Гарольд Файнштейн: оптимистичный мастер американской уличной фотографии

В американской живописи существует понятие регионализм, которое подразумевает изображение художником преимущественно своих родных мест или региона, к которому они принадлежат. Так вот, если продлевать аналогию на фотографию, то Гарольд Файнштейн окажется регионалистом максимально кристаллизованным. Нет, он будет снимать и за пределами Нью-Йорка, даже за пределами США, но и в самом Большом Яблоке, которое запечатлевали и другие выдающиеся фотографы – от Беренис Эббот до Гарри Виногранда – Файнштена будет интересовать в первую очередь его родной район – Кони-Айленд.

Особенностью этого места в Бруклине являются его пляжи и длинная набережная-променад, тянущаяся от известного Манхэттен-бич, через Брайтон-бич дальше на запад. Это место обладает огромной, даже по меркам Нью-Йорка энергией. В районах вокруг живёт множество приезжих и эмигрантов (родители Файнштейна тоже были приезжими) – квинтэссенция идеи американского плавильного котла. Пляж и расположенные на берегу аттракционы...

В американской живописи существует понятие регионализм, которое подразумевает изображение художником преимущественно своих родных мест или региона, к которому они принадлежат. Так вот, если продлевать аналогию на фотографию, то Гарольд Файнштейн окажется регионалистом максимально кристаллизованным. Нет, он будет снимать и за пределами Нью-Йорка, даже за пределами США, но и в самом Большом Яблоке, которое запечатлевали и другие выдающиеся фотографы – от Беренис Эббот до Гарри Виногранда – Файнштена будет интересовать в первую очередь его родной район – Кони-Айленд.

Особенностью этого места в Бруклине являются его пляжи и длинная набережная-променад, тянущаяся от известного Манхэттен-бич, через Брайтон-бич дальше на запад. Это место обладает огромной, даже по меркам Нью-Йорка энергией. В районах вокруг живёт множество приезжих и эмигрантов (родители Файнштейна тоже были приезжими) – квинтэссенция идеи американского плавильного котла. Пляж и расположенные на берегу аттракционы являются частью бесконечного праздничного карнавала, притягивая самых жителей всех национальностей и возрастов, наполняя это место непередаваемым колоритом.

Первые снимки юный вундеркинд Гарольд сделает уже в пятнадцать лет, к девятнадцати будет замечен галеристами, а к двадцати трём – случай уникальный – удостоится первой личной выставки. Начав снимать Кони-Айленд в конце 1940-х, Файнштейн будет туда возвращаться снова и снова, на протяжении почти шестидесяти (!) лет. А если изучить работы одного из наиболее выдающихся мастеров американской уличной фотографии, то страсть эта станет не только понятной, но и заразительной. Благодаря тому, что Файнштейн зачастую оставался верен чёрно-белой плёнке далеко не всегда можно сразу отличить фотографии 50-х, 70-х и 90-х годов. Фотографируя повседневность, Файнштейн выхватывает архетипические сюжеты, но подаёт их зрителю с максимальной искренностью и теплом.

Находится на фотографиях Файнштейна место мягкой добродушной иронии. Вот к целующейся парочке тянется собака, которой тоже хочется поучаствовать в сеансе коллективной нежности. Вот в разувающихся у ограды девушках мастер узнаёт балерин Дега. Вот компиляция фотографий набережной превращает пейзаж в нотный стан, а человеческие фигуры – в ноты. Дети, как вечный источник жизнелюбия и индивидуальности, являются обязательными «спутниками» мастера – «Мальчик в солнцезащитных очках», «Подростки, несущие девушку», «Прыжки на одеяле» и многие другие фотографии посвящены именно им.

Но не чужды работы Файнштейна эстетизма, хотя мастера сложно обвинить в погоне за эффектностью – он не ставил задачи перед собой переусложнить изображение, хотя с радостью принимал в дар изящно падающие тени или удачную симметрию объектов. Показательны в этом смысле фотографии «Полосы и тени», «Мужчина курит в закусочной» и «Мальчик под тротуаром». Хотя Файнштейн и позволял себе эксперименты, но делал это как будто походя. Среди работ можно отметить снимки в отражении («Человек в зеркале», «Деревенская поездка», «Огни Таймс-сквер»), панорамную съёмку («Аттракцион Music Ride», «Мальчики бегут к серфу», «Два мальчика на пирсе»), длинную выдержку («Наблюдая за гироскопом», «Ураган»), двойную экспозицию (одноимённое фото) и так далее.

То, что уличная фотография для Файнштейна – не случайный, а вполне осознанный выбор подчёркивают другие его блестящие работы выполненные в жанре портрета («Портрет Джорджины, «Румынская девушка со шторами», «Майкл Уилсон»), пейзажа («Лошадь на туманном пастбище», «Лебедь, небо и вода», «Овцы под облаками»), репортажной съёмки («Армейская тренировка», «В тесноте», «Вид из иллюминатора»), натюрморта («Цветение тыквы», «Филодендрон с раздвоенными листьями», «Шторы моей матери»), ню («Две женщины в пятнистом солнечном свете») и просто подмечающие фактурные детали («Четыре торса», «Спина лошади», «Руки танцоров»).

Невероятно одарённый и преумноживший последовательным трудом свой успех, Файнштейн стал одним из важнейших представителей Фотолиги и оказал огромное влияние на нью-йоркскую школу фотографии. В поздний период творчества он экспериментировал с цветными фото, сканографией, коллажами и стал весьма коммерчески успешен, но лучшими своими снимками до последних дней считал те, что были сделаны им на Кони-Айленде.

Автор: Дмитрий Николов

Читать ещё ...
Экскурсионный автобус, Нью-Йорк, 1956. Фотограф Гарольд Файнштейн
Шторы моей матери, 1946. Фотограф Гарольд Файнштейн
Шатер из фильма Дэви Крокетта, 1955. Фотограф Гарольд Файнштейн
Черные руки и спина, 1974. Фотограф Гарольд Файнштейн
Человек на парашюте, 1949. Фотограф Гарольд Файнштейн
Человек в зеркале, 1964. Фотограф Гарольд Файнштейн
Цыганка и карусель, 1946. Фотограф Гарольд Файнштейн
Художник-портретист, 1989. Фотограф Гарольд Файнштейн
Флиртующий сержант, 1951. Фотограф Гарольд Файнштейн
Филодендрон с раздвоенными листьями, 1977. Фотограф Гарольд Файнштейн
Ураган, 1946. Фотограф Гарольд Файнштейн
Счетчик Гранта, 1974. Фотограф Гарольд Файнштейн
Ступени набережной, 1950. Фотограф Гарольд Файнштейн
Спящий в поезде метро, ​​1947. Фотограф Гарольд Файнштейн
Спина лошади, 1975. Фотограф Гарольд Файнштейн
Собирается прыгнуть, 1974. Фотограф Гарольд Файнштейн
Следуй своему сердцу, 1978. Фотограф Гарольд Файнштейн
Сидель, 1948. Фотограф Гарольд Файнштейн
Румынская девушка со шторами, 1948. Фотограф Гарольд Файнштейн
Ребенок на отцовских плечах, 1988. Фотограф Гарольд Файнштейн
Разбитый Христос с детьми, 1950. Фотограф Гарольд Файнштейн
Птица в руке, 1955. Фотограф Гарольд Файнштейн
Постер фильма Греты Гарбо, 1966. Фотограф Гарольд Файнштейн
Пожилые люди в метро, ​​1950. Фотограф Гарольд Файнштейн
Поездка в субботу вечером, 1957. Фотограф Гарольд Файнштейн
Пирс и сумеречные искры, 1974. Фотограф Гарольд Файнштейн
Подростки, несущие девушку, 1956. Фотограф Гарольд Файнштейн
Отец и дочь гаитяне, Кони-Айленд, 1949. Фотограф Гарольд Файнштейн
Отец и сын у воды, 1949. Фотограф Гарольд Файнштейн
Одноногий, 1955. Фотограф Гарольд Файнштейн
Нет доступных фотографий