Саймон Аннанд: священные полчаса перед выходом на сцену

Саймон Аннанд: священные полчаса перед выходом на сцену

Британский фотограф Саймон Аннанд почти сорок лет создаёт личные, глубокие портреты театральных актёров перед выходом на сцену. Его многолетний фотопроект называется – «The Half». В словаре английских театральных терминов – «The Half» обозначает те самые 30 минут, которые актёр получает для полной концентрации над ролью и перевоплощения в своего персонажа. В отличие от работы на съёмочной площадке, где артист может ждать вызова целую вечность, театр требует максимальной готовности в определённый день и час.

За несколько десятилетий непрерывной работы в театре Аннанд стал «своим» в актёрской среде. В столь особое, интимное для каждого артиста мгновение его впускали в свои гримёрные Кейт Бланшетт, Жюльет Бинош, Дэниел Крейг, Джуди Денч, Дэниел Дйэ-Льюис, Тильда Суинтон, Гленн Клоуз, Эдди Рэдмейн, Алан Рикман, Хелен Миррен, Бенедикт Камбербэтч, Дэниел Рэдклифф и многие другие.

Фотограф сотрудничал с Национальным театром Британии, Королевской Шекспировской труппой, снимал для Королевского двора, Комеди Франсез, Московского Художественного театра, ведущих театральных продюсеров. В творческом портфолио Аннанда более трёхсот фотопортретов актёров и актрис за кулисами, лучшие из них вошли в две его книги: «The Half» и «Time to Act».

- Застать актёра в неосознанном действии так же трудно, как поймать птицу в полёте, - тонко подметила в предисловии к одной из книг Саймона Аннанда актриса Кейт Бланшетт. Она одна из его любимых героинь для закулисных фотопортретов.

Аннанд считает, что способность Бланшетт быть уязвимой перед камерой экстраординарна. На чёрно-белом снимке, который стал обложкой его первой книги «The Half» в 2008 году, Кейт, замерев в изящной позе, задумчиво смотрит поверх почти выкуренной сигареты. Это момент её подготовки к игре в пьесе Дэвида Хєйра «Изобилие».

- Это не был лучший из её дней и она запросто могла отказаться, чтобы в её гримёрной был фотограф, - вспоминает Саймон свою первую встречу с Бланшетт. – Но не сделала этого. Меня восхитило её поведение, такт, уважение. Три года спустя мы встретились на Бродвее. Атмосфера была намного легче и веселее. Бланшетт была измазана бутафорской кровью для одной из сцен, а ещё у одного из её детей в тот вечер был день рождения и мы сняли несколько кадров с вязанкой воздушных шаров.

Аннанд заблаговременно получает согласие актёра на своё присутствие, это никогда не насильное вторжение. Он умышленно не готовится к съёмке, чтобы не относится к артисту предвзято, а старается уловить суть момента, внутреннюю работу и переживание своего героя.

Сила его фотопортретов в том, что, даже не зная имени актёра, зритель проникается к нему сочувствием. Фотограф фиксирует уникальный момент, когда исполнитель должен оставить все свои мысли, тревоги и перевоплотиться в того, кого он будет играть на сцене. Это момент тонкой психологической настройки, который очеловечивает образ неодоступной знаменитости, показывает, сколько работы, волнения, концентрации стоит за успехом.

Кто-то на его фотографиях...

Британский фотограф Саймон Аннанд почти сорок лет создаёт личные, глубокие портреты театральных актёров перед выходом на сцену. Его многолетний фотопроект называется – «The Half». В словаре английских театральных терминов – «The Half» обозначает те самые 30 минут, которые актёр получает для полной концентрации над ролью и перевоплощения в своего персонажа. В отличие от работы на съёмочной площадке, где артист может ждать вызова целую вечность, театр требует максимальной готовности в определённый день и час.

За несколько десятилетий непрерывной работы в театре Аннанд стал «своим» в актёрской среде. В столь особое, интимное для каждого артиста мгновение его впускали в свои гримёрные Кейт Бланшетт, Жюльет Бинош, Дэниел Крейг, Джуди Денч, Дэниел Дйэ-Льюис, Тильда Суинтон, Гленн Клоуз, Эдди Рэдмейн, Алан Рикман, Хелен Миррен, Бенедикт Камбербэтч, Дэниел Рэдклифф и многие другие.

Фотограф сотрудничал с Национальным театром Британии, Королевской Шекспировской труппой, снимал для Королевского двора, Комеди Франсез, Московского Художественного театра, ведущих театральных продюсеров. В творческом портфолио Аннанда более трёхсот фотопортретов актёров и актрис за кулисами, лучшие из них вошли в две его книги: «The Half» и «Time to Act».

- Застать актёра в неосознанном действии так же трудно, как поймать птицу в полёте, - тонко подметила в предисловии к одной из книг Саймона Аннанда актриса Кейт Бланшетт. Она одна из его любимых героинь для закулисных фотопортретов.

Аннанд считает, что способность Бланшетт быть уязвимой перед камерой экстраординарна. На чёрно-белом снимке, который стал обложкой его первой книги «The Half» в 2008 году, Кейт, замерев в изящной позе, задумчиво смотрит поверх почти выкуренной сигареты. Это момент её подготовки к игре в пьесе Дэвида Хєйра «Изобилие».

- Это не был лучший из её дней и она запросто могла отказаться, чтобы в её гримёрной был фотограф, - вспоминает Саймон свою первую встречу с Бланшетт. – Но не сделала этого. Меня восхитило её поведение, такт, уважение. Три года спустя мы встретились на Бродвее. Атмосфера была намного легче и веселее. Бланшетт была измазана бутафорской кровью для одной из сцен, а ещё у одного из её детей в тот вечер был день рождения и мы сняли несколько кадров с вязанкой воздушных шаров.

Аннанд заблаговременно получает согласие актёра на своё присутствие, это никогда не насильное вторжение. Он умышленно не готовится к съёмке, чтобы не относится к артисту предвзято, а старается уловить суть момента, внутреннюю работу и переживание своего героя.

Сила его фотопортретов в том, что, даже не зная имени актёра, зритель проникается к нему сочувствием. Фотограф фиксирует уникальный момент, когда исполнитель должен оставить все свои мысли, тревоги и перевоплотиться в того, кого он будет играть на сцене. Это момент тонкой психологической настройки, который очеловечивает образ неодоступной знаменитости, показывает, сколько работы, волнения, концентрации стоит за успехом.

Кто-то на его фотографиях курит, кто-то поправляет грим перед зеркалом, кто-то выходит из гримёрки и одиноко бродит по тёмному коридору в полном молчании.

- У каждого есть свой уникальный способ провести время перед занавесом. Один актёр постоянно пребывает в своём персонаже, другой же наоборот удерживает вымышленного героя, высвобождая его в последнюю минуту перед выходом на сцену. Я показываю прелюдию и последствия, чтобы вызвать понимание у зрителя. Моя задача уважать пространство актёра. Иногда мы почти не разговариваем и это нормально, я никогда не хотел быть навязчивым.

Аннанд старается снять актёра не похожим на «актёра». Показать, что это прежде всего человек, мужчина, или женщина, в момент своей наибольшей уязвимости, открытости или наоборот отстранённости.

- Как-то я вошёл в гримерную Джеймса Эрла Джонса. Это был 2010 год, его выход на сцену в возрождённой постановке «Кошки на раскалённой крыше». Я увидел лишь его ноги, он лежал на полу с огромной толстой сигарой в зубах и произнёс: «Что бы вы ни делали, не говорите моему врачу, что видели это».

Фотографу часто приходится быть свидетелем личных сцен. Но его цель не эпатировать, а снять открытый честный образ.

В 2012 он сделал поразительно проникновенные портреты Стивена Фрая, который вернулся в театр после длительного перерыва. 17 лет актёр не играл, после того, как испытал приступ паники во время исполнения главной роли и даже убежал со сцены.

- Я решительно не пытаюсь быть «мухой на стене», - говорит Аннанд. – Мы никогда не притворяемся, что в комнате никого нет. Это взгляд на то, что происходит моими глазами. Однажды я сделал семьдесят два снимка актёра и не получил ни одного приличного, потому что он слишком старался и позировал. Иногда люди стараются быть милыми и любезными, и это мешает уловить тот самый момент откровения. Я думал, что потерпел неудачу, снимая Макса фон Сюдова. Ничего не получалось, но когда выходил, он встал, снял рубашку и посмотрел на себя в ручное зеркальце. Я выхватил фотоаппарат и снял одной рукой этот его взгляд.

Аннанд считает, великой фотографию делает не причудливая композиция или использование разнообразных объективов и линз. Хорошая фотография позволяет зрителю придумать о ней свою собственную историю.

- Из-за миллионов снимков, снятых на мобильный телефон, было много разговоров о смерти фотографии. Но, поверьте, несмотря на огромное количество изображений, снять информативное, культовое фото по-прежнему нелегко.

Аннанд обладает глубокими знаниями и пониманием тонкостей театральной работы и жизни. Только десятилетия в стенах театра, обеспечили ему доступ в святая святых – актёрские гримёрные. Из года в год он снимал актёров во время репетиций, спектаклей, присутствовал на каждом важном событии театральной жизни, стал «своим» человеком, которому можно доверять.

Театр вошёл в его жизнь ещё во время учёбы в школе в 1960-х. В ней действовала копия собственной греческой театральной труппы. По началу Аннанд хотел стать садовником, но увлёкшись фотографией и театром, изменил своё желание. Будучи самоучкой, он тайно проникал в библиотеку и изучал там книги по фотографии и печати. Работая в баре театра «Lyric Hammersmith», ему было интересно абсолютно всё, что происходило.

- Как-то я попросил звезду фарса «Тётя Чарли» Гриффа Риса Джонса сфотографировать его за кулисами и в гримёрке. Меня впечатлила перемена настроения актёра, то каким задумчивым и меланхоличным он стал перед выходом на сцену. Уже тогда я понял, что из таких фотографий может получится книга, но на её создание ушло двадцать пять лет.

Фиксируя психологические метаморфозы, которые происходят с актёрами, Аннанд также показывает, как за все эти годы меняется театральное искусство. В его фотографиях запечатлена подлинная история театра.

Его снимки разрушают иллюзию о гламурном образе театральных гримёрных. Во многих британских театрах, особенно старых – это крошечные помещения. Даже большим звёздам часто приходится довольствоваться удобствами, которыми пользовались ещё их викторианские предшественники.

Чем старше здание, тем оно атмосфернее. Завораживает представление о том, сколько театральных звёзд разных поколений смотрелись в испещрённые царапинами зеркала гримёрных. Каждый актёр стремится их украсить по-своему. Фотографии кумиров, они сами в удачных амплуа, картины любимых живописцев, подарки, вдохновляющие слова, рисунки. На одном из таких фото Кейт Бланшетт, готовясь к роли, мечтательно склонилась перед портретом актрисы Вивьен Ли на своём туалетном столике.

Момент фотографирования часто перерастает в личную симпатию и дружбу.

- С Джуди Дэнч мы знаем друг друга примерно с 1984 года, - вспоминает Аннанд. – Она всегда и во всем поддерживала меня.

Актриса называет Аннанда самым удивительным фотографом, из тех, с кем доводилось работать в театре. На его знаменитом портрете она, только что овдовевшая, стоит перед зеркалом в окружении фотографий и репродукций. Видна только часть её лица и улыбка.

На втором известным кадре актриса с чашкой чая присела на диван перед выходом на сцену.

- Мы с теплотой вспоминали её ушедшего в 2001 году мужа. Они были очень близки. Каждую пятницу он дарил Джуди двенадцать красных роз. Жест её руки такой, словно он рядом с ней сидит на диване, и она хочет его приобнять.

Иногда из-за звёздного статуса актёра приходится идти на уловки, чтобы заполучить хоть немного времени на съёмку. С Дэниелом Рэдклиффом пришлось буквально сбегать от поклонников, чтобы съёмка состоялась.

- Там было двести человек, желающих получить его автограф, - вспоминает Аннанд. – Нам пришлось войти в театр по туннелю, чтобы остаться незамеченными. За ним присматривал отец. Мы говорили о крикете, это его страсть. Рэдклиффа я увидел совершенно далёким от Гарри Поттера. Он сидел на своем туалетном столике, сцепив руки, глубоко задумавшись.

Современный зритель жаждет доступа в жизнь знаменитостей. Он навязчиво ведёт себя в соцсетях, при личных встречах с кумиром. Фотографии Аннанда – тот редкий момент, когда мы видим звёзд обычными людьми, такими, как их не видит почти никто. Его снимки рассказывают нам о том, что за всеобщей любовью, известностью, глянцем скрыта изнуряющая эмоциональная работа.

- Театр – это очень трудоёмкий процесс. Зритель должен это понимать. Служба в нём требует от актёров исключительной дисциплины. Восемь раз в неделю вживую выходить на сцену и отыгрывать роль, поверьте, это нелегко. Актёры, которые приняли вызов, не просто знаменитости, они большие труженики.

По мнению Аннанда, ценность и значения театра в наше время возрастает, поскольку живое исполнение является важным противоядием от цифрового мира. Впечатления, которые зритель получает от спектакля на сцене – незабываемы. Это самая сильная связь с любимым исполнителем, редчайшая возможность наблюдать его игру своими глазами. В театре зритель воздействует на актёра точно так же, как он воздействует на зрителя. Это уникальный опыт, который сложно переоценить.

Книга Саймона Аннанда «Time to Act» с фото Фиби Уоллер-Бридж на обложке вышла в 2020 году. Она была задумана до пандемии коронавируса и массового закрытия театров по всему миру. Фотографии в ней воспринимаются сегодня особенно остро, так как множество актёров, особенно тех, кто работал в театре на фрилансе, остались не у дел, без материальной поддержки.

Возродится ли театр – об этом печалится известный театральный фотограф и сам отвечает на свой вопрос: «обязательно возродится!».

Автор: Инна Москальчук

 

Ещё
Нет доступных фотографий
Не возможно загрузить подсказку