Эд ван дер Элскен: «Любовь на левом берегу» и другие истории

Эд ван дер Элскен: «Любовь на левом берегу» и другие истории

Чёрно-белые снимки нидерландского фотографа Эда ван дер Элскена – синтез скульптурных, зернистых образов в духе Брассая и Виджи. Девушка за стойкой бара в парижском кафе с истрепанной книгой по психологии и сигаретой, зажатой между пальцев. Компания японский парней в костюмах с иголочки на сумеречной улице Осаки. Шикарная красавица, танцующая под джаз в клубах дыма. Французские битники и богема, шумные ночные гулянья, города Японии, Кубы, Мексики, Африканский континент, Нидерланды. Кажется, что Эд ван дер Элскен был вездесущим, он изо всех сил стремился впитать эту жизнь, сделать стоп-кадр моментов настоящего, чтобы превратить его в безвременные картины, которые сегодня кажутся кадрами живописного сентиментального кино.

Профессиональный скульптор, фотограф и режиссёр – эти три призвания слились в работах Эда ван дер Элскена в живое, яркое, документальное повествование. Когда он юношей увидел альбом кадров задворок Нью-Йорка 30-х и 40-х годов в исполнении фотографа Виджи, понял,...

Чёрно-белые снимки нидерландского фотографа Эда ван дер Элскена – синтез скульптурных, зернистых образов в духе Брассая и Виджи. Девушка за стойкой бара в парижском кафе с истрепанной книгой по психологии и сигаретой, зажатой между пальцев. Компания японский парней в костюмах с иголочки на сумеречной улице Осаки. Шикарная красавица, танцующая под джаз в клубах дыма. Французские битники и богема, шумные ночные гулянья, города Японии, Кубы, Мексики, Африканский континент, Нидерланды. Кажется, что Эд ван дер Элскен был вездесущим, он изо всех сил стремился впитать эту жизнь, сделать стоп-кадр моментов настоящего, чтобы превратить его в безвременные картины, которые сегодня кажутся кадрами живописного сентиментального кино.

Профессиональный скульптор, фотограф и режиссёр – эти три призвания слились в работах Эда ван дер Элскена в живое, яркое, документальное повествование. Когда он юношей увидел альбом кадров задворок Нью-Йорка 30-х и 40-х годов в исполнении фотографа Виджи, понял, что его точно также влечет скрытая, непарадная сторона городов, людей, мест. Его субъективный взгляд, как линза, преломлял действительность и снятые им будничные, на первый взгляд, сцены выглядели объемно и содержательно.

В 25 летнем возрасте Эд ван дер Элскен переезжает в Париж. Ему везет, и он устраивается проявщиком в лабораторию фотоагентства Magnum. Фотограф восхищен Парижем, его суматохой, праздностью, красивыми женщинами. Все это находит отображение в его снимках. Одна за другой появляются книги – «Любовь на левом берегу» («История любви в Сен-Жермен-де-Пре», 1956 год. Музой и главной героиней для неё стала австралийская художница Вали Майерс. Книга посвящена левому берегу Парижа в то время, когда этот район был центром творческого брожения художников, писателей и эстетов, которые определили культурное направление для целого поколения. Благодаря своей нетрадиционной технике эта работа получила широкое признание как расширяющая границы документальной фотографии.), «Джаз» (1959 год), «Театр танца» (1960 год). Истории разные, но все они сплетаются в один бурлящий круговорот жизни в городе любви.

В Париже Элскен также встречает любовь в лице талантливого фотографа Аты Кандо, теряет её и вновь находит. С новой возлюбленной и женой Гердой ван дер Вин, продав все имущество, чтобы наскрести денег на поездку, он отправляется в кругосветное путешествие.

«Я прославляю все: любовь, мужество, красоту, но также ярость, кровь пот и слезы. Я люблю фотографировать молодых, бунтующих…», – заявляет он. Эд ван дер Элскен и сам выглядит как богемный, ярких харизматичный художник. Может потому его снимки хиппи, панков, андеграундной молодежи настолько живы и естественны. В нем ключом бьет энергия, но он также тонкий творец и эстет, о чем говорят его фотокниги, посвященные Японии, Гонконгу.

За свою сорокалетнюю карьеру фотограф успел сделать более 40 тысяч снимков, которые до сих пор продолжает оцифровывать Нидерландский музей фотографии, издал более двадцати фотокниг, снял множество короткометражных и автобиографических фильмов.

Ниже представлены чёрно-белые фотографии Парижа, Марселя, Амстердама и других городов, снятые в 1950-1980-е годы. Подборка цветных снимков фотографа: Эд ван дер Элскен: жажда жизни (цветные фотографии 1950-1980-е).

Автор: Инна Москальчук

Ещё
Нет доступных фотографий
Телеграм