Советские женщины-фотографы

Советские женщины-фотографы – феномен в высшей степени выдающийся. Уже в Российской империи были представительницы слабого пола, ставшие мастерами светописи, признанными на мировом уровне. В советское время для женщин, занимавшихся профессиональной съёмкой, не существовало запретных направлений – хоть авангард, хоть танковое наступление. Они совершали подвиги военной журналистики, создавали культовые портреты советских знаменитостей, документировали счастье мирной эпохи.

Одной из первых женщин в Российской империи, пристрастившихся к тогда ещё совершенно «неженскому» занятию стала Елена Лукинична Мрозовская. Дата её рождения не установлена (умерла в 1941 году). Известно, что после курсов Отдела светописи при Русском техническом обществе она училась в Париже у знаменитого мастера фотоискусства Надара (Гаспар-Феликс Турнашон). В 1897 году в Санкт-Петербурге заработала студия Мрозовской. Ей позировали артисты, композиторы, художники и литераторы. Мрозовская была среди фотомастеров, снимавших портреты знати Российской империи, собравшейся на знаменитом балу в Зимнем дворце в 1903 году.

Ещё одно яркое и одновременно загадочное явление в фотографии на рубеже 19-20 веков – Агнесса (Аглая) Динесс. Она занималась всеми распространёнными в то время направлениями в съёмке: студийный портрет, городские панорамы, пейзажи, архитектурная, интерьерная, этнографическая и индустриальная фотография. Одно фотоателье она открыла в Благовещенске, а с 1894 года – второе в Никольск-Уссурийске. Зимой работала в студии, летом отправлялась в путешествия, естественно, прихватив тяжёлые ящики со стеклянными фотопластинами и громоздкую камеру со штативом. Агния Павловна Динесс вошла в историю как первая женщина-фотограф Дальнего Востока. Её работы хранятся в музейных и частных коллекциях, несколько кадров в нашем альбоме. 

Далее подробнее остановимся на женщинах-фотографах, работавших и творивших в советский период. Они запечатлевали главную трагедию 20-го века, затем своими снимками воспевали чудо послевоенной жизни и смотрели на мир через объектив влюблёнными глазами. Работы всех перечисленных авторов есть в альбоме, подборка дополняется.

Ляля Кузнецова – пыль дорог и поэзия свободы

Ляля Мендыбаевна Кузнецова (1946) родом из Уральска, Казахстан. Прежде чем заняться фотографией, работала по специальности – инженером авиации. Ляля Мендыбаевна из числа тех, для кого фотография – инструмент исследования жизни и общества. В конце 70-х она принялась документировать один из последних цыганских таборов на территории Союза, сначала в Туркменистане, затем – в Одесских степях.

«Когда говорят, что я воспеваю вольную жизнь цыган или что-то в этом роде, я думаю: фотография, которую делает человек, – это отчасти его автопортрет. Когда я освоила фотоаппарат, узнала, как проявляется плёнка, как это все печатается, я начала искать кадры, созвучные моему сердцу. Естественно, ни за какие права цыган я не боролась, я просто понимала, что в нашем обществе они лишены очень многих прав....

Советские женщины-фотографы – феномен в высшей степени выдающийся. Уже в Российской империи были представительницы слабого пола, ставшие мастерами светописи, признанными на мировом уровне. В советское время для женщин, занимавшихся профессиональной съёмкой, не существовало запретных направлений – хоть авангард, хоть танковое наступление. Они совершали подвиги военной журналистики, создавали культовые портреты советских знаменитостей, документировали счастье мирной эпохи.

Одной из первых женщин в Российской империи, пристрастившихся к тогда ещё совершенно «неженскому» занятию стала Елена Лукинична Мрозовская. Дата её рождения не установлена (умерла в 1941 году). Известно, что после курсов Отдела светописи при Русском техническом обществе она училась в Париже у знаменитого мастера фотоискусства Надара (Гаспар-Феликс Турнашон). В 1897 году в Санкт-Петербурге заработала студия Мрозовской. Ей позировали артисты, композиторы, художники и литераторы. Мрозовская была среди фотомастеров, снимавших портреты знати Российской империи, собравшейся на знаменитом балу в Зимнем дворце в 1903 году.

Ещё одно яркое и одновременно загадочное явление в фотографии на рубеже 19-20 веков – Агнесса (Аглая) Динесс. Она занималась всеми распространёнными в то время направлениями в съёмке: студийный портрет, городские панорамы, пейзажи, архитектурная, интерьерная, этнографическая и индустриальная фотография. Одно фотоателье она открыла в Благовещенске, а с 1894 года – второе в Никольск-Уссурийске. Зимой работала в студии, летом отправлялась в путешествия, естественно, прихватив тяжёлые ящики со стеклянными фотопластинами и громоздкую камеру со штативом. Агния Павловна Динесс вошла в историю как первая женщина-фотограф Дальнего Востока. Её работы хранятся в музейных и частных коллекциях, несколько кадров в нашем альбоме. 

Далее подробнее остановимся на женщинах-фотографах, работавших и творивших в советский период. Они запечатлевали главную трагедию 20-го века, затем своими снимками воспевали чудо послевоенной жизни и смотрели на мир через объектив влюблёнными глазами. Работы всех перечисленных авторов есть в альбоме, подборка дополняется.

Ляля Кузнецова – пыль дорог и поэзия свободы

Ляля Мендыбаевна Кузнецова (1946) родом из Уральска, Казахстан. Прежде чем заняться фотографией, работала по специальности – инженером авиации. Ляля Мендыбаевна из числа тех, для кого фотография – инструмент исследования жизни и общества. В конце 70-х она принялась документировать один из последних цыганских таборов на территории Союза, сначала в Туркменистане, затем – в Одесских степях.

«Когда говорят, что я воспеваю вольную жизнь цыган или что-то в этом роде, я думаю: фотография, которую делает человек, – это отчасти его автопортрет. Когда я освоила фотоаппарат, узнала, как проявляется плёнка, как это все печатается, я начала искать кадры, созвучные моему сердцу. Естественно, ни за какие права цыган я не боролась, я просто понимала, что в нашем обществе они лишены очень многих прав. В большинстве своём это люди, которые идут к горизонту, а этот горизонт уходит от них», – объясняет автор.

В 1979 её приняли в Союз Фотохудожников Литвы. Затем, поработав пару лет репортёром для «Вечерней Казани» в начале 80-х, она подалась в свободные фотографы. Имя Ляли Кузнецовой прославлено в мировом фотографическом сообществе, её работы выставляются как на родине, так и за рубежом – от Берлина и Парижа до Нью-Йорка и Вашингтона. Помимо цыган известна её первая серия «Цирк», а также самая новая – «Евреи. Бухара».

Наташа Васильева-Халл – девушка русского рока

Для Наташи Васильевой-Халл (1954) фотография стала способом почувствовать свою причастность к любимой рок-музыке. Её жанр – репортаж. Однако до чего же он живой и одухотворённый. Своими работами автор подтверждает, что без любви к объекту съёмки фотоистория бессмысленна. Её тема – молодёжная субкультура 80-х в СССР и рок-музыканты.

Ещё в студенчестве Васильева-Халл увлеклась ленинградским роком, а с 1974 года фотографировала музыкантов и рок-н-ролльную тусовку, свои снимки продавала на подпольных рок-концертах. В середине 1990-х Васильева уехала в Великобританию, получив приглашение работать в журнале «New Generation». Она продолжает фотографировать на концертах, участвует в выставках, перебирает свой архив с советскими снимками «Аквариума», «Алисы» и «Кино», часто приезжает в Россию.

В 2012 году вышел её фотоальбом «КИНОхроники подполья», тогда же в одном из интервью автор рассказала: «Сегодня я получила рейтинг продаж из крупнейшего московского магазина "Москва" – мы с Цоем там на первом месте по продажам! А сколько лет мне приходилось выслушивать, что я занимаюсь не своим делом, что женщине надо заниматься семьёй, что мне давно пора вернуться к мытью кастрюль и стирке мужниных подштанников!»

Ольга Корсунова – участница ленинградской фотографической школы

Советский и российский фотограф Ольга Борисовна Корсунова (1951 – 2016) принимала активное участие в жизни ленинградского фотографического андеграунда с 1972 года, когда её ввёл в среду фотограф Борис Смелов. Наряду с портретами любителей нетрадиционного искусства она снимала город и создавала личные фотоциклы, например, долгосрочный исследовательский проект «Дочки-матери». Творческую деятельность совмещала с кураторской, а также была организатором фонда «ФотоДепартамент». Работы Ольги Корсуновой хранятся в государственных и частных собраниях – от Российской национальной библиотеки до коллекции Нортона Доджа в Художественном музее Циммерли Университета Ратгерса (Нью-Джерси, США).

Нина Свиридова – восторженность от жизни и счастливые мгновенья

Нина Свиридова (1933−2008) пришла в фотографию, будучи школьной учительницей. Её первые профессиональные работы опубликовали в 1961 году. Тогда редакция газеты «Спутник» отметила, что «учительница русского языка превратилась в профессора фотографии». Её работы сделаны в соавторстве с мужем Дмитрием Воздвиженским. На протяжении четырёх десятилетий они словно жили в своём иллюзорном измерении, видя мир прекрасным и полным счастливых надежд.

«Больше всего мы любили друг друга и фотографию, – рассказывала Нина Свиридова. – Отпуска как такового для нас не существовало, потому что мы очень любили фотографировать и постоянно этим занимались. А ещё более любимым занятием для нас было смотреть контакты и спорить – кто что снял. Снимали мы двумя камерами и постоянно ими менялись. А видение у нас было одинаковое – в этом тоже было чудо.

Мы все время поддерживали друг друга. Я – филолог, а он – технарь. Его увлекала концептуальная фотография – он исходил из мысли, задумывал что-то, а потом воплощал в жизнь. А я, наоборот, исходила из эмоций, ловила счастливые мгновенья и старалась запечатлеть то, что вижу. А потом мы вдруг поняли, что все наши фотографии настолько похожи, что мы даже не можем разобрать, кто что снял».

Майя Окушко – репортажи с любовью

Старт карьеры Майи Окушко пришёлся на суровые 1940-е годы. До начала Отечественной войны она успела окончить среднюю школу. Ранняя увлечённость фотографией привела её в фототеку фронтовых корреспондентов при редакции «Комсомольской правды». Первый снимок Окушко попал на газетную полосу в 1945 году. Умением схватить суть человеческого характера и передать искренние эмоции начинающий фотограф привлёк внимание к своему творчеству.

Снимки Майи Стефановны Окушко, сделанные в 1960-1970-е, отмечены всесоюзными и международными призами, причислены к классике российского фотоискусства. Будучи корреспондентом, она запечатлела многих советских знаменитостей. «Посмотрите на меня с любовью», – сказала однажды Майя Окушко Корнею Ивановичу Чуковскому. Так и появился знаменитый портрет писателя, а затем и автограф: «Майе Окушко с любовью, Корней Чуковский, 1963 г».

Ольга Игнатович – советские репортажи и фронтовая фотолетопись

Ольга Всеволодовна Игнатович (1905–1984) – младшая сестра пионера и мастера советской авангардной фотографии Бориса Игнатовича. В 1930-е годы она снимала репортажи для газеты «Беднота», затем для «Вечерней Москвы». В годы Великой Отечественной войны Ольга Игнатович работала на фронте, публиковалась в изданиях «Боевое знамя» и «За честь Родины». В отснятой ею фотолетописи запечатлелась жизнь на фронте, освобождение Украины и Польши, Чехословакии и Австрии.

Ольга Всеволодовна была в числе первых фотокорреспондентов, вошедших в только что освобождённые концлагеря Майданек и Освенцим. Её снимки послужили материалом в Нюрнбергском процессе. В частности ей принадлежит кадр, сделанный в январе 1945-го года у ворот Освенцима (есть в альбоме). Хотя его, как и многие другие её работы, часто приписывают знаменитому старшему брату Ольги – Борису Игнатовичу.

Ольга Ландер – фотокорреспондентка, которая провела на фронте все военные 1941-45 годы

Ольга Александровна Ландер (1909 –1996) – единственная женщина-фотокорреспондент, которая постоянно находилась на фронте в годы Великой Отечественной войны 1941–1945. О тысячах фотографий, сделанных ею в военные и послевоенные годы, Ландер сказала: «В этих документальных снимках запечатлелся для меня лик войны во всех её проявлениях: трагических, патетических, бытовых».

В мирное время Ольга Ландер продолжила фотокорреспондентскую деятельность. Её работы – достояние многих музеев, в том числе Российского Государственного архива кинофотодокументов, Центрального Музея Вооружённых Сил, музеев Одессы и Запорожья.

Ещё
Нет доступных фотографий
Не возможно загрузить подсказку
Доступно в Google Play

Z

Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18-ти лет.