Сергей Прокудин-Горский: дореволюционная Россия в цвете в уникальной фотолетописи

Профессор Сергей Прокудин-Горский – фотохимик, ученый, пионер цветной фотографии в России. Благодаря своим многолетним исследованиям, усовершенствованию метода трехцветного наложения негативов, фотограф создал исключительный фотодокумент прошлого – дореволюционное государство «в истинном цвете». На фотографиях Прокудина-Горского живые люди, а не чёрно-белые миражи, это их ключевое отличие от привычной для начала ХХ столетия документальной фотографии. «Эти образы вечны, они не меняются», - писал он Толстому, убеждая позировать для цветного портрета. Ни одна репродукция того времени не способна достигнуть поразительной достоверности кадров Прокудина-Горского. Во время революции 1917 года фотограф эмигрировал из России и вывез часть коллекции. Сегодня его работы оцифрованы и находятся свободном доступе.

Почти полвека имя Прокудина-Горского, которого ещё называли «последним царским фотографом» было предано забвению. Проживая в эмиграции, он почти не снимал, его цель, миссия, которой...

Профессор Сергей Прокудин-Горский – фотохимик, ученый, пионер цветной фотографии в России. Благодаря своим многолетним исследованиям, усовершенствованию метода трехцветного наложения негативов, фотограф создал исключительный фотодокумент прошлого – дореволюционное государство «в истинном цвете». На фотографиях Прокудина-Горского живые люди, а не чёрно-белые миражи, это их ключевое отличие от привычной для начала ХХ столетия документальной фотографии. «Эти образы вечны, они не меняются», - писал он Толстому, убеждая позировать для цветного портрета. Ни одна репродукция того времени не способна достигнуть поразительной достоверности кадров Прокудина-Горского. Во время революции 1917 года фотограф эмигрировал из России и вывез часть коллекции. Сегодня его работы оцифрованы и находятся свободном доступе.

Почти полвека имя Прокудина-Горского, которого ещё называли «последним царским фотографом» было предано забвению. Проживая в эмиграции, он почти не снимал, его цель, миссия, которой он посвятил столько сил и времени, были преданы забвению. Как и его бесценные негативы, которые долгие годы пылились в подвале.

Потомственный дворянин Прокудин-Горский родился 30 августа 1863 года в родовом имении бывшей Владимирской губернии. Подлинных документов о его образовании не сохранилось, но известно, что юношей он стремился к новым знаниям. Учился в Александровском лицее Петербурга, не окончив его, стал слушателем лекций физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета. Один из курсов в учебном заведении читал Дмитрий Менделеев. Технические и научные знания не помешали ему также пройти курс живописи при Императорской академии художеств. Две противоположные страсти – стремление к изучению химии и желание проявить себя в искусстве, объединило увлечение фотографией. Молодой человек стал буквально одержим изучением и усовершенствованием фотографического искусства того времени. О его учебе в Европе мы также знаем преимущественно из семейных рассказов, но подлинно известно, что с немецким учёным Адольфом Мите, Прокудин-Горский был знаком лично. Именно фотокамера для «трёхцветной естественной фотографии», которую Мите сконструировал в 1901 году, показалась ему наиболее интересной и перспективной для собственных исследований. Автохром, который примерно в это же время (в 1903 году) запатентовали братья Люмьер, Прокудин-Горский изучил досконально, но остался верен методу Мите. Его не устроила способность автохрома «приукрашивать» реальность, в своих работах фотограф стремился к «документальному» цвету.

Трудоёмкий процесс нисколько его не пугал. Суть фотосъёмки заключалась в том, что на специальные стеклянные пластины каждая сцена снималась трижды. Через синий фильтр, через зелёный и, наконец, через красный. После изображения накладывались друг на друга, создавая полноцветную композицию (минус заключался в том, что подобным образом можно было снять только статичные объекты). Показ изображений происходил через «волшебный фонарь» – специальный проектор, усовершенствованный Прокудиным-Горским по собственным чертежам. Он также усовершенствовал фотоэмульсию, которая стала более детально передавать оттенки цвета, уменьшил время выдержки, тем самым сократив экспозицию до секунды и разработал метод тиражирования снимков в печати.

От фотографа теоретика он становится практиком. В сентябре 1903 года, путешествуя по территории Великого княжества Финляндского, снимает живописные осенние виды. Год за годом Прокудин-Горский отправляется в новые экспедиции: побережье Чёрного моря, Урал, Сибирь, Средняя Азия, Кавказ. Отснятый багаж позволяет ему участвовать в научных конгрессах и фотовыставках в Европе. Фотограф получает золотую медаль на международной выставке в Антверпене и медаль за «Лучшую работу» в области цветной фотографии от фотоклуба в Ницце.

Питерская квартира Прокудина-Горского на Большой Подьяческой давно превращена им в настоящую экспериментальную лабораторию. Здесь он проводит свои фотографические пробы и совершенствует технику, тут же издаёт журнал «Фотографъ-любитель», в котором подробно описывает свои открытия и публикует цветные фотографии в виде открыток. В 1908 году по настоянию друзей пишет письмо Льву Толстому и тот соглашается на съёмку с помощью новой техники. В публикации, которая сопровождает портрет, Прокудин-Горский с гордостью сообщает, что он создан «с натуры в натуральных красках, исполненный лишь техническими приёмами, без участия кисти и резца художника».

Показы цветных слайдов на родине собирают аплодисменты и овации, Прокудин-Горский становится настоящей знаменитостью. В 1909 году его приглашают в Царское село продемонстрировать свои снимки Николаю II и его семье. Фотограф устраивает волшебное представление, демонстрируя, вибрирующие цветом виды Кавказа, живописные просторы, древние храмы, быт простых людей. Увлечённо он делится с монархом замыслом снять десять тысяч цветных изображений, которые сохранили бы документальную подлинность нынешнего государства. Амбициозный фотограф получает специальный вагон для этих целей, также ему выделяют небольшой пароход, способный идти по мелководью с командой и официальный доступ во все места империи. Масштабный проект Прокудин-Горский финансирует за свой счёт, что вскоре ставит его под угрозу, поскольку личных средств фотографа недостаточно для такого глобального замысла.

За семь лет непрерывных путешествий по территории империи он снимает несколько тысяч цветных фотографий (по некоторым данным около 3,5 тысяч). Из тех, что наиболее отражают мастерство фотографа и усовершенствованный им метод – снимок Эмира Бухары (1911 год) в небесно-голубом халате. Сложно поверить, что фотография снята вначале века, настолько она кажется современной. Снимок дагестанских женщин в ярких нарядах на фоне невероятно глубокой панорамы гор. Крестьянские девушки в живописных сарафанах с полным блюдом ягод смотрят открыто в кадр и улыбаются. «Истинный цвет», к которому так стремится фотограф, словно стирает границу времени. Прошлое больше не двухцветное, оно живое, подлинное. То, что воспринималось отстраненно, как «книжная история», предстает вдруг в совершенно ином свете, вызывая любопытство, сочувствие, очарование. Люди живые, люди как мы.

Революция 1917 ставит крест на воплощении задуманного. Прокудин-Горский пытается найти компромисс с новой властью. Ему предлагают место профессора нового фото-киноинститута. Нарком просвещения Анатолий Луначарский, который ему покровительствует, осознаёт, что «бывшему царскому фотографу» всё же не место в большевистской России. Эмиграция Прокудина-Горского до сих пор – тайна за семью печатями. По одной из версий, именно Луначарский помог ему бежать из России. Также есть информация, что фотограф не вернулся из загранкомандировки. Вывез он часть негативов в чемодане (3500 пластин), или они были отправлены ему после, также доподлинно неизвестно. Вывоз части архива и судьба негативов, которые осталась в России, до сих пор неразрешимая загадка.

Эмигрировав в Норвегию, Прокудин-Горский перебрался в Англию, после же остановился в Париже, где открыл с сыновьями собственное фотоателье. Масштабную фотографическую деятельность он больше не проводил. Случалось, читал лекции по фотографии перед студентами. По слухам, в 1930-е он получил предложение вернуться в СССР и продолжить свою деятельность, но фотограф отказался. Его не стало 27 сентября 1944 года, на 81 году жизни, Сергей Прокудин-Горский похоронен на эмигрантском кладбище под Парижем.

Внуки фотографа вспоминают как его коллекция долгие годы хранилась в пыльном подвале и в 1948 году была продана семьей представителям Библиотеки Конгресса США за 5 тысяч долларов. Внук Дмитрий, которые унаследовал от деда его страсть к фотографии и съёмке, говорит, что продажа состоялась с целью сохранить коллекцию, было больно наблюдать как пыль и плесень её разрушают.

Бесценный фотоархив почти 50 лет лежал в запасниках и только в 2000-х годах был оцифрован и обнародован. Сейчас он находится в свободном доступе на сайте библиотеки. Это 1902 цветных (тройных) негатива и почти 2,5 тысячи черно-белых контрольных отпечатков (всего около 2600 изображений). В нашем альбоме 1305 цветных фотографий Сергея Прокудина-Горского в отличном качестве и большом разрешении.

Читать ещё ...
Бородинская церковь. (В куполе есть отверстие). Бородино, 1911 г., фотограф Сергей Прокудин-Горский
Боковой вид на водопад Кивач. Река Суна, 1915, фотограф Сергей Прокудин-Горский
Берег моря в Гаграх (в сторону Адлера), 1905-1915, фотограф Сергей Прокудин-Горский
Баржа в системе Мариинского канала. Российская империя, 1909, фотограф Сергей Прокудин-Горский
Аллея Chamaerops excelsus ветряная пальма, 1905-1915, фотограф Сергей Прокудин-Горский
Алексинский брод, где французы навели три моста. Бородино, поле боя, 1911 г., фотограф Сергей Прокудин-Горский
Часовня на месте, где рожала жена Ивана Грозного. В трех верстах от монастыря Федора Стратилата. Переславль-Залесский, 1911 г., фотограф Сергей Прокудин-Горский
Часовня на горе Чапан-Ата, в пяти верстах от Самарканда, 1905-1915, фотограф Сергей Прокудин-Горский
Церковь Святителя Николая Чудотворца на Подозерье. Ростов Великий, 1911 г., фотограф Сергей Прокудин-Горский
Церковь Оранты Божией Матери в Кремле. Ростов Великий, 1911 г., фотограф Сергей Прокудин-Горский
Церковь Казанской Божией Матери в монастыре Федора Стратилата. Переяславль-Залесский, 1911 г., фотограф Сергей Прокудин-Горский
Церковь Исидора Блаженного (Вознесения). Ростов Великий, 1911 г., фотограф Сергей Прокудин-Горский
Церковь Живоначальной Троицы в Преподобном монастыре. Суздаль, 1912 г., фотограф Сергей Прокудин-Горский
Церковь Бориса и Глеба. Суздаль, 1912 г., фотограф Сергей Прокудин-Горский
Цветущий абрикос (курага). Самарканд, 1905-1915, фотограф Сергей Прокудин-Горский
Хлопок в поместье Мургаб, 1905-1915, фотограф Сергей Прокудин-Горский
Фрагмент Дмитриевского собора. Владимир, 1911 г., фотограф Сергей Прокудин-Горский
Угол Голутвинского монастыря с Москвой-рекой. Коломна, 1912 г., фотограф Сергей Прокудин-Горский
Угловая башня Спасо-Яковлевского монастыря. Возле Ростова Великого, 1911 г., фотограф Сергей Прокудин-Горский
Угловая башня Голутвинского монастыря. Коломна, 1912 г., фотограф Сергей Прокудин-Горский
Троицкий собор. Кострома, 1910, фотограф Сергей Прокудин-Горский
Тонкий примыкание плотины и часть готового подоконника. Белоомут, 1912 г., фотограф Сергей Прокудин-Горский
Тип барака для военнопленных, 1915, фотограф Сергей Прокудин-Горский
Та же часовня на месте заключения Михаила Никитича Романова, вид с юго-востока. Деревня Ныроб. Урал, 1910, фотограф Сергей Прокудин-Горский
Та же церковь Церковь Пресвятой Богородицы в селе Городня с другой стороны. Старейшая церковь провинции, 1910, фотограф Сергей Прокудин-Горский
Суздаль. Церковь Димитрия Солунского, 1912 г., фотограф Сергей Прокудин-Горский
Строительство шлюза у села Кузьминское. река Ока, 1912 г., фотограф Сергей Прокудин-Горский
Строительство замка. Кузьминское, 1912 г., фотограф Сергей Прокудин-Горский
Станция Сегеж. Общий вид, 1915, фотограф Сергей Прокудин-Горский
Станция Миньяр, река Сим, 1910, фотограф Сергей Прокудин-Горский
Нет доступных фотографий