в Каннах. Подобное отношение повлияло на то, что у фильма нет главного культового постера. Наиболее яркие киноафиши «Зеркала» были созданы во Франции и Великобритании. Дизайн британского постера разработал художник Анджей Климов. Впечатляет польский релиз «Зеркала», для которого художник Марек Плоза-Долински нарисовал мрачный коллаж из лиц. Подобные сложности с прокатом переживали почти все фильмы Тарковского. Наиболее яркие и разнообразные постеры были созданы для его картины «Солярис». Автором польского релиза стал известный художник и графический дизайнер Анджей Брертрандт. Советский постер создал близкий друг Тарковского – художник Михаил Ромадин.

Зарубежных прокатчиков интересовало не только сложное авторское кино, популярностью пользовались фильмы разных жанров. В Европе и Америке с успехом шли советские комедии, мелодрамы, детективы и первые боевики. В афишах, которые создавались для этих картин, отечественного зрителя больше всего забавляла интерпретация названий. Так, «Иван Васильевич меняет профессию» в зарубежном прокате стал «Иван Васильевич: назад в будущее», «Кавказская пленница» – «Похищение в Кавказском стиле», а «Служебный роман» – «Офисная романтика».

Большой интерес вызывали также советские мультфильмы, лидеры проката – «Снежная королева», «Ежик в тумане» и «Чебурашка». «Снежная королева» стал самым популярным советским мультфильмом за рубежом, им восторгался Хаяо Миядзаки.

Представленная в подборке коллекция постеров, поможет существенно расширить кругозор для любителей кино. Все постеры представлены в большом формате, их легко скачать, а после распечатать.

 

Читать ещё ...
Ностальгия (режиссёр Андрей Тарковский, 1983), итальянский постер к фильму, 1983 год (1)
Ностальгия (режиссёр Андрей Тарковский, 1983), советский постер к фильму, автор Игорь Маркович Майстровский, 1983 год
Ностальгия (режиссёр Андрей Тарковский, 1983), французский постер к фильму, автор Малиновский, 1983 год
Ностальгия (режиссёр Андрей Тарковский, 1983), японский постер к фильму, 1983 год
Ностальгия (режиссёр Андрей Тарковский, 1983), японский постер к фильму, 2004 год
Одинокая женщина желает познакомиться (режиссёр Вячеслав Криштофович, 1986), польский постер к фильму, автор Мечислав Василевский, 1986 год
Октябрь (режиссёр Григорий Александров, 1928), французский постер к фильму, 1957 год
Октябрь (режиссёр Григорий Александров, 1928), японский постер к фильму, 1960 год
Октябрь (режиссёр Григорий Александров, 1928), японский постер к фильму, 1969 год
Отелло (режиссёр Сергей Юткевич, 1955), немецкий (ФРГ) постер к фильму, автор Ханс Хиллманн, 1960 год
Отец солдата (режиссёр Резо Чхеидзе, 1964), чехословацкий постер к фильму, автор Карел Тейссиг, 1965 год
Павлуха (режиссёр Семен Туманов, 1963), чехословацкий постер к фильму, автор Карел Чаба, 1963 год
Первый Эшелон (режиссёр Михаил Калатозов, 1957), советский постер к фильму, автор Ярошенко, 1957 год
Пиросмани (режиссёр Георгий Шенгелая, 1969), кубинский постер к фильму, автор Дамиан, 1972 год
Пленики Барсова ущеля (режиссёр Юрий Ерзинкян, 1957), польский постер к фильму, автор Константин Сопочко, 1958 год
Победа (режиссёр Евгений Матвеев, 1984), чехословацкий постер к фильму, автор Зденек Циглер, 1985 год
Верьте мне, люди (режиссёр Владимир Беренштейн, 1965), польский постер к фильму, автор Кшиштоф Ленк, 1965 год
Пограничный пёс Алый (режиссёр Юлий Файт, 1979), чехословацкий постер к фильму, автор Станислав Дуда, 1980 год
Под стук колёс (режиссёр Михаил Ершов, 1959), чехословацкий постер к фильму, 1960 год
Отроки во Вселенной (режиссёр Ричард Викторов, 1975), польский постер к фильму, автор Ханна Боднар, 1975 год
Поезд идет на восток (режиссёр Юлий Райзман, 1947), польский постер к фильму, автор Тадеуш Трепковский, 1953 год
Порожний рейс (режиссёр Владимир Венгеров, 1963), польский постер к фильму, автор Ежи Флисак, 1964 год
Последний дюйм (режиссёр Никита Курихин, 1958), чехословацкий постер к фильму, автор Иржи ул. Фигер, 1959 год
Потерянная фотография (режиссёр Лев Кулиджанов, 1959), чехословацкий постер к фильму, автор Франтишек Содома, 1960 год
Похороны Сталина (режиссёр Евгений Евтушенко, 1990), советский постер к фильму, 1990 год
Балерина (режиссёр Вадим Дербенёв, 1970), чехословацкий постер к фильму, автор Бретислав Себек, 1970 год
Иди и смотри (режиссёр Элем Климов, 1985), американский постер к фильму, 1985 год
Иди и смотри (режиссёр Элем Климов, 1985), американский постер к фильму, 1985 год (1)
Иди и смотри (режиссёр Элем Климов, 1985), американский постер к фильму, автор Джексон Нортон, 2020 год
Иди и смотри (режиссёр Элем Климов, 1985), советский постер к фильму, 1985 год
Нет доступных фотографий