Мартина Франк: классические фотографии музы Картье-Брессона

За полувековую карьеру Мартина Франк стала признанным классиком гуманистической фотографии, охватив в своих работах широкий диапазон сюжетов – от безграничной детской любознательности до причуд старости, от суровых пейзажей до ритмов толпы. Хотя Франк признавалась, что мгновенного взаимопонимания с камерой у неё не случилось. Изначально аппарат в руках помогал лишь справиться с застенчивостью и приблизиться к людям.

Мартина Франк (1938 – 2012) родилась в Бельгии, детство провела в Соединённых Штатах. Историю искусств изучала в Мадридском университете, затем в Париже. В 1970 году она стала женой Анри Картье-Брессона, к тому моменту уже работая для нескольких журналов. Брак продлился до конца жизни отца фоторепортажа, а когда он умер, Франк позаботилась об архиве фотографа, возглавив Fondation H. Cartier-Bresson. Теперь этот фонд хранит наследие обоих фотографов.

В 1983 году она официально пополнила ряды агентства Magnum. На этот же период пришёлся рост заинтересованности...

За полувековую карьеру Мартина Франк стала признанным классиком гуманистической фотографии, охватив в своих работах широкий диапазон сюжетов – от безграничной детской любознательности до причуд старости, от суровых пейзажей до ритмов толпы. Хотя Франк признавалась, что мгновенного взаимопонимания с камерой у неё не случилось. Изначально аппарат в руках помогал лишь справиться с застенчивостью и приблизиться к людям.

Мартина Франк (1938 – 2012) родилась в Бельгии, детство провела в Соединённых Штатах. Историю искусств изучала в Мадридском университете, затем в Париже. В 1970 году она стала женой Анри Картье-Брессона, к тому моменту уже работая для нескольких журналов. Брак продлился до конца жизни отца фоторепортажа, а когда он умер, Франк позаботилась об архиве фотографа, возглавив Fondation H. Cartier-Bresson. Теперь этот фонд хранит наследие обоих фотографов.

В 1983 году она официально пополнила ряды агентства Magnum. На этот же период пришёлся рост заинтересованности фотографа темами социального характера. Она приступила к широкомасштабной работе в защиту прав женщин. Стремясь свидетельствовать о реальности, Мартина Франк говорила: «Моё главное желание – представить изображения, которые побуждают к размышлению». И вместе с тем она отмечала: «Нельзя сфотографировать всё. Бывают моменты, когда вас останавливают человеческие страдания или распад. В других случаях социологически интересные ситуации визуально ни о чём не говорят. Фотография больше показывает, чем иллюстрирует, она не объясняет причин».

В путешествиях соединялись два её замечательных таланта – портретиста и репортёра. Странствуя по миру, Франк вписывала на плёнку человеческие эмоции и запечатлевала социальный ландшафт. Её фотографии представительниц слабого пола – от фабричных рабочих в Бухаресте до гейш в Киото, от кинодив до художниц и режиссёров – объединились в книгу «Женщины» («Femmes»). О своём подходе к съёмке она говорила: «Пытаюсь поймать человека, когда он слушает или задумался, или забыл о моём присутствии. Я редко прошу позировать, так как предпочитаю, чтобы человек показывал себя так, как он хочет. Наибольшую важность для меня представляют глаза и руки, и по возможности я предпочитаю естественное освещение».

В цехе охотников за фотографиями Мартина Франк выделялась сдержанностью и природной элегантностью. Несмотря на шутки мужа о том, что она «не создана для прогулок по улицам», ей удалось побороть свою застенчивость с помощью фотоаппарата, хотя и признавалась, что перед каждой портретной съёмкой так волновалась, словно собиралась выходить на сцену.

На протяжении всей карьеры Мартина Франк снимала то самых знаменитых, то никому неизвестных, казалось, даже невидимых в обществе людей. У фотографа немало работ, посвящённых уязвимым слоям населения: беднякам и старикам. Трогательные снимки вошли в её книгу «Время стареть» («Le Temps de Vieillir», 1980). Эмпатические наклонности проявились и в области детской фотографии, занявшей в её архивах заметное место.

«Фотография – это не обязательно ложь, но и не истина. Это скорее мимолётное, субъективное впечатление. Что мне больше всего нравится в фотографии, так это момент, который вы не можете предвидеть: за ним необходимо постоянно следить и быть готовыми приветствовать неожиданное», – Мартина Франк.

Читать ещё ...
Тень дерева, Ним, Франция, 1989. Фотограф Мартина Франк
Стойло для овец, Верхний Прованс, 1994. Фотограф Мартина Франк
Семья рыбака, Лонг-Айленд, Нью-Йорк, 1983. Фотограф Мартина Франк
Станкостроительный завод, Бухарест, Румыния, 1975. Фотограф Мартина Франк
Сад Тюильри в снегу, 1978. Фотограф Мартина Франк
Сад Тюильри, Париж, 1985. Фотограф Мартина Франк
Похороны Шарля де Голля. Коломбе-ле-Дёз-Эглиз, Франция, 1970. Фотограф Мартина Франк
Рыбаки, Суздаль, Россия, 1972. Фотограф Мартина Франк
Пляжный отдых, Лангедок-Руссильон, юг Франции, 1976. Фотограф Мартина Франк
Пляж. Агадир, Марокко, 1976. Фотограф Мартина Франк
Парк в коммуне Со, департамент О-де-Сен, Франция, 1987. Фотограф Мартина Франк
Пейзаж, Берген, Норвегия, 1983. Фотограф Мартина Франк
Ньюкасл-апон-Тайн, Англия, 1977. Фотограф Мартина Франк
Остров Тори, 1996. Фотограф Мартина Франк
Париж, Франция, 1989. Фотограф Мартина Франк
Нормандия, 1973. Фотограф Мартина Франк
Нортумберленд (или Нортамберленд), Англия, 1977. Фотограф Мартина Франк
На выставке бельгийских символистов и сюрреалистов, Большой дворец, Париж, 1972. Фотограф Мартина Франк
Мумбаи, Индия, 1980. Фотограф Мартина Франк
Мадам Дж. К. Фотограф Мартина Франк
Медон, Франция, 1991. Фотограф Мартина Франк
Люберон, Франция, 1976. Фотограф Мартина Франк
Лувр, Париж, 1978. Фотограф Мартина Франк
Клоун, 1969. Фотограф Мартина Франк
Карнавал, 1977. Фотограф Мартина Франк
Зима под Парижем, Франция, 1978. Фотограф Мартина Франк
Женщина застёгивает кофточку, 1986. Фотограф Мартина Франк
Джибути, 1990. Фотограф Мартина Франк
Верхний Прованс, Франция, 1994. Фотограф Мартина Франк
В музее. Фотограф Мартина Франк
Нет доступных фотографий