Московский кинофестиваль: самый нетипичный и непредсказуемый

Московский кинофестиваль: самый нетипичный и непредсказуемый
Московский кинофестиваль: самый нетипичный и непредсказуемый

Мало кто знает, но Московский международный кинофестиваль – один из старейших в мире, старше него только Венецианский. И несмотря на то, что значение ММКФ часто преуменьшают в сравнении с Каннами, Берлинале или той же Венецией, он по праву занимает место в списке пятнадцати самых престижных фестивалей класса «А», установленном Международной федерацией ассоциаций кинопродюсеров.

История Московского кинофестиваля началась в далёком 1935-м году и была весьма непростой. Фестиваль прекратил своё...

Мало кто знает, но Московский международный кинофестиваль – один из старейших в мире, старше него только Венецианский. И несмотря на то, что значение ММКФ часто преуменьшают в сравнении с Каннами, Берлинале или той же Венецией, он по праву занимает место в списке пятнадцати самых престижных фестивалей класса «А», установленном Международной федерацией ассоциаций кинопродюсеров.

История Московского кинофестиваля началась в далёком 1935-м году и была весьма непростой. Фестиваль прекратил своё существование с началом Великой Отечественной и был возобновлён лишь в 1959-м году, но с регламентом проведения раз в два года. Ежегодно и на постоянной основе конкурсная программа стала проходить лишь с 1999-го года. В связи с этим менялся и главный приз фестиваля – Большой приз заменил Золотой приз, а его в свою очередь Золотой Святой Георгий.

Несмотря на подобную «лихорадку», организаторы раз за разом находили новые возможности, а фестиваль менял культурные «ниши», то показывая выдающихся классиков вроде Акира Куросава («Дерсу Узала»), Видора («Хлеб наш насущный»), Федерико Феллини («Восемь с половиной»), Сергея Бондарчука («Судьба человека»), Анджея Вайды («Земля обетованная») или Витторио де Сика («Брак по-итальянски»), то представляя киносообществу малоизвестные таланты в лице Кшиштофа Кесьлёвского («Кинолюбитель»), Генри Бина («Фанатик»), Фархата Шарипова («Тренинг личностного роста»), Эдуарда Новикова («Царь-птица»), то заново открывая режиссёров «второй линии» вроде Маурицио Никетти («Похитители мыла»), Резы Миркарими («Дочь»), Лян Цяо («Хохлатый ибис»), Кадзуёси Кумакири («Мой мужчина») и др.

Уже из вышеперечисленных имён можно понять, что география конкурса весьма широка. Большие кинематографические державы, такие как Италия, США и Япония, соседствуют здесь с экзотическими даже по меркам Берлинале Кубой, Вьетнамом и Гвинеей. Большое внимание уделялось организаторами странам бывшего «соцлагеря», в первую очередь Польше, а также Венгрии и Болгарии. Не стеснялись они выделять и отечественных режиссёров, подчёркивая преемственность от советского кино Станислава Ростоцкого и Георгия Данелия, до современных российских картин Веры Сторожевой и Андрея Зайцева.

Если говорить о жанрах, то Московский кинофестиваль неизменно отдаёт преимущество психологическим драмам. Будет к драме примешан криминал, комедия, историческое или военное кино – не столь важно, главное – глубокий бытовой, а лучше идейный или мировоззренческий конфликт в центре сюжета. При этом «традиционные» для драм сюжеты, вроде проблем незащищённых слоёв населения («Генералы песчаных карьеров»), семейных взаимоотношений («Комната Марвина») и кризиса личности («Восемь с половиной») дополняют нетривиальные размышления о природе ксенофобии («Фанатик»), трагикомедийная история о чести и мечте («Мимино») и криминальная о мечте и смерти («Достучаться до небес»).

Помимо прочего, фестиваль был и остаётся мостиком, связывавшим СССР и Россию с творческим миром Европы, что играет немаловажную роль в преодолении политических и идеологических противоречий. Знаковым в этом контексте является тот факт, что благодаря фестивалю познакомились Владимир Высоцкий и Марина Влади. Впрочем, не обходилось и без казусов. Так, например, Григорий Чухрай, будучи лауреатом ММКФ и членом жюри, вопреки негласному партийному пожеланию наградил ставшую впоследствии культовой картину Федерико Феллини «Восемь с половиной».

Кроме художественной программы, ММКФ славится вниманием к документальному кино, а также является влиятельной переговорной площадкой для представителей кинобизнеса. Отдельный интерес вызывают у зрителя показы больших внеконкурсных премьер и ретроспективы выдающихся картин прошлого. Московский кинофестиваль сейчас – огромный культурный кластер, который оказывает большое влияние на российский кинорынок, открывает новые имена и поддерживает статус России, как страны с большим кинематографическим прошлым.

Ещё

«Брак по-итальянски»: непростые отношения бывшей проститутки и состоятельного кутилы

«Брак по-итальянски»: непростые отношения бывшей проститутки и состоятельного кутилы

Брак по-итальянски / Marriage Italian-Style (1964)
Рейтинг IMDb: 7,5; Кинопоиска: 8,0

В 1943-м году в одном из публичных домов города Неаполя юная проститутка Филумена знакомится с богатым молодым человеком Доменико. Они общаются, пережидая бомбёжку, но по окончании расстаются, чтобы встретиться...

Брак по-итальянски / Marriage Italian-Style (1964)
Рейтинг IMDb: 7,5; Кинопоиска: 8,0

В 1943-м году в одном из публичных домов города Неаполя юная проститутка Филумена знакомится с богатым молодым человеком Доменико. Они общаются, пережидая бомбёжку, но по окончании расстаются, чтобы встретиться два года спустя, когда война будет окончена. Между молодыми людьми возникает постоянная связь, но если Филумена без оглядки влюблена, то чувства Доменико можно охарактеризовать скорее как симпатию. Они встречаются на вечер в борделе и лишь некоторое время спустя Доменико находит девушке отдельное жильё. Еще пару лет требуется, чтобы Филумена перебралась в дом возлюбленного. Правда остаётся она там в качестве практически служанки, присматривая за больной матерью Доменико. Постепенно на плечи Филумены ложится и руководство бизнесом молодого человека, в это время продолжающего вести разгульную жизнь…

Классик итальянского неореализма Витторио де Сика даже после двадцати лет неустанного труда на ниве кино не растерял запал и предъявил зрителю один из главных итальянских фильмов 1960-х. Сплавляя драматичные обстоятельства с комичными ситуациями и приправляя это щепоткой романтического кино, он создаёт идеальную мелодраму, ставшую своеобразным «каноном» жанра. К написанию сценария, помимо автора оригинальной пьесы Эдуардо де Филиппо, приложил руку легендарный Тонино Гуэрра, а главных персонажей безупречно воплотил дуэт Софи Лорен и Марчелло Мастроянни.

Ещё

«Фанатик»: каково быть скинхедом еврейского происхождения

«Фанатик»: каково быть скинхедом еврейского происхождения

Фанатик / The Believer (2001)
Рейтинг IMDb: 7,2; Кинопоиска: 7,2

Дэнни Балинт по происхождению еврей, к тому же учился в еврейской школе и мечтал стать раввином, пока его не отчислили за вольнодумство. Он вступает в конфликт не только с окружающим миром, но и с собственными убеждениями, что...

Фанатик / The Believer (2001)
Рейтинг IMDb: 7,2; Кинопоиска: 7,2

Дэнни Балинт по происхождению еврей, к тому же учился в еврейской школе и мечтал стать раввином, пока его не отчислили за вольнодумство. Он вступает в конфликт не только с окружающим миром, но и с собственными убеждениями, что приводит к радикальной перемене его жизни. Дэнни становится неонацистом и пропагандирует отстранение евреев от любых руководящих должностей. Ораторский талант, при помощи которого Дэнни должен был нести божью волю, теперь используется им против своих единоверцев. Но рано или поздно двойственная сущность убеждений даёт о себе знать. Дэнни может сколько угодно ненавидеть своих одноклассников из ешивы, но не может простить Холокост. Он может участвовать в нападении на синагогу, но разорванный свиток торы, бередит едва заросшие раны в душе Дэнни…

Генри Бин – профессиональный сценарист, который не только писал оригинальные сценарии, но по просьбе студийных воротил Голливуда доводил до ума чужие. Однако сценарий фанатика Бин не мог доверить никому кроме себя и сел в режиссёрское кресло в первый раз незадолго до пятидесятилетия. И дебют, затрагивающий проблемы веры, самоопределения и ксенофобии, получился впечатляющим. Второй и не менее, а может быть и более важный дебютант, подаренный зрителю «Фанатиком» – Райан Гослинг, с потрясающей убедительностью сыгравший в картине первую свою главную роль. Совокупность талантов и принесла картине «Золотого Святого Георгия» ММКФ.

Ещё

«Мимино»: мечтающий о небе провинциал пытается не потерять себя в столице

«Мимино»: мечтающий о небе провинциал пытается не потерять себя в столице

Мимино / Mimino (1977)
Рейтинг
IMDb: 8,2; Кинопоиска: 8,0

Валико Мизандари работает пилотом вертолёта в грузинской провинции. Живёт он вместе с дедом, сестрой, брошенной мужем, и её ребёнком. Это не мешает Мимино, как его зовут друзья, мечтать о большой авиации. Встреча с бывшим однокурсником,...

Мимино / Mimino (1977)
Рейтинг
IMDb: 8,2; Кинопоиска: 8,0

Валико Мизандари работает пилотом вертолёта в грузинской провинции. Живёт он вместе с дедом, сестрой, брошенной мужем, и её ребёнком. Это не мешает Мимино, как его зовут друзья, мечтать о большой авиации. Встреча с бывшим однокурсником, который летает на международных маршрутах подстёгивает его к решительным действиям. К тому же он влюбляется в стюардессу Ларису. Мимино отправляется в Москву, где знакомится с соседом по гостиничному номеру шофёром-армянином Рубеном. Поначалу между горячими кавказцами вспыхивает соперничество, которое вскоре сменяется товариществом, а после и дружбой. Но столица не спешит распахивать свои объятия гостям…

Георгий Данелия – сам по себе кинематографический микрокосм. Важность и глубину его картин довольно легко упустить, отвлёкшись на бытовые сюжеты и комичные ситуации, однако делать этого категорически нельзя. Феномен Данелия трудно кристаллизовать в слова, но его подлинный гуманизм сродни чеховскому. Впрочем, если писатель-классик своих героев часто откровенно не любит, то режиссёр любит и понимает как будто всех. Любит неудачника-сантехника Афоню, малоприятных инопланетян Уэфа и Би, ну и конечно Мимино.

При этом, практически не выходя за рамки реалистического повествования, Данелия примешивает к нему элементы сказок и притч, отчего сюжеты картин режиссёра не теряют актуальности по сей день. Сценарий «Мимино» был написан Данелия в триумвирате с Резо Габриадзе и Викторией Токаревой, а главные роли безупречно исполнили Вахтанг Кикабидзе и Фрунзик Мкртчян, что позволило картине заслуженно получить Золотой приз Московского кинофестиваля.

Ещё

«Комната Марвина»: выбрать между семьёй и личным счастьем

«Комната Марвина»: выбрать между семьёй и личным счастьем

Комната Марвина / Marvin's Room (1996)
Рейтинг IMDb: 7,5; Кинопоиска: 8,0

Бесси и Ли – две очень непохожие друг на друга сестры. Их отец уже много лет прикован к постели и Бесси самоотверженно посвятила жизнь заботе о нём. Ли же выскочила замуж и, покинув отчий дом, никогда в него не...

Комната Марвина / Marvin's Room (1996)
Рейтинг IMDb: 7,5; Кинопоиска: 8,0

Бесси и Ли – две очень непохожие друг на друга сестры. Их отец уже много лет прикован к постели и Бесси самоотверженно посвятила жизнь заботе о нём. Ли же выскочила замуж и, покинув отчий дом, никогда в него не возвращалась. Но всё изменилось, когда у Бесси обнаружили подозрение на рак и ей понадобилась трансплантация костного мозга, желательно – от близкого родственника. Ли соглашается приехать и берёт с собой сыновей. Но куда больше её волнует не болезнь сестры, а боязнь остаться при больном отце; женщина даже начинает искать для него место в хосписе и понимает, что это будет ей не по карману…

Джерри Закс – в первую очередь очень успешный театральный режиссёр, который работал на знаменитом Бродвее и являлся многократным лауреатом Тони. Кроме этого он снимался в кино, а также снимал сам. «Комната Марвина» – главная картина Закса, поставленная по пьесе Скотта МакФерсона, которая привнесла в кино утончённую театральную драматургию. И актёрский ансамбль подбирался, как будто нарочно из лучших – Мерил Стрип, Леонардо Ди Каприо, Дайан Китон и Роберт Де Ниро не нуждаются в долгих представлениях. Триумф на ММКФ принёс Заксу сотоварищи Золотого Святого Георгия, а Мэрил Стрип и Дайан Китон за свои роли получили Золотой глобус и Оскар соответственно.

Ещё

«Судьба человека»: уйти на войну проще, чем вернуться с войны

«Судьба человека»: уйти на войну проще, чем вернуться с войны

Судьба человека / Fate of a Man (1959)
Рейтинг
IMDb: 8,0; Кинопоиска: 8,4

Андрей Соколов – простой шофёр, которому с началом Великой Отечественной войны приходится расстаться с женой и дочерьми. В самые тяжёлые первые месяцы войны Андрея ранят, и он попадает сначала в немецкий плен, а после – в...

Судьба человека / Fate of a Man (1959)
Рейтинг
IMDb: 8,0; Кинопоиска: 8,4

Андрей Соколов – простой шофёр, которому с началом Великой Отечественной войны приходится расстаться с женой и дочерьми. В самые тяжёлые первые месяцы войны Андрея ранят, и он попадает сначала в немецкий плен, а после – в концентрационный лагерь. Местное начальство пытается сломить волю пленника, однако он с честью выдерживает все нечеловеческие испытания. Воспользовавшись удачным случаем Андрей бежит из концлагеря и пробирается через линию фронта с пленным офицером-фашистом. Во время краткосрочного отпуска, он отправляется к семье, но узнаёт, что их жизни унесла бомбёжка. Единственный, кто уцелел, сын, ушедший на фронт. Это будет не последнее тяжёлое известие для простого советского человека и ему придётся приложить все силы, чтобы не сдаться и найти новый смысл в жизни…

Фильмы, где режиссёр выступает одновременно главным актёром, нельзя назвать редкостью, но и шедевров среди таких картин относительно немного – слишком сложна задача. Сергей Бондарчук, подобно герою «Судьбы человека», взвалил на свои плечи этот нелёгкий груз и с честью донёс свой дебютный фильм до зрителя. Эпические дорогостоящие картины и награды вроде Оскара в будущем, пока же на примере одной личной истории, по мотивам одноименного рассказа нобелиата Михаила Шолохова, Бондарчук показал судьбу целой страны и абсолютно заслуженно стал обладателем Золотого приза Московского кинофестиваля.

Ещё

«Достучаться до небес»: неделя, чтобы исполнить все мечты перед смертью

«Достучаться до небес»: неделя, чтобы исполнить все мечты перед смертью

Достучаться до небес / Knockin’ On Heaven’s Door (1997)
Рейтинг
IMDb: 8,0; Кинопоиска: 8,6

Двое непохожих пациентов больницы – дерзкий Мартин и законопослушный Руди – узнают о том, что у каждого из них неоперабельный рак. Лёжа в одной палате они разговариваются и распивают найденную бутылку...

Достучаться до небес / Knockin’ On Heaven’s Door (1997)
Рейтинг
IMDb: 8,0; Кинопоиска: 8,6

Двое непохожих пациентов больницы – дерзкий Мартин и законопослушный Руди – узнают о том, что у каждого из них неоперабельный рак. Лёжа в одной палате они разговариваются и распивают найденную бутылку текилы, которая придаёт им уверенности во внезапно появившемся плане. Оказывается, Руди никогда не был у моря и Мартин загорается желанием показать товарищу это чудо. Они угоняют дорогой Мерседес, грабят банк и, уходя от преследования полиции, пытаются в сжатые наверстать всё, что не успели взять от жизни…

Бывают случаи, когда режиссёр, сняв определённо культовое кино, навсегда уходит в его тень. Так случилось с Томасом Яном и его «Достучаться до небес». Но стоит ли сожалеть об этом, ведь у многих не найдётся и одной культовой картины на всю фильмографию? В легковесную обёртку криминальной комедии Яну удалось завернуть размышления о скоротечности жизни, непредсказуемости фатума и необходимости быть счастливым сейчас. Главные роли исполнили лучшие немецкие и европейские актёры Тиль Швайгер (который является полноправным соавтором сценария, он же получил Серебряного Святого Георгия за лучшую мужскую роль), Ян Йозеф Лиферс, Мориц Блайбтрой, Рутгер Хауэр и др.

Ещё

«Дерсу Узала»: путешествие храбрецов через прекрасную и опасную тайгу

«Дерсу Узала»: путешествие храбрецов через прекрасную и опасную тайгу

Дерсу Узала / Dersu Uzala (1975)
Рейтинг
IMDb: 8,3; Кинопоиска: 8,0

Офицер императорской армии Владимир Арсеньев увлечён исследованиями белых пятен на карте Уссурийского края. Помощником, проводником и спутником Арсеньев выбирает себе нанайского охотника Дерсу Узала из числа местных жителей....

Дерсу Узала / Dersu Uzala (1975)
Рейтинг
IMDb: 8,3; Кинопоиска: 8,0

Офицер императорской армии Владимир Арсеньев увлечён исследованиями белых пятен на карте Уссурийского края. Помощником, проводником и спутником Арсеньев выбирает себе нанайского охотника Дерсу Узала из числа местных жителей. Вместе они отправляются в многокилометровое путешествие по дикой тайге. Им на долю выпадет немало удивительных и опасных приключений: встреча с тигром, столкновение с отрядом браконьеров, страшный лесной пожар, важные геологические открытия, болезни и лишения. Но героев, кажется, не под силу остановить даже провидению…

Сотрудничество японского и советского кинематографа – случай практически исключительный, но так уж вышло, что легендарный Акира Куросава долгие годы мечтал снять фильм по мотивам одноимённой беллетризированной автобиографии Владимира Арсеньева. Режиссёру удалось показать человека на фоне удивительного мира дикой природы, не противопоставляя первого последней, а показывая их в естественном симбиозе. Приключения сменяются сценами созерцания (чему помогает широкоформатная съёмка), в которые зрителю открываются простые, но так часто забываемые человеком истины.

Фильм получил внушительное финансирование от советской стороны, а помог Куросаве в работе над сценарием писатель Юрий Нагибин. Главные роли исполнили неповторимый Юрий Соломин и тувинец Максим Мунзук, ставший Куросаве близким другом. Картина была прекрасно принята и удостоена не только Золотого приза на ММКФ, но также Оскара за лучший фильм на иностранном языке.

Ещё

«Генералы песчаных карьеров»: банда отверженных подростков, пытающихся выжить любой ценой

«Генералы песчаных карьеров»: банда отверженных подростков, пытающихся выжить любой ценой

Генералы песчаных карьеров / The Sandpit Generals (1971)
Рейтинг IMDb: 6,8; Кинопоиска: 7,3

Действие картины разворачивается в окрестностях нищих бразильских фавел. Наползающие одна на другую хибары, ютящиеся неподалёку от «Города Бога», нищие, одетые в рваньё дети и подростки. Каждый из них...

Генералы песчаных карьеров / The Sandpit Generals (1971)
Рейтинг IMDb: 6,8; Кинопоиска: 7,3

Действие картины разворачивается в окрестностях нищих бразильских фавел. Наползающие одна на другую хибары, ютящиеся неподалёку от «Города Бога», нищие, одетые в рваньё дети и подростки. Каждый из них обречён на нищету, тяжёлую работу (если её вообще удастся заполучить) и раннюю смерть. И подросткам ничего не остаётся, кроме как добиваться своего незаконным путём. Кто-то, как хромой Августо, вынужден торговать собой за еду, кто-то, как Пуля, добывает себе хлеб разбоем и грабежом. Они отверженные, но остаются людьми – опасными и жестокими их сделали нечеловеческие условия. Единственный, кто пытается помочь подросткам – местный священник. Но разве под силу молитве остановить пулю?

Холла Бартлетта нельзя назвать режиссёром известным и даже культовым, но ему удавалось быть максимально разноплановым – номинироваться за документальное кино на Оскар, снять адаптацию романа «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» с птицами «в ролях», или получить колоссальную известность в СССР, благодаря остросоциальной драме «Генералы песчаных карьеров» по роману Жоржи Амаду. Показанная на ММКФ картина добралась до экрана не сразу, но стала лучшим иностранным фильмом проката, её посмотрели колоссальные сорок три миллиона человек за год. Считается также, что «Генералы песчаных карьеров» предвосхитили появление выдающейся бразильской ленты «Город Бога».

Ещё

«Восемь с половиной»: режиссёр, забывший о чём он хочет снимать

«Восемь с половиной»: режиссёр, забывший о чём он хочет снимать

Восемь с половиной / 8½ (1963)
Рейтинг IMDb: 8,0; Кинопоиска: 8,0

Гвидо Ансельм – талантливый режиссёр, собирающийся снимать свой следующий фильм, на волне успеха предыдущего. В производство вложены миллионы, построены декорации, наняты лучшие актёры, сценарист готов сесть за работу… Но Гвидо...

Восемь с половиной / 8½ (1963)
Рейтинг IMDb: 8,0; Кинопоиска: 8,0

Гвидо Ансельм – талантливый режиссёр, собирающийся снимать свой следующий фильм, на волне успеха предыдущего. В производство вложены миллионы, построены декорации, наняты лучшие актёры, сценарист готов сесть за работу… Но Гвидо понимает, что находится в творческом тупике, вызванном разочарованием в любви и в женщинах вообще. Перед ним проносится калейдоскоп самых разных фемин: от вполне реальных образов жены-матери и любовницы для утех до фантомных женщин мечты, которые не могут существовать на самом деле, но пугают и манят одновременно. А пока Ансельм путается в своих экзистенциальных переживаниях, продюсеры и киночиновники требуют приступать к съёмкам картины, задумка которой так и остаётся для режиссёра незавершённой…

Федерико Феллини был бы велик, даже не сними он «Восемь с половиной». Но сняв эту трогательную ироничную трагикомедию он сделался непререкаемо велик. Картина стала своеобразным метакомментарием не только к творчеству самого режиссёра, но и к творчеству как явлению. Традиционный сюжет уступил место полупотоку сознания, превратив фильм в калейдоскоп ярких образов, складывающихся при каждом просмотре в новую причудливую фигуру.

Значение картины «Восемь с половиной» невозможно переоценить – она обогатила кинематограф не только необычайными повествовательными приёмами, но и заимствуемыми по сей день сценами. Тонкое видение режиссёра, невероятная операторская работа Джанни Ди Венанцо, неподражаемая музыка Нино Рота и бенефис Марчелло Мастроянни, как исполнителя главной роли, принесли картине не только Большой приз Московского кинофестиваля, но и две статуэтки Оскар.

Ещё

«Земля обетованная»: стоит ли уплаченной цены тернистый путь к успеху

«Земля обетованная»: стоит ли уплаченной цены тернистый путь к успеху

Земля обетованная / The Promised Land (1975)
Рейтинг IMDb: 7,9; Кинопоиска: 7,6

Картина рассказывает о трёх знакомцах, живущих в Польше конца 19-го века. Первый – наследник польских шляхтичей Кароль Боровецкий. Второй – наследник немецкого фабриканта по имени Макс Баум. Третий – Мориц Вельт,...

Земля обетованная / The Promised Land (1975)
Рейтинг IMDb: 7,9; Кинопоиска: 7,6

Картина рассказывает о трёх знакомцах, живущих в Польше конца 19-го века. Первый – наследник польских шляхтичей Кароль Боровецкий. Второй – наследник немецкого фабриканта по имени Макс Баум. Третий – Мориц Вельт, молодой человек еврейского происхождения. Троица решает объединить усилия и капиталы, чтобы построить фабрику. Впрочем, ради денег на постройку придётся поступиться своими принципами. Один ввязывается в опасную авантюру, другой отрекается от любви, чтобы использовать богатую любовницу… Постепенно из так называемой элиты и людей с неплохими в общем-то целями они деградируют в беспринципных и жестоких стяжателей…

Классик польского кино Анджей Вайда снял масштабную историческую драму по одноимённому роману нобелевского лауреата Владислава Реймонта. Но, как всякое большое произведение, «Земля обетованная» рассматривает человека с его страстями и неуёмной жаждой большего, в качестве константы не подвластной историческому процессу. При этом Вайда экспериментировал с киноязыком, смешивая соцреализм с экспрессионизмом, натурализмом и визуальными образами великих кинематографистов прошлого, вроде Сергея Эйзенштейна. В итоге получилось многослойное произведение, которое можно долго разбирать на смысловые пласты и раз за разом подмечать уникальные режиссёрские находки. Фильм был номинирован на Оскар и получил Золотой приз на ММКФ.

Ещё