Советские женщины-фотографы

Советские женщины-фотографы – феномен в высшей степени выдающийся. Уже в Российской империи были представительницы слабого пола, ставшие мастерами светописи, признанными на мировом уровне. В советское время для женщин, занимавшихся профессиональной съёмкой, не существовало запретных направлений – хоть авангард, хоть танковое наступление. Они совершали подвиги военной журналистики, создавали культовые портреты советских знаменитостей, документировали счастье мирной эпохи.

Одной из первых женщин в Российской империи, пристрастившихся к тогда ещё совершенно «неженскому» занятию стала Елена Лукинична Мрозовская. Дата её рождения не установлена (умерла в 1941 году). Известно, что после курсов Отдела светописи при Русском техническом обществе она училась в Париже у знаменитого мастера фотоискусства Надара (Гаспар-Феликс Турнашон). В 1897 году в Санкт-Петербурге заработала студия Мрозовской. Ей позировали артисты, композиторы, художники и литераторы. Мрозовская была среди фотомастеров,...

Советские женщины-фотографы – феномен в высшей степени выдающийся. Уже в Российской империи были представительницы слабого пола, ставшие мастерами светописи, признанными на мировом уровне. В советское время для женщин, занимавшихся профессиональной съёмкой, не существовало запретных направлений – хоть авангард, хоть танковое наступление. Они совершали подвиги военной журналистики, создавали культовые портреты советских знаменитостей, документировали счастье мирной эпохи.

Одной из первых женщин в Российской империи, пристрастившихся к тогда ещё совершенно «неженскому» занятию стала Елена Лукинична Мрозовская. Дата её рождения не установлена (умерла в 1941 году). Известно, что после курсов Отдела светописи при Русском техническом обществе она училась в Париже у знаменитого мастера фотоискусства Надара (Гаспар-Феликс Турнашон). В 1897 году в Санкт-Петербурге заработала студия Мрозовской. Ей позировали артисты, композиторы, художники и литераторы. Мрозовская была среди фотомастеров, снимавших портреты знати Российской империи, собравшейся на знаменитом балу в Зимнем дворце в 1903 году.

Ещё одно яркое и одновременно загадочное явление в фотографии на рубеже 19-20 веков – Агнесса (Аглая) Динесс. Она занималась всеми распространёнными в то время направлениями в съёмке: студийный портрет, городские панорамы, пейзажи, архитектурная, интерьерная, этнографическая и индустриальная фотография. Одно фотоателье она открыла в Благовещенске, а с 1894 года – второе в Никольск-Уссурийске. Зимой работала в студии, летом отправлялась в путешествия, естественно, прихватив тяжёлые ящики со стеклянными фотопластинами и громоздкую камеру со штативом. Агния Павловна Динесс вошла в историю как первая женщина-фотограф Дальнего Востока. Её работы хранятся в музейных и частных коллекциях, несколько кадров в нашем альбоме.

Далее подробнее остановимся на женщинах-фотографах, работавших и творивших в советский период. Они запечатлевали главную трагедию 20-го века, затем своими снимками воспевали чудо послевоенной жизни и смотрели на мир через объектив влюблёнными глазами. Работы всех перечисленных авторов есть в альбоме, подборка дополняется.

Ляля Кузнецова – пыль дорог и поэзия свободы

Ляля Мендыбаевна Кузнецова (1946) родом из Уральска, Казахстан. Прежде чем заняться фотографией, работала по специальности – инженером авиации. Ляля Мендыбаевна из числа тех, для кого фотография – инструмент исследования жизни и общества. В конце 70-х она принялась документировать один из последних цыганских таборов на территории Союза, сначала в Туркменистане, затем – в Одесских степях.

«Когда говорят, что я воспеваю вольную жизнь цыган или что-то в этом роде, я думаю: фотография, которую делает человек, – это отчасти его автопортрет. Когда я освоила фотоаппарат, узнала, как проявляется плёнка, как это все печатается, я начала искать кадры, созвучные моему сердцу. Естественно, ни за какие права цыган я не боролась, я просто понимала, что в нашем обществе они лишены очень многих прав. В большинстве своём это люди, которые идут к горизонту, а этот горизонт уходит от них», – объясняет автор.

В 1979 её приняли в Союз Фотохудожников Литвы. Затем, поработав пару лет репортёром для «Вечерней Казани» в начале 80-х, она подалась в свободные фотографы. Имя Ляли Кузнецовой прославлено в мировом фотографическом сообществе, её работы выставляются как на родине, так и за рубежом – от Берлина и Парижа до Нью-Йорка и Вашингтона. Помимо цыган известна её первая серия «Цирк», а также самая новая – «Евреи. Бухара».

Наташа Васильева-Халл – девушка русского рока

Для Наташи Васильевой-Халл (1954) фотография стала способом почувствовать свою причастность к любимой рок-музыке. Её жанр – репортаж. Однако до чего же он живой и одухотворённый. Своими работами автор подтверждает, что без любви к объекту съёмки фотоистория бессмысленна. Её тема – молодёжная субкультура 80-х в СССР и рок-музыканты.

Ещё в студенчестве Васильева-Халл увлеклась ленинградским роком, а с 1974 года фотографировала музыкантов и рок-н-ролльную тусовку, свои снимки продавала на подпольных рок-концертах. В середине 1990-х Васильева уехала в Великобританию, получив приглашение работать в журнале «New Generation». Она продолжает фотографировать на концертах, участвует в выставках, перебирает свой архив с советскими снимками «Аквариума», «Алисы» и «Кино», часто приезжает в Россию.

В 2012 году вышел её фотоальбом «КИНОхроники подполья», тогда же в одном из интервью автор рассказала: «Сегодня я получила рейтинг продаж из крупнейшего московского магазина "Москва" – мы с Цоем там на первом месте по продажам! А сколько лет мне приходилось выслушивать, что я занимаюсь не своим делом, что женщине надо заниматься семьёй, что мне давно пора вернуться к мытью кастрюль и стирке мужниных подштанников!»

Ольга Корсунова – участница ленинградской фотографической школы

Советский и российский фотограф Ольга Борисовна Корсунова (1951 – 2016) принимала активное участие в жизни ленинградского фотографического андеграунда с 1972 года, когда её ввёл в среду фотограф Борис Смелов. Наряду с портретами любителей нетрадиционного искусства она снимала город и создавала личные фотоциклы, например, долгосрочный исследовательский проект «Дочки-матери». Творческую деятельность совмещала с кураторской, а также была организатором фонда «ФотоДепартамент». Работы Ольги Корсуновой хранятся в государственных и частных собраниях – от Российской национальной библиотеки до коллекции Нортона Доджа в Художественном музее Циммерли Университета Ратгерса (Нью-Джерси, США).

Нина Свиридова – восторженность от жизни и счастливые мгновенья

Нина Свиридова (1933−2008) пришла в фотографию, будучи школьной учительницей. Её первые профессиональные работы опубликовали в 1961 году. Тогда редакция газеты «Спутник» отметила, что «учительница русского языка превратилась в профессора фотографии». Её работы сделаны в соавторстве с мужем Дмитрием Воздвиженским. На протяжении четырёх десятилетий они словно жили в своём иллюзорном измерении, видя мир прекрасным и полным счастливых надежд.

«Больше всего мы любили друг друга и фотографию, – рассказывала Нина Свиридова. – Отпуска как такового для нас не существовало, потому что мы очень любили фотографировать и постоянно этим занимались. А ещё более любимым занятием для нас было смотреть контакты и спорить – кто что снял. Снимали мы двумя камерами и постоянно ими менялись. А видение у нас было одинаковое – в этом тоже было чудо.

Мы все время поддерживали друг друга. Я – филолог, а он – технарь. Его увлекала концептуальная фотография – он исходил из мысли, задумывал что-то, а потом воплощал в жизнь. А я, наоборот, исходила из эмоций, ловила счастливые мгновенья и старалась запечатлеть то, что вижу. А потом мы вдруг поняли, что все наши фотографии настолько похожи, что мы даже не можем разобрать, кто что снял».

Майя Окушко – репортажи с любовью

Старт карьеры Майи Окушко пришёлся на суровые 1940-е годы. До начала Отечественной войны она успела окончить среднюю школу. Ранняя увлечённость фотографией привела её в фототеку фронтовых корреспондентов при редакции «Комсомольской правды». Первый снимок Окушко попал на газетную полосу в 1945 году. Умением схватить суть человеческого характера и передать искренние эмоции начинающий фотограф привлёк внимание к своему творчеству.

Снимки Майи Стефановны Окушко, сделанные в 1960-1970-е, отмечены всесоюзными и международными призами, причислены к классике российского фотоискусства. Будучи корреспондентом, она запечатлела многих советских знаменитостей. «Посмотрите на меня с любовью», – сказала однажды Майя Окушко Корнею Ивановичу Чуковскому. Так и появился знаменитый портрет писателя, а затем и автограф: «Майе Окушко с любовью, Корней Чуковский, 1963 г».

Ольга Игнатович – советские репортажи и фронтовая фотолетопись

Ольга Всеволодовна Игнатович (1905–1984) – младшая сестра пионера и мастера советской авангардной фотографии Бориса Игнатовича. В 1930-е годы она снимала репортажи для газеты «Беднота», затем для «Вечерней Москвы». В годы Великой Отечественной войны Ольга Игнатович работала на фронте, публиковалась в изданиях «Боевое знамя» и «За честь Родины». В отснятой ею фотолетописи запечатлелась жизнь на фронте, освобождение Украины и Польши, Чехословакии и Австрии.

Ольга Всеволодовна была в числе первых фотокорреспондентов, вошедших в только что освобождённые концлагеря Майданек и Освенцим. Её снимки послужили материалом в Нюрнбергском процессе. В частности ей принадлежит кадр, сделанный в январе 1945-го года у ворот Освенцима (есть в альбоме). Хотя его, как и многие другие её работы, часто приписывают знаменитому старшему брату Ольги – Борису Игнатовичу.

Ольга Ландер – фотокорреспондентка, которая провела на фронте все военные 1941-45 годы

Ольга Александровна Ландер (1909 –1996) – единственная женщина-фотокорреспондент, которая постоянно находилась на фронте в годы Великой Отечественной войны 1941–1945. О тысячах фотографий, сделанных ею в военные и послевоенные годы, Ландер сказала: «В этих документальных снимках запечатлелся для меня лик войны во всех её проявлениях: трагических, патетических, бытовых».

В мирное время Ольга Ландер продолжила фотокорреспондентскую деятельность. Её работы – достояние многих музеев, в том числе Российского Государственного архива кинофотодокументов, Центрального Музея Вооружённых Сил, музеев Одессы и Запорожья.

Читать ещё ...
В минуты отдыха между боями. Венгрия, 1944. Фотограф Ольга Ландер
37-я армия. Столовая части, стоящей в обороне. Август, 1944-го. Фотограф Ольга Ландер
Сельский сход в селе Владимировка, Сахалин, 1908. Фотограф Агнесса Динесс
Кочующие тунгусы в окрестностях Аяна на Охотском побережье, конец XIX века. Фотограф Агнесса Динесс
Группа айнов, Сахалин, конец XIX века. Фотограф Агнесса Динесс
Добыча золота. Члены старательной артели за промывкой проб золота. Сахалин, 1902. Фотограф Агнесса Динесс
Город Никольск-Уссурийский, улица Владивостокская. Фотограф Агнесса Динесс
Фотограф Елена Мрозовская
Николай Андреевич Римский-Корсаков в своём кабинете, 1908. Фотограф Елена Мрозовская
Танцовщик Сергей Легат и балерина Мария Петипа в балете Ц. Пуни Наяда и рыбак, 1900-е. Фотограф Елена Мрозовская
Актриса Ида Аалберг, ок. 1904. Фотограф Елена Мрозовская
Актриса театра Суворина, снято между 1895 и 1910 годами. Фотограф Елена Мрозовская
Нет доступных фотографий