Ларс Тунбьёрк: повседневная жизнь в абсурдном измерении

Легенда шведской фотографии Ларс Тунбьёрк доверил цвету выражать его взгляды, пронизанные национальной самоиронией, меланхолией и тихим абсурдом, что бы ни снимал: портреты крупным планом, натюрморты, офисные пространства или настроения людей в бесконечные скандинавские зимы. Его фотокамера направлялась на то, что он хотел сделать заметным для зрителей, которые вслед за фотографом задались бы вопросом: неужели так и должно быть?

Ларс Тунбьёрк (Lars Tunbjörk) родился в Буросе в 1956 году. Заманчиво утверждать, что он был прирождённым фотографом, но это, конечно, неправда. Тунбьёрк рано начал фотографировать и никогда не имел другой профессии. Кислотный портрет Швеции, удушающий мир деловых контор, однообразие мелкобуржуазных кварталов, бешеное потребительство в числе главенствующих тем, которые его волновали на протяжении всей карьеры. Им он посвятил около десятка книг. Среди наиболее известных фотоциклов Тунбьёрка «Я люблю Бурос» (1988 – 1995), «Дом» (1991 – 2002), «Офис» (2001).

...

Легенда шведской фотографии Ларс Тунбьёрк доверил цвету выражать его взгляды, пронизанные национальной самоиронией, меланхолией и тихим абсурдом, что бы ни снимал: портреты крупным планом, натюрморты, офисные пространства или настроения людей в бесконечные скандинавские зимы. Его фотокамера направлялась на то, что он хотел сделать заметным для зрителей, которые вслед за фотографом задались бы вопросом: неужели так и должно быть?

Ларс Тунбьёрк (Lars Tunbjörk) родился в Буросе в 1956 году. Заманчиво утверждать, что он был прирождённым фотографом, но это, конечно, неправда. Тунбьёрк рано начал фотографировать и никогда не имел другой профессии. Кислотный портрет Швеции, удушающий мир деловых контор, однообразие мелкобуржуазных кварталов, бешеное потребительство в числе главенствующих тем, которые его волновали на протяжении всей карьеры. Им он посвятил около десятка книг. Среди наиболее известных фотоциклов Тунбьёрка «Я люблю Бурос» (1988 – 1995), «Дом» (1991 – 2002), «Офис» (2001).

Пропуская через свой объектив повседневность, он словно придавал одновременно юмористическое и почти сюрреалистическое измерение жизни, которую фотографировал, усиливая причудливое даже в самых приземлённых аспектах. «Меня часто спрашивают, постановочны ли мои снимки, – говорил Тунбьёрк. – Нет, но я всегда стараюсь быть заметным, и не знаю, насколько влияю на ситуацию, просто имея камеру».

Для проекта «Landet utom sig» («Страна вне себя») Тунбьёрк снимал, разъезжая по Швеции с 1988 по 1995. Он фотографировал супермаркеты, вечеринки, улицы небольшого городка, парки аттракционов, бензоколонки, ТВ-шоу, пейзажи, еду. Отбирая изображения для книги, часть отбросил, посчитав их слишком безобразными либо излишне красивыми, либо слишком нелепыми. Эти не задействованные снимки в совокупности предлагают более мрачный и истеричный взгляд на западное общество и Швецию в период экономического спада начала девяностых годов. Тунбьёрк объединил их в серию «Я люблю Бурос».

Заглядывая в региональные офисы Швеции, Франции, Японии или США, он видел то, чего не замечет большинство. Конторы с хаотичной организацией пространства, засилье машин и усталость людей. И даже Каннский кинофестиваль, который шведский фотограф освещал в 2007 году, в его объективе лишён привычных образов. Вместо позирующих знаменитостей на красной дорожке Тунбьёрк предлагает взглянуть на крупнейший кинематографический форум в своём причудливом стиле. В его фотоотчёте мечущиеся среди вспышек звёзды, известные и случайные люди, суетящиеся и спешащие по своим делам.

Экономическую тему Тунбьёрк продолжил фотоциклом «Покупатели Китайской Республики» (2011). Он создавал эту серию в период, когда в Китае наблюдался безумный рост потребительских расходов, поощряемый правительством. Обогнав США и заняв второе место в мире (после Японии) по объёму приобретаемых предметов роскоши, Китай обрастал торговыми центрами, универмагами, свадебными салонами и полями для гольфа, где толпы граждан жаждали проститься со своими доходами.

Со временем подход фотографа становился всё менее анекдотическим, в фотосериях редели персонажи, но чаще наблюдался абсурдный след их присутствия и их действий. «Моя работа меняется от довольно беспечной к более меланхоличной. Это связано с эволюцией общества, а, может быть, и с моей личностью, с возрастом. В фотографиях моего производства меня больше всего интересуют те, в которых мне удалось переплести своё субъективное мнение и душевное состояние с объективным документальным изображением нашего времени».

Личное душевное состояние фотографа совпало со всеобщим в его следующем цикле. В период с 2004 по 2007 год Ларс Тунбьёрк путешествовал по Швеции, пытаясь уловить настроение, которое задавали бесконечные скандинавские зимы, и психическое состояние жителей Северной Европы в это мрачное время года. Из проекта выросла фотокнига «Зима» (Vinter, 2007). На фотографиях из сборника не только заснеженные детские площадки, улицы и дома, но и интерьеры кафе, ресторанов и магазинов, люди в своих домах, на работе или на вечеринках. Эта серия отличается по тону, цветовому диапазону и темпераменту от предыдущих работ, но стиль по-прежнему узнаваем.

В 1990-х годах Тунбьерк обрёл мировую известность и выставлял свои работы по всему миру: в США, Франции, Японии, Англии, России, Германии, Исландии. Критики и коллеги называли его «проницательным наблюдателем современной жизни». Признаком положения и влияния Ларса Тунбьёрка можно считать устоявшееся шведское выражение «Tunbjörkare» или «Tunbjörkland», что означает образ или место с определёнными качествами, снимок, отражающий абсурдные повседневные наблюдения и критический взгляд на жизнь.

Ларс Тунбьёрк вошёл в историю как один из самых значимых европейских фотографов. Он из тех мастеров, кому удалось найти оригинальный тон, чтобы подвергнуть сомнению нашу действительность. На большинстве его снимков в равных пропорциях смешались ирония, теплота и щепотка сюрреализма. Тунбьёрк запечатлел сцены, от которых у зрителя возникает желание остановиться, задуматься и каким-то непостижимым образом прочувствовать их узнаваемость.

Читать ещё ...
Нет доступных фотографий
Телеграм