Мало кто знает, но Московский международный кинофестиваль – один из старейших в мире, старше него только Венецианский. И несмотря на то, что значение ММКФ часто преуменьшают в сравнении с Каннами, Берлинале или той же Венецией, он по праву занимает место в списке пятнадцати самых престижных фестивалей класса «А», установленном Международной федерацией ассоциаций кинопродюсеров.
История Московского кинофестиваля началась в далёком 1935-м году и была весьма непростой. Фестиваль прекратил своё...
Мало кто знает, но Московский международный кинофестиваль – один из старейших в мире, старше него только Венецианский. И несмотря на то, что значение ММКФ часто преуменьшают в сравнении с Каннами, Берлинале или той же Венецией, он по праву занимает место в списке пятнадцати самых престижных фестивалей класса «А», установленном Международной федерацией ассоциаций кинопродюсеров.
История Московского кинофестиваля началась в далёком 1935-м году и была весьма непростой. Фестиваль прекратил своё существование с началом Великой Отечественной и был возобновлён лишь в 1959-м году, но с регламентом проведения раз в два года. Ежегодно и на постоянной основе конкурсная программа стала проходить лишь с 1999-го года. В связи с этим менялся и главный приз фестиваля – Большой приз заменил Золотой приз, а его в свою очередь Золотой Святой Георгий.
Несмотря на подобную «лихорадку», организаторы раз за разом находили новые возможности, а фестиваль менял культурные «ниши», то показывая выдающихся классиков вроде Акира Куросава («Дерсу Узала»), Видора («Хлеб наш насущный»), Федерико Феллини («Восемь с половиной»), Сергея Бондарчука («Судьба человека»), Анджея Вайды («Земля обетованная») или Витторио де Сика («Брак по-итальянски»), то представляя киносообществу малоизвестные таланты в лице Кшиштофа Кесьлёвского («Кинолюбитель»), Генри Бина («Фанатик»), Фархата Шарипова («Тренинг личностного роста»), Эдуарда Новикова («Царь-птица»), то заново открывая режиссёров «второй линии» вроде Маурицио Никетти («Похитители мыла»), Резы Миркарими («Дочь»), Лян Цяо («Хохлатый ибис»), Кадзуёси Кумакири («Мой мужчина») и др.
Уже из вышеперечисленных имён можно понять, что география конкурса весьма широка. Большие кинематографические державы, такие как Италия, США и Япония, соседствуют здесь с экзотическими даже по меркам Берлинале Кубой, Вьетнамом и Гвинеей. Большое внимание уделялось организаторами странам бывшего «соцлагеря», в первую очередь Польше, а также Венгрии и Болгарии. Не стеснялись они выделять и отечественных режиссёров, подчёркивая преемственность от советского кино Станислава Ростоцкого и Георгия Данелия, до современных российских картин Веры Сторожевой и Андрея Зайцева.
Если говорить о жанрах, то Московский кинофестиваль неизменно отдаёт преимущество психологическим драмам. Будет к драме примешан криминал, комедия, историческое или военное кино – не столь важно, главное – глубокий бытовой, а лучше идейный или мировоззренческий конфликт в центре сюжета. При этом «традиционные» для драм сюжеты, вроде проблем незащищённых слоёв населения («Генералы песчаных карьеров»), семейных взаимоотношений («Комната Марвина») и кризиса личности («Восемь с половиной») дополняют нетривиальные размышления о природе ксенофобии («Фанатик»), трагикомедийная история о чести и мечте («Мимино») и криминальная о мечте и смерти («Достучаться до небес»).
Помимо прочего, фестиваль был и остаётся мостиком, связывавшим СССР и Россию с творческим миром Европы, что играет немаловажную роль в преодолении политических и идеологических противоречий. Знаковым в этом контексте является тот факт, что благодаря фестивалю познакомились Владимир Высоцкий и Марина Влади. Впрочем, не обходилось и без казусов. Так, например, Григорий Чухрай, будучи лауреатом ММКФ и членом жюри, вопреки негласному партийному пожеланию наградил ставшую впоследствии культовой картину Федерико Феллини «Восемь с половиной».
Кроме художественной программы, ММКФ славится вниманием к документальному кино, а также является влиятельной переговорной площадкой для представителей кинобизнеса. Отдельный интерес вызывают у зрителя показы больших внеконкурсных премьер и ретроспективы выдающихся картин прошлого. Московский кинофестиваль сейчас – огромный культурный кластер, который оказывает большое влияние на российский кинорынок, открывает новые имена и поддерживает статус России, как страны с большим кинематографическим прошлым.