Гарольд Файнштейн: оптимистичный мастер американской уличной фотографии

В американской живописи существует понятие регионализм, которое подразумевает изображение художником преимущественно своих родных мест или региона, к которому они принадлежат. Так вот, если продлевать аналогию на фотографию, то Гарольд Файнштейн окажется регионалистом максимально кристаллизованным. Нет, он будет снимать и за пределами Нью-Йорка, даже за пределами США, но и в самом Большом Яблоке, которое запечатлевали и другие выдающиеся фотографы – от Беренис Эббот до Гарри Виногранда – Файнштена будет интересовать в первую очередь его родной район – Кони-Айленд.

Особенностью этого места в Бруклине являются его пляжи и длинная набережная-променад, тянущаяся от известного Манхэттен-бич, через Брайтон-бич дальше на запад. Это место обладает огромной, даже по меркам Нью-Йорка энергией. В районах вокруг живёт множество приезжих и эмигрантов (родители Файнштейна тоже были приезжими) – квинтэссенция идеи американского плавильного котла. Пляж и расположенные на берегу аттракционы...

В американской живописи существует понятие регионализм, которое подразумевает изображение художником преимущественно своих родных мест или региона, к которому они принадлежат. Так вот, если продлевать аналогию на фотографию, то Гарольд Файнштейн окажется регионалистом максимально кристаллизованным. Нет, он будет снимать и за пределами Нью-Йорка, даже за пределами США, но и в самом Большом Яблоке, которое запечатлевали и другие выдающиеся фотографы – от Беренис Эббот до Гарри Виногранда – Файнштена будет интересовать в первую очередь его родной район – Кони-Айленд.

Особенностью этого места в Бруклине являются его пляжи и длинная набережная-променад, тянущаяся от известного Манхэттен-бич, через Брайтон-бич дальше на запад. Это место обладает огромной, даже по меркам Нью-Йорка энергией. В районах вокруг живёт множество приезжих и эмигрантов (родители Файнштейна тоже были приезжими) – квинтэссенция идеи американского плавильного котла. Пляж и расположенные на берегу аттракционы являются частью бесконечного праздничного карнавала, притягивая самых жителей всех национальностей и возрастов, наполняя это место непередаваемым колоритом.

Первые снимки юный вундеркинд Гарольд сделает уже в пятнадцать лет, к девятнадцати будет замечен галеристами, а к двадцати трём – случай уникальный – удостоится первой личной выставки. Начав снимать Кони-Айленд в конце 1940-х, Файнштейн будет туда возвращаться снова и снова, на протяжении почти шестидесяти (!) лет. А если изучить работы одного из наиболее выдающихся мастеров американской уличной фотографии, то страсть эта станет не только понятной, но и заразительной. Благодаря тому, что Файнштейн зачастую оставался верен чёрно-белой плёнке далеко не всегда можно сразу отличить фотографии 50-х, 70-х и 90-х годов. Фотографируя повседневность, Файнштейн выхватывает архетипические сюжеты, но подаёт их зрителю с максимальной искренностью и теплом.

Находится на фотографиях Файнштейна место мягкой добродушной иронии. Вот к целующейся парочке тянется собака, которой тоже хочется поучаствовать в сеансе коллективной нежности. Вот в разувающихся у ограды девушках мастер узнаёт балерин Дега. Вот компиляция фотографий набережной превращает пейзаж в нотный стан, а человеческие фигуры – в ноты. Дети, как вечный источник жизнелюбия и индивидуальности, являются обязательными «спутниками» мастера – «Мальчик в солнцезащитных очках», «Подростки, несущие девушку», «Прыжки на одеяле» и многие другие фотографии посвящены именно им.

Но не чужды работы Файнштейна эстетизма, хотя мастера сложно обвинить в погоне за эффектностью – он не ставил задачи перед собой переусложнить изображение, хотя с радостью принимал в дар изящно падающие тени или удачную симметрию объектов. Показательны в этом смысле фотографии «Полосы и тени», «Мужчина курит в закусочной» и «Мальчик под тротуаром». Хотя Файнштейн и позволял себе эксперименты, но делал это как будто походя. Среди работ можно отметить снимки в отражении («Человек в зеркале», «Деревенская поездка», «Огни Таймс-сквер»), панорамную съёмку («Аттракцион Music Ride», «Мальчики бегут к серфу», «Два мальчика на пирсе»), длинную выдержку («Наблюдая за гироскопом», «Ураган»), двойную экспозицию (одноимённое фото) и так далее.

То, что уличная фотография для Файнштейна – не случайный, а вполне осознанный выбор подчёркивают другие его блестящие работы выполненные в жанре портрета («Портрет Джорджины, «Румынская девушка со шторами», «Майкл Уилсон»), пейзажа («Лошадь на туманном пастбище», «Лебедь, небо и вода», «Овцы под облаками»), репортажной съёмки («Армейская тренировка», «В тесноте», «Вид из иллюминатора»), натюрморта («Цветение тыквы», «Филодендрон с раздвоенными листьями», «Шторы моей матери»), ню («Две женщины в пятнистом солнечном свете») и просто подмечающие фактурные детали («Четыре торса», «Спина лошади», «Руки танцоров»).

Невероятно одарённый и преумноживший последовательным трудом свой успех, Файнштейн стал одним из важнейших представителей Фотолиги и оказал огромное влияние на нью-йоркскую школу фотографии. В поздний период творчества он экспериментировал с цветными фото, сканографией, коллажами и стал весьма коммерчески успешен, но лучшими своими снимками до последних дней считал те, что были сделаны им на Кони-Айленде.

Автор: Дмитрий Николов

Читать ещё ...
Мальчик в солнцезащитных очках, 1950. Фотограф Гарольд Файнштейн
В поисках тени, 1954. Фотограф Гарольд Файнштейн
Дега на Кони-Айленде, 1950. Фотограф Гарольд Файнштейн
Полосы и тени, 1988. Фотограф Гарольд Файнштейн
Щенячья любовь, 1988. Фотограф Гарольд Файнштейн
Наблюдая за гироскопом, 1946. Фотограф Гарольд Файнштейн
Нотный стан набережной, 1952. Фотограф Гарольд Файнштейн
Мальчик под тротуаром, Кони-Айленд, 1977. Фотограф Гарольд Файнштейн
Наблюдение за девушками, 1953. Фотограф Гарольд Файнштейн
Дети катаются на атракционе, 1950. Фотограф Гарольд Файнштейн
Подростки Кони-Айленда, 1949. Фотограф Гарольд Файнштейн
Деревенская поездка, Вермонт, 1974. Фотограф Гарольд Файнштейн
Мойщик окон, 1968. Фотограф Гарольд Файнштейн
Мужчина курит в закусочной, 1974. Фотограф Гарольд Файнштейн
Четыре монахини на скамейке, 1947. Фотограф Гарольд Файнштейн
Прыжки на одеяле, 1955. Фотограф Гарольд Файнштейн
Руки танцоров, 1970. Фотограф Гарольд Файнштейн
Поднимаясь по лестнице метро, ​​1970. Фотограф Гарольд Файнштейн
Четыре торса, 1974. Фотограф Гарольд Файнштейн
Прачечная на крыше, 1987. Фотограф Гарольд Файнштейн
Человек-тень, 1978. Фотограф Гарольд Файнштейн
Ныряющие мальчики, 1954. Фотограф Гарольд Файнштейн
Цветение тыквы, 1976. Фотограф Гарольд Файнштейн
Моряки в метро, ​​1952. Фотограф Гарольд Файнштейн
Лошадь на туманном пастбище, 1974. Фотограф Гарольд Файнштейн
Мальчик с цифрами мелом, 1955. Фотограф Гарольд Файнштейн
Близнецы в горошек, 1952. Фотограф Гарольд Файнштейн
Вид из иллюминатора, 1953. Фотограф Гарольд Файнштейн
Девушка на циклоне, 1950. Фотограф Гарольд Файнштейн
Элвис в музее восковых фигур, 1978. Фотограф Гарольд Файнштейн
Нет доступных фотографий