Зарубежные постеры к советским фильмам

Популярность главных советских кинолент в международном прокате говорит об универсальности языка искусства, а также об их самоценности в истории развития мирового кинематографа. Зарубежные прокатчики отдавали предпочтение фильмам, отмеченным мировыми премиями и наградами. Такие режиссеры, как Сергей Эйзенштейн, Михаил Калатозов, Сергей Бондарчук, Андрей Тарковский были не просто лидерами зарубежного кинопроката, но также создателями нового киноязыка. Визуальный стиль Тарковского, авторское кино Калатозова, ставшее, по мнению некоторых, предвестником французской новой волны, и в наше время высоко ценится киношколами по всему миру. Вес советских картин в зарубежном прокате был значим. Зачастую над постерами к фильмам работали известные художники. Большинство из них можно считать подлинными произведениями искусства. Интересно анализировать не только интерпретацию названий культовых кинолент на афишах, но также видение иностранными художниками их ключевых идей.

В 1960-е советское...

Популярность главных советских кинолент в международном прокате говорит об универсальности языка искусства, а также об их самоценности в истории развития мирового кинематографа. Зарубежные прокатчики отдавали предпочтение фильмам, отмеченным мировыми премиями и наградами. Такие режиссеры, как Сергей Эйзенштейн, Михаил Калатозов, Сергей Бондарчук, Андрей Тарковский были не просто лидерами зарубежного кинопроката, но также создателями нового киноязыка. Визуальный стиль Тарковского, авторское кино Калатозова, ставшее, по мнению некоторых, предвестником французской новой волны, и в наше время высоко ценится киношколами по всему миру. Вес советских картин в зарубежном прокате был значим. Зачастую над постерами к фильмам работали известные художники. Большинство из них можно считать подлинными произведениями искусства. Интересно анализировать не только интерпретацию названий культовых кинолент на афишах, но также видение иностранными художниками их ключевых идей.

В 1960-е советское кино начали активно экспортировать за рубеж. В 1962 году было продано около трехсот фильмов. В этом контексте стоит вспомнить тех, кто стал первопроходцем для такого широкого распространения советской киноклассики.

Безусловный пионер – новаторский немой фильм Сергея Эйзенштейна – «Броненосец «Потемкин», выпущенный в 1925 году. По сюжету экипаж линкора «Потемкин» устраивает мятеж против деспотичного и жесткого корабельного руководства, но терпит поражение. Афиши для премьеры в СССР создавал Александр Родченко. В нашей подборке представлены постеры к фильму, созданные художниками со всего мира в период 60-70-х и в наши дни.

После успеха «Потемкина» Эйзенштейна пригласили в Америку, но он не нашел общего языка с голливудским руководством и отправился снимать кино в Мексику. В 1931 году режиссер был вызван из США личной телеграммой Сталина, который сообщил, что на родине его считают дезертиром. Оставив отснятый материал тот вернулся. В 1979 году, когда Эйзенштейна уже не было в живых, используя готовый материал, свою версию картины выпустил Григорий Александров, он работал с Эйзенштейном в Мексике и постарался создать фильм максимально близкий его видению. Спустя два года «Que Viva Мексика» вышла в международный прокат. Наиболее яркие постеры итальянского релиза, созданные Лучиано Кровато – режиссером и актером, который также прославился своей живописью и плакатным искусством. Запоминающийся дизайн японского постера был выполнен мастером Масакацу Огасавой. Он также иллюстрировал картины Тарковского, создавал японские постеры к эпизодам «Звездных войн».

Фильм советского режиссера Михаила Калатозова – «Летят журавли» стал триумфатором на Каннском кинофестивале в 1958 году, картина получила Золотую пальмовую ветвь. «Летят журавли» был с восторгом принят на Западе и стал предвестником нового авторского кино. В мировом прокате одна из самых ярких афиш к киноленте была создана основателем «польской школы плаката», художником Романом Чеслевичем. В свое время он сотрудничал с журналом «Vogue» и был арт-директором «Elle». Французский вариант постера создал Джанфранко Маски. Жан Маски был известным плакатным художником, который разработал более двух тысяч киноафиш к самым знаковым фильмам.

В 1964 году Калатозов снял советско-кубинский двухсерийный художественный фильм «Я – Куба». Фильм обвинили в идеологических клише, он не был доступен широкому зрителю, но в 90-е знаменитые режиссеры высоко оценили уровень профессионального мастерства, новаторства при его создании. Официальным постером к фильму считается работа известного кубинского художника Рене Портокарреро.

Последней международной режиссерской работой Михаила Калатозова стала картина итало-советского производства – «Красная палатка» (1969 год). Лента рассказывает об арктической экспедиции, которой руководил Умберто Нобиле. Это история о людях, которые оказавшись в тяжелых условиях, вынуждены отвоевывать свое право на жизнь. Наиболее тиражируемые постеры к фильму создал американский художник Говард Терпнинг, известный своими картинами коренных американцев.

Советско-японская драма «Дерсу Узала» представлена широкой палитрой постеров. В центре сюжета – исследователь и ученый Владимир Арсеньев. Он отправляется в экспедицию по заснеженной Уссурийской тайге. Повесть Арсеньева легла в основу сценария фильма, снятого Акирой Куросавой. В 1976 году картина получила «Оскар» как «Лучший фильм на иностранном языке».

Важно отметить, что созданию уникальных авторских постеров способствовало наличие у картины официального прокатчика, который делал заказ художникам, а те, в свою очередь, занимались разработкой афиш.

Примером может послужить картина «Зеркало» Андрея Тарковского. Фильм был снят в 1974 году и вышел на экраны в СССР в 1975 году. Кинолента была показана на родине в ограниченном прокате, прошло три года прежде чем ее увидел зарубежный зритель, в Штаты фильм попал только в 1980 году (длительное время у него не было официального прокатчика). Он также не был представлен в Каннах. Подобное отношение повлияло на то, что у фильма нет главного культового постера. Наиболее яркие киноафиши «Зеркала» были созданы во Франции и Великобритании. Дизайн британского постера разработал художник Анджей Климов. Впечатляет польский релиз «Зеркала», для которого художник Марек Плоза-Долински нарисовал мрачный коллаж из лиц. Подобные сложности с прокатом переживали почти все фильмы Тарковского. Наиболее яркие и разнообразные постеры были созданы для его картины «Солярис». Автором польского релиза стал известный художник и графический дизайнер Анджей Брертрандт. Советский постер создал близкий друг Тарковского – художник Михаил Ромадин.

Зарубежных прокатчиков интересовало не только сложное авторское кино, популярностью пользовались фильмы разных жанров. В Европе и Америке с успехом шли советские комедии, мелодрамы, детективы и первые боевики. В афишах, которые создавались для этих картин, отечественного зрителя больше всего забавляла интерпретация названий. Так, «Иван Васильевич меняет профессию» в зарубежном прокате стал «Иван Васильевич: назад в будущее», «Кавказская пленница» – «Похищение в Кавказском стиле», а «Служебный роман» – «Офисная романтика».

Большой интерес вызывали также советские мультфильмы, лидеры проката – «Снежная королева», «Ежик в тумане» и «Чебурашка». «Снежная королева» стал самым популярным советским мультфильмом за рубежом, им восторгался Хаяо Миядзаки.

Представленная в подборке коллекция постеров, поможет существенно расширить кругозор для любителей кино. Все постеры представлены в большом формате, их легко скачать, а после распечатать.

 

Читать ещё ...
Балтийское небо (режиссёр Владимир Венгеров, 1961), чехословацкий постер к фильму, автор Доброслав Фолль, 1961 год
Баня (режиссёр Анатолий Каранович, 1962), чехословацкий постер к фильму, автор Бедржих Длоуи, 1963 год
Миклухо-Маклай  (режиссёр Александр Разумный, 1947), польский постер к фильму, автор Тадеуш Трепковский, 1948 год
Белые ночи (режиссёр Иван Пырьев, 1960), польский постер к фильму, автор Роман Опалка, 1960 год
Белый взрыв (режиссёр Станислав Говорухин, 1969), чехословацкий постер к фильму, автор Ольга Старкова, 1970 год
Небо зовет (режиссёр Михаил Карюков, 1959), югославский постер к фильму, 1962 год
Богатырь идёт в Марто (режиссёр Евгений Брюнчугин, 1954), польский постер к фильму, автор Роман Чеслевич, 1955 год
Битва за Москвуу (режиссёр Юрий Озеров, 1985), польский постер к фильму, автор Анджей Паговский, 1984 год
Битва за Москву (режиссёр Юрий Озеров, 1985), польский постер к фильму, автор Анджей Паговский, 1985 год
Большой концерт (режиссёр Вера Строева, 1951), японский постер к фильму, 1954 год
Осторожно, бабушка! (режиссёр Надежда Кошеверова, 1960), польский постер к фильму, автор Роман Чеслевич, 1961 год
В добрый час! (режиссёр Виктор Эйсимонт, 1956), польский постер к фильму, автор Хуберт Хилшер, 1957 год
В мертвой петле (режиссёр Николай Ильинский, 1962), польский постер к фильму, автор Анджей Краевский, 1967 год
Ветер свободы (режиссёр Леонид Трауберг, 1961), польский постер к фильму, автор Роман Чеслевич, 1961 год
Вид на жительство (режиссёр Омар Гвасалия, 1972), советский постер к фильму, 1972 год
Внимание, Черепаха! (режиссёр Ролан Быков, 1972), чехословацкий постер к фильму, автор Франтишек Залесак, 1972 год
Война и мир (режиссёр Сергей Бондарчук, 1965), советский постер к фильму, 1965 год
Садко (режиссёр Александр Птушко, 1953), чехословацкий постер к фильму, 1953 год
Восхождение (режиссёр Лариса Шепитько, 1977), польский постер к фильму, автор Анджей Климовский, 1977 год
Время счастливых находок (режиссёр Генрих Габай, 1969), чехословацкий постер к фильму, автор Радек Оченасек, 1970 год
Всё начинается с дороги (режиссёр Николай Досталь, 1960), польский постер к фильму, автор Тадеуш Бохен, 1960 год
Песни над Вислой (режиссёр Илья Копалин, 1956), польский постер к фильму, автор Вальдемар Свежи, 1956 год
Встреча на переправе (режиссёр Гавриил Егиазаров, 1963), польский постер к фильму, автор Онегин Домбровский, 1965 год
Гамлет (режиссёр Григорий Козинцев, 1964), чехословацкий постер к фильму, автор Бретислав Себек, 1964 год
Гойя, или тяжкий путь познания (режиссёр Конрад Вольф, 1971), кубинский постер к фильму, автор Димас, 1973 год
Голубая стрела (режиссёр Леонид Эстрин, 1958), чехословацкий постер к фильму, автор Фолль Доброслав, 1959 год
Гусарская баллада (режиссёр Эльдар Рязанов, 1963), чехословацкий постер к фильму, автор Степан Богумил, 1963 год
Гуттаперчевый мальчик (режиссёр Владимир Герасимов, 1957), польский постер к фильму, 1957 год
Девушка с гитарой (режиссёр Александр Файнциммер, 1958), польский постер к фильму, автор Виктор Горка, 1959 год
Дело № 306 (режиссёр Анатолий Рыбаков, 1957), польский постер к фильму, автор Тадеуш Йодловский, 1957 год
Нет доступных фотографий