Фотоархив Библиотеки Конгресса: 90 000 редких исторических фотографий со всех уголков мира (свободные от авторских прав)

Фотоархив Библиотеки Конгресса: 90 000 редких исторических фотографий со всех уголков мира (свободные от авторских прав)

Библиотека Конгресса – крупнейшая библиотека в мире и старейшее федеральное культурное учреждение в Штатах. На протяжении более двух столетий она собирает коллекции удивительно разнообразные и не ограниченные тематикой, форматом или национальными барьерами. В хранилищах содержатся беспрецедентные по объёму исследовательские материалы со всех уголков мира, часть из которых перекочевала в открытый цифровой репозиторий.

С момента своего основания в 1800 году ресурсы библиотеки были доступны лишь для президента, членов Сената и конгрессменов США, откуда пошло и название. Сегодня погрузиться во многие отделы библиотечных фондов может каждый интернет-пользователь. В онлайн-архиве «Цифровые коллекции» Библиотеки Конгресса представлены около миллиона изображений: фотографий, плакатов, рисунков. Большинство из них свободны от авторских прав и находятся в общественном достоянии, а это значит, что их можно скачать в высоком разрешении и размещать в Сети.

Среди оцифрованных фотографий, которых примерно 90 000 в 70 коллекциях, такие замечательные собрания исторических и документальных материалов, как:

  • Более 2600 работ пионера цветной фотографии Сергея Прокудина-Горского, которые он сделал в период с 1905 по 1915 год в разных местах Российской империи, от Сибири до Крыма, а также в Европе.
  • Свыше 1100 фотографий Уильяма Крафта Брумфилда, американского фотографа, историка и профессора славистики в Тулейнском университете. Он сфотографировал самобытную архитектуру таких сибирских городов, как Пермь, Тюмень, Тобольск и Томск, издав фундаментальную монографию «История российской архитектуры» (1993).
  • Монументальная коллекция султана Абдул-Хамида II, последнего самодержавного правителя Османской империи. В собрании свыше 1800 фотографий периода 1880–1893 годов. В них запечатлены учебные заведения и студенты; хорошо оснащённый военный и флотский состав; спасательные и противопожарные бригады; фабрики; гавани; больницы; правительственные здания; византийские и османские...

Библиотека Конгресса – крупнейшая библиотека в мире и старейшее федеральное культурное учреждение в Штатах. На протяжении более двух столетий она собирает коллекции удивительно разнообразные и не ограниченные тематикой, форматом или национальными барьерами. В хранилищах содержатся беспрецедентные по объёму исследовательские материалы со всех уголков мира, часть из которых перекочевала в открытый цифровой репозиторий.

С момента своего основания в 1800 году ресурсы библиотеки были доступны лишь для президента, членов Сената и конгрессменов США, откуда пошло и название. Сегодня погрузиться во многие отделы библиотечных фондов может каждый интернет-пользователь. В онлайн-архиве «Цифровые коллекции» Библиотеки Конгресса представлены около миллиона изображений: фотографий, плакатов, рисунков. Большинство из них свободны от авторских прав и находятся в общественном достоянии, а это значит, что их можно скачать в высоком разрешении и размещать в Сети.

Среди оцифрованных фотографий, которых примерно 90 000 в 70 коллекциях, такие замечательные собрания исторических и документальных материалов, как:

  • Более 2600 работ пионера цветной фотографии Сергея Прокудина-Горского, которые он сделал в период с 1905 по 1915 год в разных местах Российской империи, от Сибири до Крыма, а также в Европе.
  • Свыше 1100 фотографий Уильяма Крафта Брумфилда, американского фотографа, историка и профессора славистики в Тулейнском университете. Он сфотографировал самобытную архитектуру таких сибирских городов, как Пермь, Тюмень, Тобольск и Томск, издав фундаментальную монографию «История российской архитектуры» (1993).
  • Монументальная коллекция султана Абдул-Хамида II, последнего самодержавного правителя Османской империи. В собрании свыше 1800 фотографий периода 1880–1893 годов. В них запечатлены учебные заведения и студенты; хорошо оснащённый военный и флотский состав; спасательные и противопожарные бригады; фабрики; гавани; больницы; правительственные здания; византийские и османские памятники; мечети; фонтаны; дворцы; панорамные пейзажи и городские сцены.
  • 7500 фотохромных изображений из Европы, Ближнего Востока и Северной Америки. Картинки выпускались в основном с 1890-х по 1910-е годы компанией Photoglob в Цюрихе и издательством Detroit Publishing Company в Мичигане. На них запечатлены виды, которые привлекали путешественников, включая пейзажи, архитектуру, уличные сцены, повседневную жизнь и культуру. Яркие изображения раскупали в качестве сувениров, собирали в альбомы или вставлялись в рамки. Сотрудники Библиотеки Конгресса распределили фотохромы в группы по географическому признаку: Англия, Норвегия, Россия и десятки других мест.
  • Фотографии Крымской войны Роджера Фентона, первого официального военного фотографа. Он купил фургон бывшего виноторговца и переоборудовал его в передвижную фотолабораторию. В Крыму провёл менее четырёх месяцев (с 8 марта по 26 июня 1855 года) и сделал 360 фотографий, 268 из которых доступны онлайн. Фотограф работал в чрезвычайно тяжёлых условиях и своими глазами видел ужасы войны. Однако в его фотографиях нет ни реальных боевых сцен, ни их разрушительных последствий. Отчасти такой подход связан с возможностями фотографической техники, отчасти – обусловлен художественными взглядами автора.
  • Работы Эдварда Кёртиса – уникальные фотодокументы о североамериканских индейцах из разных геокультурных регионов: Тихоокеанского Северо-Запада, Юго-Запада, Большого Бассейна, Великих равнин, Калифорнии и Аляски. Онлайн доступны 1075 работ. Наряду со студийными портретами есть полевые фотографии. В них коренные американцы демонстрируют традиционную и церемониальную одежду, ловят рыбу или заняты ритуалами, например, исполняют танец, чтобы небесная сущность, проглотившая Луну, извергла её обратно (лунное затмение).
  • Изображения, созданные самой ранней работоспособной технологией фотографии, – дагерротипией. Онлайн доступны 868 дагерротипов, начиная с первого в истории автопортрета. Его сделал Роберт Корнелиус в 1839 году. Поскольку фотографический процесс был сопряжён техническими ограничениями, большинство изображений – студийные портреты. Но имеются также архитектурные виды и сцены на открытом воздухе, например, Капитолий и пароход «Бен Кэмпбелл». Вне зависимости от состава кадры больше напоминают отражения в зеркале, чем современные снимки.
  • «Русские балеты Сержа Дягилева» – 250 изображений, которые относятся к эпохе огромного успеха Русского балета Дягилева, завершившейся в 1929 году с его смертью. Впоследствии танцоры и хореографы балетной антрепризы образовали другие танцевальные труппы, которые помогли сформировать новую эру современного балета. В снимках можно увидеть артистов в костюмах и сцены в декорациях знаменитых постановок. Доступ открыт пока не ко всем изображениям коллекции, процесс оцифровки продолжается.
  • Более 1800 снимков из «Коллекции Карпентера», насчитывающей более 15 000 изображений, которые Фрэнк Джордж Карпентер создал лично или собрал из других источников. Будучи путешественником, писателем и фотографом, он издавал учебники по географии, читал лекции и написал серию книг под названием «Путешествия Карпентера по миру». Сам создавал иллюстративный материал, странствуя по Аляске, Бразилии, Европе, Китаю.
  • 22 000 фотографий из Коллекции Мэтсона (Г. Эрика и Эдит). Это собрание – богатый источник исторических изображений Ближнего Востока. На большинстве снимков изображена Палестина (современный Израиль и Западный берег) с 1898 по 1946 год. Коллекция начала формироваться с появлением Отдела фотографии Американской колонии. Дело продолжила его преемница, фирма Matson Photo Service.
  • Наибольшая часть из сохранившегося наследия Джона Грабилла (John C. H. Grabill), а это 188 исторических фотографий, которые он отправлял в Библиотеку Конгресса с 1887 по 1892 год. Сегодня эти кадры знакомят зрителя с развитием железных дорог и горнодобывающей промышленности, жизнью в новых городах и посёлках, животноводством и охотой, с золотодобычей и пейзажами Дикого Запада.
  • Негативы братьев Райт – 300 изображений, большинство из которых Уилбер и Орвилл Райт сделали сами в период с 1897 по 1928 год, документируя свои успехи и неудачи в экспериментах с летательными аппаратами. В коллекции представлены материалы о лаборатории братьев, двигателях, моделях, экспериментальных самолётах, взлётно-посадочных полосах, полётах и даже авариях. Также в собрании семейные портреты, снимки друзей, домов, пейзажей и, конечно, самое известное изображение в коллекции – «Первый полёт» 1903 года.
  • 1395 снимков американского фотографа Карла Ван Вехтена (1880 – 1964). Основная часть работ создана в период с 1932 по 1964 год и состоит из портретных фотографий знаменитостей, в том числе многих деятелей культурного движения Гарлемский ренессанс. Гораздо меньше доля американских пейзажей.

Перечисленные коллекции – лишь небольшая часть великолепных архивных фотографий, ждущих своего зрителя, чем бы он не интересовался: ранними фотографиями Стэнли Кубрика, повседневной жизнью Енисейской губернии или богатейшим наследием Арнольда Генте.

Ещё
Нет доступных фотографий