Дэнис О'Риган: великие музыканты на сцене и в жизни в объективе культового рок-фотографа

За четыре десятилетия работы британский музыкальный фотограф Дэнис О'Риган запечатлел своей камерой почти всех рок-идолов эпохи. Он гастролировал по миру с «Queen», ездил в туры с «Rolling Stones», «Kiss», «Duran Duran». О'Риган стоял у истоков зарождения панк-культуры. Был личным фотографом Дэвида Боуи. Почти год провёл с музыкантом на гастролях и близко с ним подружился. Дэнис О'Риган показывал нам, что под маской короля сцены, кумира миллионов, прячется живой, ранимый человек.

Фотограф почти никогда не снимал музыкантов в студии. Только «в деле», в их естественной среде.

«В студии они просто позируют, – говорил О’Риган. – Пытаются выглядеть в соответствии с тем, что люди думают о них, придерживаться определённого образа, на сцене же – становятся сами собой, делают то, что привыкли делать. Самое замечательное в турах – это то, что ты узнаешь людей, с которыми работаешь. Каждый вечер в одной гримёрке фотографируешь, всегда рядом. В каком-то смысле ты один из группы».

Пропуск...

За четыре десятилетия работы британский музыкальный фотограф Дэнис О'Риган запечатлел своей камерой почти всех рок-идолов эпохи. Он гастролировал по миру с «Queen», ездил в туры с «Rolling Stones», «Kiss», «Duran Duran». О'Риган стоял у истоков зарождения панк-культуры. Был личным фотографом Дэвида Боуи. Почти год провёл с музыкантом на гастролях и близко с ним подружился. Дэнис О'Риган показывал нам, что под маской короля сцены, кумира миллионов, прячется живой, ранимый человек.

Фотограф почти никогда не снимал музыкантов в студии. Только «в деле», в их естественной среде.

«В студии они просто позируют, – говорил О’Риган. – Пытаются выглядеть в соответствии с тем, что люди думают о них, придерживаться определённого образа, на сцене же – становятся сами собой, делают то, что привыкли делать. Самое замечательное в турах – это то, что ты узнаешь людей, с которыми работаешь. Каждый вечер в одной гримёрке фотографируешь, всегда рядом. В каком-то смысле ты один из группы».

Пропуск в мир музыкальной фотографии Дэнису подарило панк-движение. Раньше, чтобы снимать музыкантов нужно было иметь хорошее портфолио. Откуда его взять начинающему фотографу?

«Как неумение играть на музыкальном инструменте не было препятствием для вступления в панк-группу, так и не существовало препятствий для работы с такими коллективами фотографов-любителей, – вспоминает О’Риган. – Я знал, что они учатся, когда играют, а я – когда фотографирую».

Большинство снимков того периода – чёрно-белые. Сегодня они выглядят художественно. Но Дэнис признаётся, что, будучи начинающим фотографом, не думал об этом, а преследовал иную цель: мог быстрее проявить фотографии дома и уже на следующий день увидеть их напечатанными в музыкальном издании.

Родители видели его успешным брокером, но юноша заболел фотографической лихардкой после того, как тайком пронёс на концерт Beatles фотоаппарат и попытался сфотографировать Пола Маккартни. Тогда Дэнису было всего десять лет. На концерт его привела мать.

В 1973 году с невероятным трепетом и волнением он наблюдал за выступлением Дэвида Боуи на концерте в Hammersmith Odeon. Именно тогда  поклялся себе бросить всё и заняться фотографией.

Спустя год, работая в магазине газет и журналов, Дэнис случайно узнал, что Боуи записывается в одной лондонской студии.

«Я побежал домой, схватил свой маленький фотоаппарат и сделал несколько фотографий, когда он был рядом со студией, – вспоминает О’Риган.

Уволившись с работы, со студенческим удостоверением немного поколесил по Европе и, вернувшись в родной Лондон, застал настоящий разгар панк-движения. О’Риган быстро сделал себе имя. Он был одержим фотографией, не выпускал камеру из рук. Его снимки регулярно публиковало лучшее британское музыкальное издание «New Musical Express». Молодой фотограф отправился на гастроли с лучшими панк и рок-группами. Он удостоился чести стать официальным фотографом на концерте «Rolling Stones».

Всё это время Дэнис не оставлял мечту «прорваться» к Дэвиду Боуи. Цель работать с Боуи была главным стимулом его карьеры. Через бухгалтера «Стоунз», который готовил для Боуи мировое турне, Дэнис предложил свою кандидатуру, заверив, что отснимет турне и подготовит книгу о музыканте.

В 1983 году О’Риган отправился в незабываемый тур со своим кумиром, которы длился шесть месяцев. Музыкант тогда дал 96 концертов в 15 странах мира. 24 часа в сутки Дэнис находился с ним бок о бок.

«Я не приставал и ему это нравилось, - вспоминает он. – Никогда не говорил Дэвиду «поверни голову в лево», он всегда сам знал, что делает и выглядел потрясающе. Сам предлагал: сними это и это. Все, что мы снимали за сценой не было позированием. Это была его жизнь. Когда мы оставали вдвоем в комнате, любили говорить о картинах, а не о работе. Я часто делал аудиозаписи наших разговоров. Иногда смеялись и несли полную чушь. На одной записи шутим и поем старые рекламные джинглы».

В 2016-м, когда Боуи не стало, все мировые рок-звёзды выразили соболезнования под фотографиями музыканта, которые снял О’Риган. Мик Джаггер опубликовал в своём твиттере фотографию, на которой они с Дэвидом смеются за ужином.

Фото Боуи, которым Дэнис лично очень дорожит: Дэвид, свернувшийся калачиком на диване и хихикающий, прикрывая рот рукой. На нём он настоящий, очень живой.

В каждой своей фотографии О’Риган старается уловить личность «внутри» рок-звезды. Это было и остаётся главным в его работе.

В 1984 году вышел альбом фотографий О’Ригана с предисловием Боуи. Почти тридцать лет шло обсуждение и подготовка к выпуску ещё двух книг о музыканте. Замысел удалось воплотить только через год после смерти знаменитости. Из сотен фотографий О’Риган составил и выпустил книгу «Ricochet: David Bowie 1983». Издание вышло ограниченным тиражом в две тысячи экземпляров. Каждая коллекционная книга весит почти 12 килограмм и стоит около четырёх тысяч долларов. Издание включает в себя виниловую пластинку и три гравюры. О’Риган гордится, что Дэвид одобрил проект этой книги. Её выпуск был данью любви и уважения великому музыканту.

После тура с Боуи О’Риган продолжил гастролировать с культовыми рок-группами. В 1985-м он стал официальным фотографом концерта десятилетия на стадионе «Уэмбли». Дэнис был большим поклонником Фредди Меркьюри. Его снимки музыканта добрые и человечные. На них тот улыбается, шутит, показывает язык.

Один из снимков, который О’Риган называет своими любимыми: фотография «Queen», прибывших на вертолёте на свой концерт в Небуорт Парк (Англия).

Мероприятие собрало около 220 тысяч человек. Концерт стал 704-м по счету и последним выступлением «Queen».

«Я прилетел на другом вертолёте, вспоминает О’Риган. – Мы летели бок о бок. Внизу было больше ста тысяч человек. Это было потрясающе! В то время мы подумать не могли, что это последний концерт...».

Сейчас бесценный архив О’Ригана собран под одной крышей и выставлен в его лондонской галерее. В ней проходят выставки, встречи, творческие вечера.

В галерее большой выбор фотографий, выставленных на продажу ограниченным тиражом. На сайте фотографа также можно приобрести постеры с культовыми фото знаменитостей. Каждая печать фотографии сопровождается сертификатом подлинности.

Автор: Инна Москальчук

Читать ещё ...
Нет доступных фотографий
Телеграм