Мартина Франк: классические фотографии музы Картье-Брессона

Мартина Франк: классические фотографии музы Картье-Брессона

За полувековую карьеру Мартина Франк стала признанным классиком гуманистической фотографии, охватив в своих работах широкий диапазон сюжетов – от безграничной детской любознательности до причуд старости, от суровых пейзажей до ритмов толпы. Хотя Франк признавалась, что мгновенного взаимопонимания с камерой у неё не случилось. Изначально аппарат в руках помогал лишь справиться с застенчивостью и приблизиться к людям.

Мартина Франк (1938 – 2012) родилась в Бельгии, детство провела в Соединённых Штатах. Историю искусств изучала в Мадридском университете, затем в Париже. В 1970 году она стала женой Анри Картье-Брессона, к тому моменту уже работая для нескольких журналов. Брак продлился до конца жизни отца фоторепортажа, а когда он умер, Франк позаботилась об архиве фотографа, возглавив Fondation H. Cartier-Bresson. Теперь этот фонд хранит наследие обоих фотографов.

В 1983 году она официально пополнила ряды агентства Magnum. На этот же период пришёлся рост заинтересованности...

За полувековую карьеру Мартина Франк стала признанным классиком гуманистической фотографии, охватив в своих работах широкий диапазон сюжетов – от безграничной детской любознательности до причуд старости, от суровых пейзажей до ритмов толпы. Хотя Франк признавалась, что мгновенного взаимопонимания с камерой у неё не случилось. Изначально аппарат в руках помогал лишь справиться с застенчивостью и приблизиться к людям.

Мартина Франк (1938 – 2012) родилась в Бельгии, детство провела в Соединённых Штатах. Историю искусств изучала в Мадридском университете, затем в Париже. В 1970 году она стала женой Анри Картье-Брессона, к тому моменту уже работая для нескольких журналов. Брак продлился до конца жизни отца фоторепортажа, а когда он умер, Франк позаботилась об архиве фотографа, возглавив Fondation H. Cartier-Bresson. Теперь этот фонд хранит наследие обоих фотографов.

В 1983 году она официально пополнила ряды агентства Magnum. На этот же период пришёлся рост заинтересованности фотографа темами социального характера. Она приступила к широкомасштабной работе в защиту прав женщин. Стремясь свидетельствовать о реальности, Мартина Франк говорила: «Моё главное желание – представить изображения, которые побуждают к размышлению». И вместе с тем она отмечала: «Нельзя сфотографировать всё. Бывают моменты, когда вас останавливают человеческие страдания или распад. В других случаях социологически интересные ситуации визуально ни о чём не говорят. Фотография больше показывает, чем иллюстрирует, она не объясняет причин».

В путешествиях соединялись два её замечательных таланта – портретиста и репортёра. Странствуя по миру, Франк вписывала на плёнку человеческие эмоции и запечатлевала социальный ландшафт. Её фотографии представительниц слабого пола – от фабричных рабочих в Бухаресте до гейш в Киото, от кинодив до художниц и режиссёров – объединились в книгу «Женщины» («Femmes»). О своём подходе к съёмке она говорила: «Пытаюсь поймать человека, когда он слушает или задумался, или забыл о моём присутствии. Я редко прошу позировать, так как предпочитаю, чтобы человек показывал себя так, как он хочет. Наибольшую важность для меня представляют глаза и руки, и по возможности я предпочитаю естественное освещение».

В цехе охотников за фотографиями Мартина Франк выделялась сдержанностью и природной элегантностью. Несмотря на шутки мужа о том, что она «не создана для прогулок по улицам», ей удалось побороть свою застенчивость с помощью фотоаппарата, хотя и признавалась, что перед каждой портретной съёмкой так волновалась, словно собиралась выходить на сцену.

На протяжении всей карьеры Мартина Франк снимала то самых знаменитых, то никому неизвестных, казалось, даже невидимых в обществе людей. У фотографа немало работ, посвящённых уязвимым слоям населения: беднякам и старикам. Трогательные снимки вошли в её книгу «Время стареть» («Le Temps de Vieillir», 1980). Эмпатические наклонности проявились и в области детской фотографии, занявшей в её архивах заметное место.

«Фотография – это не обязательно ложь, но и не истина. Это скорее мимолётное, субъективное впечатление. Что мне больше всего нравится в фотографии, так это момент, который вы не можете предвидеть: за ним необходимо постоянно следить и быть готовыми приветствовать неожиданное», – Мартина Франк.

Ещё
Нет доступных фотографий
Телеграм