Ларс Тунбьёрк: повседневная жизнь в абсурдном измерении

Легенда шведской фотографии Ларс Тунбьёрк доверил цвету выражать его взгляды, пронизанные национальной самоиронией, меланхолией и тихим абсурдом, что бы ни снимал: портреты крупным планом, натюрморты, офисные пространства или настроения людей в бесконечные скандинавские зимы. Его фотокамера направлялась на то, что он хотел сделать заметным для зрителей, которые вслед за фотографом задались бы вопросом: неужели так и должно быть?

Ларс Тунбьёрк (Lars Tunbjörk) родился в Буросе в 1956 году. Заманчиво утверждать, что он был прирождённым фотографом, но это, конечно, неправда. Тунбьёрк рано начал фотографировать и никогда не имел другой профессии. Кислотный портрет Швеции, удушающий мир деловых контор, однообразие мелкобуржуазных кварталов, бешеное потребительство в числе главенствующих тем, которые его волновали на протяжении всей карьеры. Им он посвятил около десятка книг. Среди наиболее известных фотоциклов Тунбьёрка «Я люблю Бурос» (1988 – 1995), «Дом» (1991 – 2002), «Офис» (2001).

...

Легенда шведской фотографии Ларс Тунбьёрк доверил цвету выражать его взгляды, пронизанные национальной самоиронией, меланхолией и тихим абсурдом, что бы ни снимал: портреты крупным планом, натюрморты, офисные пространства или настроения людей в бесконечные скандинавские зимы. Его фотокамера направлялась на то, что он хотел сделать заметным для зрителей, которые вслед за фотографом задались бы вопросом: неужели так и должно быть?

Ларс Тунбьёрк (Lars Tunbjörk) родился в Буросе в 1956 году. Заманчиво утверждать, что он был прирождённым фотографом, но это, конечно, неправда. Тунбьёрк рано начал фотографировать и никогда не имел другой профессии. Кислотный портрет Швеции, удушающий мир деловых контор, однообразие мелкобуржуазных кварталов, бешеное потребительство в числе главенствующих тем, которые его волновали на протяжении всей карьеры. Им он посвятил около десятка книг. Среди наиболее известных фотоциклов Тунбьёрка «Я люблю Бурос» (1988 – 1995), «Дом» (1991 – 2002), «Офис» (2001).

Пропуская через свой объектив повседневность, он словно придавал одновременно юмористическое и почти сюрреалистическое измерение жизни, которую фотографировал, усиливая причудливое даже в самых приземлённых аспектах. «Меня часто спрашивают, постановочны ли мои снимки, – говорил Тунбьёрк. – Нет, но я всегда стараюсь быть заметным, и не знаю, насколько влияю на ситуацию, просто имея камеру».

Для проекта «Landet utom sig» («Страна вне себя») Тунбьёрк снимал, разъезжая по Швеции с 1988 по 1995. Он фотографировал супермаркеты, вечеринки, улицы небольшого городка, парки аттракционов, бензоколонки, ТВ-шоу, пейзажи, еду. Отбирая изображения для книги, часть отбросил, посчитав их слишком безобразными либо излишне красивыми, либо слишком нелепыми. Эти не задействованные снимки в совокупности предлагают более мрачный и истеричный взгляд на западное общество и Швецию в период экономического спада начала девяностых годов. Тунбьёрк объединил их в серию «Я люблю Бурос».

Заглядывая в региональные офисы Швеции, Франции, Японии или США, он видел то, чего не замечет большинство. Конторы с хаотичной организацией пространства, засилье машин и усталость людей. И даже Каннский кинофестиваль, который шведский фотограф освещал в 2007 году, в его объективе лишён привычных образов. Вместо позирующих знаменитостей на красной дорожке Тунбьёрк предлагает взглянуть на крупнейший кинематографический форум в своём причудливом стиле. В его фотоотчёте мечущиеся среди вспышек звёзды, известные и случайные люди, суетящиеся и спешащие по своим делам.

Экономическую тему Тунбьёрк продолжил фотоциклом «Покупатели Китайской Республики» (2011). Он создавал эту серию в период, когда в Китае наблюдался безумный рост потребительских расходов, поощряемый правительством. Обогнав США и заняв второе место в мире (после Японии) по объёму приобретаемых предметов роскоши, Китай обрастал торговыми центрами, универмагами, свадебными салонами и полями для гольфа, где толпы граждан жаждали проститься со своими доходами.

Со временем подход фотографа становился всё менее анекдотическим, в фотосериях редели персонажи, но чаще наблюдался абсурдный след их присутствия и их действий. «Моя работа меняется от довольно беспечной к более меланхоличной. Это связано с эволюцией общества, а, может быть, и с моей личностью, с возрастом. В фотографиях моего производства меня больше всего интересуют те, в которых мне удалось переплести своё субъективное мнение и душевное состояние с объективным документальным изображением нашего времени».

Личное душевное состояние фотографа совпало со всеобщим в его следующем цикле. В период с 2004 по 2007 год Ларс Тунбьёрк путешествовал по Швеции, пытаясь уловить настроение, которое задавали бесконечные скандинавские зимы, и психическое состояние жителей Северной Европы в это мрачное время года. Из проекта выросла фотокнига «Зима» (Vinter, 2007). На фотографиях из сборника не только заснеженные детские площадки, улицы и дома, но и интерьеры кафе, ресторанов и магазинов, люди в своих домах, на работе или на вечеринках. Эта серия отличается по тону, цветовому диапазону и темпераменту от предыдущих работ, но стиль по-прежнему узнаваем.

В 1990-х годах Тунбьерк обрёл мировую известность и выставлял свои работы по всему миру: в США, Франции, Японии, Англии, России, Германии, Исландии. Критики и коллеги называли его «проницательным наблюдателем современной жизни». Признаком положения и влияния Ларса Тунбьёрка можно считать устоявшееся шведское выражение «Tunbjörkare» или «Tunbjörkland», что означает образ или место с определёнными качествами, снимок, отражающий абсурдные повседневные наблюдения и критический взгляд на жизнь.

Ларс Тунбьёрк вошёл в историю как один из самых значимых европейских фотографов. Он из тех мастеров, кому удалось найти оригинальный тон, чтобы подвергнуть сомнению нашу действительность. На большинстве его снимков в равных пропорциях смешались ирония, теплота и щепотка сюрреализма. Тунбьёрк запечатлел сцены, от которых у зрителя возникает желание остановиться, задуматься и каким-то непостижимым образом прочувствовать их узнаваемость.

Читать ещё ...
Япония, 1999. Из серии Офис. Фотограф Ларс Тунбьёрк
Швеция, 1998. Из серии Офис. Фотограф Ларс Тунбьёрк
Фотограф Ларс Тунбьёрк
Франция, 1999. Из серии Офис. Фотограф Ларс Тунбьёрк
США, 1998. Из серии Офис. Фотограф Ларс Тунбьёрк
Пустой офис, Лос-Анджелес, 2004. Фотограф Ларс Тунбьёрк
Офис бухгалтерской фирмы. Нью-Йорк, США, 1997. Фотограф Ларс Тунбьёрк
Из серии Офис, 2001. Фотограф Ларс Тунбьёрк
Из серии Офис. Фотограф Ларс Тунбьёрк
Из серии Офис, 2001. Фотограф Ларс Тунбьёрк
Из серии Офис, 2001. Фотограф Ларс Тунбьёрк
Из серии Офис, 2001. Фотограф Ларс Тунбьёрк
Из серии Офис, 2001. Фотограф Ларс Тунбьёрк
Из серии Офис, 2001. Фотограф Ларс Тунбьёрк
Из серии Офис, 2001. Фотограф Ларс Тунбьёрк
Биржевой маклер, Токио, Япония, 1999. Из серии Офис. Фотограф Ларс Тунбьёрк
Банковский офис. Токио, Япония, 1996. Фотограф Ларс Тунбьёрк
Квентин Тарантино, Каннский кинофестиваль, 2007. Фотограф Ларс Тунбьёрк
Каннский кинофестиваль, 2007. Фотограф Ларс Тунбьёрк
Каннский кинофестиваль, 2007. Фотограф Ларс Тунбьёрк
Каннский кинофестиваль, 2007. Фотограф Ларс Тунбьёрк
Каннский кинофестиваль, 2007. Фотограф Ларс Тунбьёрк
Каннский кинофестиваль, 2007. Фотограф Ларс Тунбьёрк
Каннский кинофестиваль, 2007. Фотограф Ларс Тунбьёрк
Каннский кинофестиваль, 2007. Фотограф Ларс Тунбьёрк
Каннский кинофестиваль, 2007. Фотограф Ларс Тунбьёрк
Каннский кинофестиваль, 2007. Фотограф Ларс Тунбьёрк
Каннский кинофестиваль, 2007. Фотограф Ларс Тунбьёрк
Из серии Покупатели Китайской Республики. Фотограф Ларс Тунбьёрк
Нет доступных фотографий