Мартин Мункачи: мастер фотографии со вкусом к жизни

На пике карьеры Мартин Мункачи был одним из самых известных и высокооплачиваемых фотографов в мире. Начав репортажником, он привнёс и в модную съёмку динамизм футбольного матча, сочетал журналистскую точность с высоким эстетическим стандартом и определял себя скорее мастером на все руки, чем спортивным или модным фотографом. Художник Анри Картье-Брессон решил стать фотографом, когда увидел снимок Мункачи «Три мальчика на озере Танганьика». Многократно отец фоторепортажа рассказывал историю о том, как спонтанность, жизнерадостность и чудесность этого кадра вдохновили его купить фотоаппарат, а копия изображения висела над столом Картье-Брессона до конца его жизни.

Мартин Мункачи (Martin Munkacsi) родился в 1896 году в Венгрии и начал журналистскую карьеру в Будапеште в 1921 году. Потребность в иллюстрации для заметки о похоронах подтолкнула его взять в руки фотоаппарат, а случайно заснятая уличная драка практически дала начало репортажной карьере Мункачи. Для своих спортивных...

На пике карьеры Мартин Мункачи был одним из самых известных и высокооплачиваемых фотографов в мире. Начав репортажником, он привнёс и в модную съёмку динамизм футбольного матча, сочетал журналистскую точность с высоким эстетическим стандартом и определял себя скорее мастером на все руки, чем спортивным или модным фотографом. Художник Анри Картье-Брессон решил стать фотографом, когда увидел снимок Мункачи «Три мальчика на озере Танганьика». Многократно отец фоторепортажа рассказывал историю о том, как спонтанность, жизнерадостность и чудесность этого кадра вдохновили его купить фотоаппарат, а копия изображения висела над столом Картье-Брессона до конца его жизни.

Мартин Мункачи (Martin Munkacsi) родился в 1896 году в Венгрии и начал журналистскую карьеру в Будапеште в 1921 году. Потребность в иллюстрации для заметки о похоронах подтолкнула его взять в руки фотоаппарат, а случайно заснятая уличная драка практически дала начало репортажной карьере Мункачи. Для своих спортивных статей в местной газете он начал снимать футбольные матчи и другие физкультурные мероприятия. В 1928 году переехал в Берлин и работал в нескольких изданиях, освещающих события в Германии и крупных городах по всему миру.

По заданиям газеты Berliner Illustrirte Zeitung Мункачи побывал в Турции, Лондоне, Нью-Йорке, Сицилии и Египте. В 1930 году он привёз из Центральной Африки сенсационную фотографию под названием «Три мальчика, бегущих в прибой» (другое название «Три мальчика на озере Танганьика»). Вид сзади чернокожих детей, оказавшихся между песком и брызгами, произвёл глубочайшее впечатление на Анри Картье-Брессона. «Эта фотография была искрой, которая зажгла мой энтузиазм», – не раз признавался французский мастер решающего момента.

Он также освещал «День Потсдама» в 1933 году, однако совсем скоро с болью осознал, куда движется Германия. Мункачи, еврею по происхождению, посчастливилось уехать в Штаты. В Нью-Йорке он сделал множество известных снимков для мира моды, в том числе первую ню фотографию, опубликованную в Harper’s Bazaar.

Модная фотография в то время полагалась в основном на постановочность. Но для Мункачи движение на съёмочной площадке модной сессии было естественным развитием новостной и спортивной фотографии. Снимки Люсиль Брокау, бегущей по пляжу Лонг-Айленда в 1933 году, казались революционными. Многие редакторы тогда заговорили об истинном начале жанра. Ещё он работал в журналах Life и Ladies’ Home.

Голливудских звёзд фотографировал в типичном для себя стиле. Часто знаменитости прыгали, танцевали, двигались; кадры выделялись неформальностью, индивидуальностью и энергией. Работы Мункачи способствовали созданию образа современной западной женщины как успешной, независимой, динамичной городской жительницы. 

Что отличало Мункачи от коллег-современников, так это его способность фиксировать действия так, как в то время не делал никто. Он уловил скорость и движение своей эпохи. «Увидеть в тысячную долю секунды то, к чему равнодушные люди приближаются, не замечая – вот принцип фоторепортажа. И в следующую тысячную долю секунды запечатлеть увиденное – это практическая сторона репортажа», – говорил Мункачи.

Несмотря на вклад в фотографию Мартин Мункачи умер почти в безвестности и бедности. «Головной убор Halston» – последняя его работа, опубликованная в Harper’s Bazaar в 1962-ом. В следующем году во время футбольного матча его настиг сердечный приступ.

Поколения знаменитых фотографов вдохновлялись творчеством Мункачи и перенимали его стиль. Когда он умер, Ричард Аведон заявил: «Сегодня мир того, что называется модой, населён последователями Мункачи. От него я получил свой первый урок фотографии, а после ещё много других уроков, все они усвоены у Мункачи, хотя я никогда с ним не встречался. Он привнёс вкус к счастью, честности и любви к женщинам в то, что до него было безрадостным и лживым искусством».

Читать ещё ...
Мотоциклист, Будапешт, ок. 1923. Фотограф Мартин Мункачи
Турция, 1929. Фотограф Мартин Мункачи
Танцы на улице, Будапешт, 1928. Фотограф Мартин Мункачи
Тротуары Рио-де-Жанейро, 1932. Фотограф Мартин Мункачи
Сырный рынок в Нидерландах, ок. 1932. Фотограф Мартин Мункачи
Париж, ок. 1927. Фотограф Мартин Мункачи
Пловчиха с мячом, 1928. Фотограф Мартин Мункачи
Пляж, 1930. Фотограф Мартин Мункачи
Купающиеся красавицы, Берлин, ок. 1929. Фотограф Мартин Мункачи
Жаркий день, Берлин, 1927–1934. Фотограф Мартин Мункачи
Головной убор Halston, Harper’s Bazaar, 1962. Фотограф Мартин Мункачи
Баденда Негерин, 1929. Фотограф Мартин Мункачи
Солнечный лучик. Илона Мэсси, ок. 1930. Фотограф Мартин Мункачи
Школа плавания, Берлин, ок. 1928. Фотограф Мартин Мункачи
Уитни Борн, Harper’s Bazaar, 1934. Фотограф Мартин Мункачи
Сьюзан Бёркс Юилл, 1937. Фотограф Мартин Мункачи
Сиамские близнецы Дейзи и Виолетта Хилтон, Бирмингем, Англия, 1932. Фотограф Мартин Мункачи
Отражение в зеркале заднего вида, 1937. Фотограф Мартин Мункачи
Полицейский с женщиной, Нью-Йорк, 1934. Фотограф Мартин Мункачи
Нечто иное, ок. 1930. Фотограф Мартин Мункачи
На палубе яхты, 1934. Фотограф Мартин Мункачи
На палубе яхты, 1934. Фотограф Мартин Мункачи
Мужчина, завернутый в одеяло, на диване с бутылкой джина, 1930-е. Фотограф Мартин Мункачи
На мокрой улице в Нью-Йорке, 1934. Фотограф Мартин Мункачи
Кэтрин Хепбёрн, Хартфорд, 1936. Фотограф Мартин Мункачи
Клодетт Кольбер, Голливуд, 1937. Фотограф Мартин Мункачи
Карола Кип на Лексингтон-авеню, Нью-Йорк, 1934. Фотограф Мартин Мункачи
Калифорния, 1935. Фотограф Мартин Мункачи
Зрители на спортивном мероприятии, 1933. Фотограф Мартин Мункачи
Жертвы аварии на шахте в Альсдорф, Германия, 1930. Фотограф Мартин Мункачи
Нет доступных фотографий