Сергей Прокудин-Горский: дореволюционная Россия в цвете в уникальной фотолетописи

Профессор Сергей Прокудин-Горский – фотохимик, ученый, пионер цветной фотографии в России. Благодаря своим многолетним исследованиям, усовершенствованию метода трехцветного наложения негативов, фотограф создал исключительный фотодокумент прошлого – дореволюционное государство «в истинном цвете». На фотографиях Прокудина-Горского живые люди, а не чёрно-белые миражи, это их ключевое отличие от привычной для начала ХХ столетия документальной фотографии. «Эти образы вечны, они не меняются», - писал он Толстому, убеждая позировать для цветного портрета. Ни одна репродукция того времени не способна достигнуть поразительной достоверности кадров Прокудина-Горского. Во время революции 1917 года фотограф эмигрировал из России и вывез часть коллекции. Сегодня его работы оцифрованы и находятся свободном доступе.

Почти полвека имя Прокудина-Горского, которого ещё называли «последним царским фотографом» было предано забвению. Проживая в эмиграции, он почти не снимал, его цель, миссия, которой...

Профессор Сергей Прокудин-Горский – фотохимик, ученый, пионер цветной фотографии в России. Благодаря своим многолетним исследованиям, усовершенствованию метода трехцветного наложения негативов, фотограф создал исключительный фотодокумент прошлого – дореволюционное государство «в истинном цвете». На фотографиях Прокудина-Горского живые люди, а не чёрно-белые миражи, это их ключевое отличие от привычной для начала ХХ столетия документальной фотографии. «Эти образы вечны, они не меняются», - писал он Толстому, убеждая позировать для цветного портрета. Ни одна репродукция того времени не способна достигнуть поразительной достоверности кадров Прокудина-Горского. Во время революции 1917 года фотограф эмигрировал из России и вывез часть коллекции. Сегодня его работы оцифрованы и находятся свободном доступе.

Почти полвека имя Прокудина-Горского, которого ещё называли «последним царским фотографом» было предано забвению. Проживая в эмиграции, он почти не снимал, его цель, миссия, которой он посвятил столько сил и времени, были преданы забвению. Как и его бесценные негативы, которые долгие годы пылились в подвале.

Потомственный дворянин Прокудин-Горский родился 30 августа 1863 года в родовом имении бывшей Владимирской губернии. Подлинных документов о его образовании не сохранилось, но известно, что юношей он стремился к новым знаниям. Учился в Александровском лицее Петербурга, не окончив его, стал слушателем лекций физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета. Один из курсов в учебном заведении читал Дмитрий Менделеев. Технические и научные знания не помешали ему также пройти курс живописи при Императорской академии художеств. Две противоположные страсти – стремление к изучению химии и желание проявить себя в искусстве, объединило увлечение фотографией. Молодой человек стал буквально одержим изучением и усовершенствованием фотографического искусства того времени. О его учебе в Европе мы также знаем преимущественно из семейных рассказов, но подлинно известно, что с немецким учёным Адольфом Мите, Прокудин-Горский был знаком лично. Именно фотокамера для «трёхцветной естественной фотографии», которую Мите сконструировал в 1901 году, показалась ему наиболее интересной и перспективной для собственных исследований. Автохром, который примерно в это же время (в 1903 году) запатентовали братья Люмьер, Прокудин-Горский изучил досконально, но остался верен методу Мите. Его не устроила способность автохрома «приукрашивать» реальность, в своих работах фотограф стремился к «документальному» цвету.

Трудоёмкий процесс нисколько его не пугал. Суть фотосъёмки заключалась в том, что на специальные стеклянные пластины каждая сцена снималась трижды. Через синий фильтр, через зелёный и, наконец, через красный. После изображения накладывались друг на друга, создавая полноцветную композицию (минус заключался в том, что подобным образом можно было снять только статичные объекты). Показ изображений происходил через «волшебный фонарь» – специальный проектор, усовершенствованный Прокудиным-Горским по собственным чертежам. Он также усовершенствовал фотоэмульсию, которая стала более детально передавать оттенки цвета, уменьшил время выдержки, тем самым сократив экспозицию до секунды и разработал метод тиражирования снимков в печати.

От фотографа теоретика он становится практиком. В сентябре 1903 года, путешествуя по территории Великого княжества Финляндского, снимает живописные осенние виды. Год за годом Прокудин-Горский отправляется в новые экспедиции: побережье Чёрного моря, Урал, Сибирь, Средняя Азия, Кавказ. Отснятый багаж позволяет ему участвовать в научных конгрессах и фотовыставках в Европе. Фотограф получает золотую медаль на международной выставке в Антверпене и медаль за «Лучшую работу» в области цветной фотографии от фотоклуба в Ницце.

Питерская квартира Прокудина-Горского на Большой Подьяческой давно превращена им в настоящую экспериментальную лабораторию. Здесь он проводит свои фотографические пробы и совершенствует технику, тут же издаёт журнал «Фотографъ-любитель», в котором подробно описывает свои открытия и публикует цветные фотографии в виде открыток. В 1908 году по настоянию друзей пишет письмо Льву Толстому и тот соглашается на съёмку с помощью новой техники. В публикации, которая сопровождает портрет, Прокудин-Горский с гордостью сообщает, что он создан «с натуры в натуральных красках, исполненный лишь техническими приёмами, без участия кисти и резца художника».

Показы цветных слайдов на родине собирают аплодисменты и овации, Прокудин-Горский становится настоящей знаменитостью. В 1909 году его приглашают в Царское село продемонстрировать свои снимки Николаю II и его семье. Фотограф устраивает волшебное представление, демонстрируя, вибрирующие цветом виды Кавказа, живописные просторы, древние храмы, быт простых людей. Увлечённо он делится с монархом замыслом снять десять тысяч цветных изображений, которые сохранили бы документальную подлинность нынешнего государства. Амбициозный фотограф получает специальный вагон для этих целей, также ему выделяют небольшой пароход, способный идти по мелководью с командой и официальный доступ во все места империи. Масштабный проект Прокудин-Горский финансирует за свой счёт, что вскоре ставит его под угрозу, поскольку личных средств фотографа недостаточно для такого глобального замысла.

За семь лет непрерывных путешествий по территории империи он снимает несколько тысяч цветных фотографий (по некоторым данным около 3,5 тысяч). Из тех, что наиболее отражают мастерство фотографа и усовершенствованный им метод – снимок Эмира Бухары (1911 год) в небесно-голубом халате. Сложно поверить, что фотография снята вначале века, настолько она кажется современной. Снимок дагестанских женщин в ярких нарядах на фоне невероятно глубокой панорамы гор. Крестьянские девушки в живописных сарафанах с полным блюдом ягод смотрят открыто в кадр и улыбаются. «Истинный цвет», к которому так стремится фотограф, словно стирает границу времени. Прошлое больше не двухцветное, оно живое, подлинное. То, что воспринималось отстраненно, как «книжная история», предстает вдруг в совершенно ином свете, вызывая любопытство, сочувствие, очарование. Люди живые, люди как мы.

Революция 1917 ставит крест на воплощении задуманного. Прокудин-Горский пытается найти компромисс с новой властью. Ему предлагают место профессора нового фото-киноинститута. Нарком просвещения Анатолий Луначарский, который ему покровительствует, осознаёт, что «бывшему царскому фотографу» всё же не место в большевистской России. Эмиграция Прокудина-Горского до сих пор – тайна за семью печатями. По одной из версий, именно Луначарский помог ему бежать из России. Также есть информация, что фотограф не вернулся из загранкомандировки. Вывез он часть негативов в чемодане (3500 пластин), или они были отправлены ему после, также доподлинно неизвестно. Вывоз части архива и судьба негативов, которые осталась в России, до сих пор неразрешимая загадка.

Эмигрировав в Норвегию, Прокудин-Горский перебрался в Англию, после же остановился в Париже, где открыл с сыновьями собственное фотоателье. Масштабную фотографическую деятельность он больше не проводил. Случалось, читал лекции по фотографии перед студентами. По слухам, в 1930-е он получил предложение вернуться в СССР и продолжить свою деятельность, но фотограф отказался. Его не стало 27 сентября 1944 года, на 81 году жизни, Сергей Прокудин-Горский похоронен на эмигрантском кладбище под Парижем.

Внуки фотографа вспоминают как его коллекция долгие годы хранилась в пыльном подвале и в 1948 году была продана семьей представителям Библиотеки Конгресса США за 5 тысяч долларов. Внук Дмитрий, которые унаследовал от деда его страсть к фотографии и съёмке, говорит, что продажа состоялась с целью сохранить коллекцию, было больно наблюдать как пыль и плесень её разрушают.

Бесценный фотоархив почти 50 лет лежал в запасниках и только в 2000-х годах был оцифрован и обнародован. Сейчас он находится в свободном доступе на сайте библиотеки. Это 1902 цветных (тройных) негатива и почти 2,5 тысячи черно-белых контрольных отпечатков (всего около 2600 изображений). В нашем альбоме 1305 цветных фотографий Сергея Прокудина-Горского в отличном качестве и большом разрешении.

Читать ещё ...
Пруд питает водой турбину электростанции. По дороге к водопадам. Гагра, 1905-1915, фотограф Сергей Прокудин-Горский
Продавец лепешек. Самарканд, 1905-1915, фотограф Сергей Прокудин-Горский
Пресс-подборщик для сена, 1915, фотограф Сергей Прокудин-Горский
Полицейский в Самарканде, 1905-1915, фотограф Сергей Прокудин-Горский
Полевые маки, 1905-1915, фотограф Сергей Прокудин-Горский
Подставка для фруктов. Самарканд, 1905-1915, фотограф Сергей Прокудин-Горский
По пути к мосту Юрезан, 1910, фотограф Сергей Прокудин-Горский
Плотник. Самарканд, 1905-1915, фотограф Сергей Прокудин-Горский
Плотина Святого Павла в Девятине. Российская империя, 1909, фотограф Сергей Прокудин-Горский
Перевозка пиломатериалов для плавки железной руды, 1910, фотограф Сергей Прокудин-Горский
Пастух. Самарканд, 1905-1915, фотограф Сергей Прокудин-Горский
Осень. Пейзаж у села Горки. Бородино Поле боя, 1911 г., фотограф Сергей Прокудин-Горский
Оросительный канал (арык) в усадьбе Мургаб, 1905-1915, фотограф Сергей Прокудин-Горский
Общий вид на монастырь и берег моря из кельи отца Тиверия. Новый Афон, 1905-1915, фотограф Сергей Прокудин-Горский
Общий вид Кремля с колокольни Всехсвятского храма. Ростов Великий, 1911 г., фотограф Сергей Прокудин-Горский
Общий вид дворца великого князя Михаила Николаевича. Боржом, 1905-1915, фотограф Сергей Прокудин-Горский
Общий вид Винокурной скалы с ее отрога. Река Чусовая, 1912 г., фотограф Сергей Прокудин-Горский
Нищие. Самарканд, 1905-1915, фотограф Сергей Прокудин-Горский
Наблюдение солнечного затмения 1 января 1907 года у станции Черняево в горах Тянь-Шаня над Салюктинскими рудниками. Голодная степь, 1907 янв., фотограф Сергей Прокудин-Горский
Набережная озера Селигер. Рыбацкие поселки на озере Селигер, 1910, фотограф Сергей Прокудин-Горский
На реке Сим. Пастух, 1910, фотограф Сергей Прокудин-Горский
На реке Сим возле станции Аша-Балашовский, 1910, фотограф Сергей Прокудин-Горский
На Регистане. Самарканд, 1905-1915, фотограф Сергей Прокудин-Горский
На работах в верховьях Сыр-Дарьи. Голодная степь, 1905-1915, фотограф Сергей Прокудин-Горский
На пути к мосту Юрезан, 1910, фотограф Сергей Прокудин-Горский
Мулла со своими ученицами возле Артомелинской мечети в Артвине, 1905-1915, фотограф Сергей Прокудин-Горский
Мугань. Николаевка. В саду поселенца. Гранаты, 1905-1915, фотограф Сергей Прокудин-Горский
Муганская степь. Грузинка в народном костюме, 1905-1915, фотограф Сергей Прокудин-Горский
Летний центр общественных собраний, Баку, Азербайджан, 1912-1915, фотограф Сергей Прокудин-Горский
Лесорубы на реке Свирь. Российская империя, 1909, фотограф Сергей Прокудин-Горский
Нет доступных фотографий