Эд ван дер Элскен: жажда жизни (цветные фотографии 1950-1980-е)

Предвосхитивший массу современных веяний, нидерландский фотограф и режиссер Эд ван дер Элскен (Ed van der Elsken) еще в 50-е снимал то, что в наши дни назовут влогами и личным блогом. Его объектив запечатлел круговорот жизни, в центре которого находился он сам. Менялись лишь декорации и страны, будь то послевоенный богемный Париж, безжалостное африканское сафари или родной Амстердам, точки на карте в его невероятном кругосветном «роуд-муви». Снимая более сорока лет, ван дер Элскен находился в самом тесном контакте с этим миром и своими героями. Его наследие стало импульсом и вдохновением для жанра субъективной, исповедальной фотографии. Когда эпатажная Нан Голдин открыла для себя его снимки, она сказала: «Чувство похожее на встречу с возлюбленным или обретение брата». В родных Нидерландах она давно причислен к рангу ведущих уличных фотографов 20-го века, всему остальному миру, еще предстоит узнать яркое, живое, искрометное повествование талантливого художника и наблюдательного...

Предвосхитивший массу современных веяний, нидерландский фотограф и режиссер Эд ван дер Элскен (Ed van der Elsken) еще в 50-е снимал то, что в наши дни назовут влогами и личным блогом. Его объектив запечатлел круговорот жизни, в центре которого находился он сам. Менялись лишь декорации и страны, будь то послевоенный богемный Париж, безжалостное африканское сафари или родной Амстердам, точки на карте в его невероятном кругосветном «роуд-муви». Снимая более сорока лет, ван дер Элскен находился в самом тесном контакте с этим миром и своими героями. Его наследие стало импульсом и вдохновением для жанра субъективной, исповедальной фотографии. Когда эпатажная Нан Голдин открыла для себя его снимки, она сказала: «Чувство похожее на встречу с возлюбленным или обретение брата». В родных Нидерландах она давно причислен к рангу ведущих уличных фотографов 20-го века, всему остальному миру, еще предстоит узнать яркое, живое, искрометное повествование талантливого художника и наблюдательного рассказчика.

Роберт Капа говорил: «Если ваш снимок недостаточно хорош, значит вы подошли недостаточно близко». Эд ван дер Элскен внял этому совету буквально. Почти все его герои смотрят в камеру. Снимая на улице, он подмигивал, провоцировал, флиртовал, ему важен был живой отклик, реакция человека, импульс и настроение в кадре. Он беззастенчиво снимал себя, всех своих женщин, документировал расставания и любовные раны, рождение собственных детей и даже собственный уход в очень личном фильме «Прощай», который снял, когда узнал о своей неизлечимой болезни.

Скульптор по образованию, Эд ван дер Элскен (родился в 1925 году в Амстердаме) был самоучкой в фотографии. Попытка поступить на заочный курс в фотошколу провалилась. Отчаиваться он и не думал, ведь уже тогда знал, что и как хотел бы снимать. Чудом оказавшаяся у него в руках публикация «Обнаженный город» фотографа Виджи (под этим псевдонимом снимал американский эмигрант Артур Феллиг) стала для юного Эда настоящим откровением. Черно-белые зернистые кадры, документирующие изнанку жизни Нью-Йорка 1930-х и 40-х годов, лишили его покоя. Ему хотелось снимать подобное, жить так, чтобы чувствовать нерв, быть в гуще событий. Работа в отделе продажи фотографий явно не годилась для такого амбициозного плана и, когда подруга-фотограф Эмми Андриесс предложила ему переехать в Париж, решение было принято молниеносно.

50-е в Париже стали для Эда ван дер Элскена его личной «вelle еpoque» (с фр. «Прекрасная эпоха»). Работа в проявочной мастерской фотоагентства «Magnum», максимально близкое знакомство со снимками того же Роберта Капы, Анри Картье Брессона еще больше утвердили его в том, какой он видит свою фотографию. Классический репортаж, диктующий строгие рамки, был ему чужд. На экспериментальный подход отваживались лишь единицы. Один из них – фотограф Роберт Франк сформулировал: «Я хотел бы следовать своей собственной интуиции, а не делать историю для журнала Life… эти чертовы истории с началом и концом». Обаятельный, лохматый, богемный Эд ван дер Элскен также полагался исключительно на интуицию. Влюбившись в фотографа Ату Кандо, которая была принципиальным документалистом, Эд решает документировать свой собственный мир, эксцентричное окружение парижской богемы, частью которой он был.

Так рождается поэтичная и кинематографичная серия чёрно-белых снимков и книга «Любовь на левом берегу», музой для которой стала австралийская художница Вали Майерс. Она предстает в образе красавицы Энн, которая дни и ночи проводит с друзьями в барах и джазовых клубах Сен-Жермен-де-Пре и совсем не отвечает на страстную юношескую влюбленность мексиканца Мануэля. Разочарованный парень возвращается в Мексику. Книга стала настоящей сенсацией, её эпатажность вызвала аналогию с «городским дном» Бодлера и его «Цветами зла».

По иронии, каждая из женщин Эда ван дер Элскена определяла направление его творчества. В 1960-е после расставания с Атой Кандо и женитьбе на Герде ван дер Винер, он отправляется в длительную поездку по Центральной Африке, а после в совместное кругосветное путешествие. Ван дер Элскен снимает жуткое сафари на загнанное стадо слонов, оказывается единственным европейцем в пивной бедного негритянского квартала и едва избегает избиения камнями за съемку религиозной церемонии. Книга о кругосветном путешествии «Сладкая жизнь», которую никак не удавалось издать, а после она вышла на шести языках, сейчас считается важным вкладом в фотографию и подлинной жемчужиной для коллекционеров.

Параллельно с изданием книги Эд ван дер Элскен занялся созданием фильмов. Он и тут оказался новатором. Съемка с небольшой камерой на плече, во время которой оператор ведет разговор с героем, не прибегая к помощи интервьюера и дополнительной озвучке. По сути, он пользовался камерой подобно тому, как мы сейчас привычно записываем видео, комментируя происходящее и делая селфи. В 1971 году за свой автобиографический фильм «Влюбленная камера» Эд ван дер Элскен получил государственную премию.

Примерно в это же время он начинает снимать в цвете. Так появляется большой альбом красочных уличных сцен Амстердама и его знаменитый снимок с тремя девушками, которые переходят дорогу и кокетливо машут рукой фотографу.

«Я прославляю все: любовь, мужество, красоту, но также ярость, кровь, пот и слезы, - часто повторял он. - Я не журналист, объективный репортер, я человек со своими симпатиями и антипатиями».

Те, кто видел ван дер Элскена в деле уверяют, природная харизма, скандинавский шарм, увлеченность превращали его в человека, умеющего подчинять себе пространство. Он обезоруживал своим азартом. В фильме, посвященном кругосветному путешествию, в одном из эпизодов в плавках, взлохмаченный и загорелый он балансирует высоко на ветру между мачтами двух кораблей с камерой в руке, чтобы снять тот самый кадр.

С третьей женой Аннеке Хилхорст фотограф переезжает на ферму в небольшой городок Эдам недалеко от Амстердама. Будучи очарованным Японией, и посетив страну около 15 раз, Эд ван дер Элскен издает книгу «Открытие Японии», также в 1988 году он получает премию Дэвида Роэлла за полное собрание своих работ.

После известия о неизлечимом недуге, 65-летний Эд ван дер Элскен скрупулезно документирует свой уход в автобиографическом фильме «Прощай». Фраза: «Покажи миру кто ты есть», которую он говорит, стоя перед камерой, стала итогом его творчества и жизни, его не стало в декабре 1990 года.

Несмотря на огромное творческое наследие (специалистам Нидерландского музея фотографии удалось восстановить и оцифровать 42 тысячи изображений), более двадцати фотокниг, документальные и авторские фильмы, имя Эда ван дер Элскена не стало нарицательным, мир только сейчас узнает этого уникального и самобытного фотографа. Во многом он стал первопроходцем – его фотографии живые и сверхспонтанные, полные импровизации в текущем моменте. Такое подлинное искусство в наши дни вызывает наибольший интерес, а это значит, что время Эда ван дер Элскена пришло.

Ниже представлены цветные фотографии Амстердама, Москвы, Токио, Парижа, Марселя, Гаваны, Гонконга и других городов, снятые в 1950-1980-е годы. Подборка чёрно-белых снимков фотографа по ссылке: Эд ван дер Элскен: «Любовь на левом берегу» и другие истории.

Автор: Инна Москальчук

Читать ещё ...
Москва (1970), фотограф Эд ван дер Элскен (10)
Москва (1970), фотограф Эд ван дер Элскен (11)
Москва (1970), фотограф Эд ван дер Элскен (12)
Москва (1970), фотограф Эд ван дер Элскен (13)
Москва (1970), фотограф Эд ван дер Элскен (15)
Москва (1970), фотограф Эд ван дер Элскен (14)
Москва (1970), фотограф Эд ван дер Элскен
Мужчина с бородой, Индия (1976), фотограф Эд ван дер Элскен
Мужчина слушает речь Фиделя Кастро, Консепсьон (1972), фотограф Эд ван дер Элскен
Музей Красной Армии, Москва (1970), фотограф Эд ван дер Элскен
Настенная роспись «Великий город Теночтитлан», деталь девушки Малинче, Фреска, художник Ривера, Национальный дворец, Мехико (1959), фотограф Эд ван дер Элскен
Натан Роуд, Коулун, Гонконг (1973), фотограф Эд ван дер Элскен
Нудистский пляж, Зандворт (1976), фотограф Эд ван дер Элскен (2)
Нудистский пляж, Зандворт (1976), фотограф Эд ван дер Элскен
Нудистский пляж, Лазурный Берег, Франция (1975), фотограф Эд ван дер Элскен
Нудистский пляж, Марсель (1974), фотограф Эд ван дер Элскен
Ньювендейк, Амстердам (1970–1979), фотограф Эд ван дер Элскен
Нью-Йорк (1969), фотограф Эд ван дер Элскен
Ньювендейк, Амстердам (1978), фотограф Эд ван дер Элскен
Ньюмаркт, Амстердам (1960), фотограф Эд ван дер Элскен
Ньюмарктбуурт, Амстердам (1977), фотограф Эд ван дер Элскен (2)
Ньюмарктбуурт, Амстердам (1977), фотограф Эд ван дер Элскен
Обнаженный молодой человек во время акции Долле Мина на площади Дам, Амстердам (30 апреля 1970), фотограф Эд ван дер Элскен
Обнимающаяся пара, Чили (1971), фотограф Эд ван дер Элскен
Отдыхающий садху, Индаур, Индия (1966), фотограф Эд ван дер Элскен
Отяномидзу, Токио (1986), фотограф Эд ван дер Элскен (2)
Отяномидзу, Токио (1986), фотограф Эд ван дер Элскен (3)
Отяномидзу, Токио (1986), фотограф Эд ван дер Элскен (4)
Отяномидзу, Токио (1986), фотограф Эд ван дер Элскен (5)
Отяномидзу, Токио (1986), фотограф Эд ван дер Элскен (6)
Нет доступных фотографий