Дэнис О'Риган: великие музыканты на сцене и в жизни в объективе культового рок-фотографа

За четыре десятилетия работы британский музыкальный фотограф Дэнис О'Риган запечатлел своей камерой почти всех рок-идолов эпохи. Он гастролировал по миру с «Queen», ездил в туры с «Rolling Stones», «Kiss», «Duran Duran». О'Риган стоял у истоков зарождения панк-культуры. Был личным фотографом Дэвида Боуи. Почти год провёл с музыкантом на гастролях и близко с ним подружился. Дэнис О'Риган показывал нам, что под маской короля сцены, кумира миллионов, прячется живой, ранимый человек.

Фотограф почти никогда не снимал музыкантов в студии. Только «в деле», в их естественной среде.

«В студии они просто позируют, – говорил О’Риган. – Пытаются выглядеть в соответствии с тем, что люди думают о них, придерживаться определённого образа, на сцене же – становятся сами собой, делают то, что привыкли делать. Самое замечательное в турах – это то, что ты узнаешь людей, с которыми работаешь. Каждый вечер в одной гримёрке фотографируешь, всегда рядом. В каком-то смысле ты один из группы».

Пропуск...

За четыре десятилетия работы британский музыкальный фотограф Дэнис О'Риган запечатлел своей камерой почти всех рок-идолов эпохи. Он гастролировал по миру с «Queen», ездил в туры с «Rolling Stones», «Kiss», «Duran Duran». О'Риган стоял у истоков зарождения панк-культуры. Был личным фотографом Дэвида Боуи. Почти год провёл с музыкантом на гастролях и близко с ним подружился. Дэнис О'Риган показывал нам, что под маской короля сцены, кумира миллионов, прячется живой, ранимый человек.

Фотограф почти никогда не снимал музыкантов в студии. Только «в деле», в их естественной среде.

«В студии они просто позируют, – говорил О’Риган. – Пытаются выглядеть в соответствии с тем, что люди думают о них, придерживаться определённого образа, на сцене же – становятся сами собой, делают то, что привыкли делать. Самое замечательное в турах – это то, что ты узнаешь людей, с которыми работаешь. Каждый вечер в одной гримёрке фотографируешь, всегда рядом. В каком-то смысле ты один из группы».

Пропуск в мир музыкальной фотографии Дэнису подарило панк-движение. Раньше, чтобы снимать музыкантов нужно было иметь хорошее портфолио. Откуда его взять начинающему фотографу?

«Как неумение играть на музыкальном инструменте не было препятствием для вступления в панк-группу, так и не существовало препятствий для работы с такими коллективами фотографов-любителей, – вспоминает О’Риган. – Я знал, что они учатся, когда играют, а я – когда фотографирую».

Большинство снимков того периода – чёрно-белые. Сегодня они выглядят художественно. Но Дэнис признаётся, что, будучи начинающим фотографом, не думал об этом, а преследовал иную цель: мог быстрее проявить фотографии дома и уже на следующий день увидеть их напечатанными в музыкальном издании.

Родители видели его успешным брокером, но юноша заболел фотографической лихардкой после того, как тайком пронёс на концерт Beatles фотоаппарат и попытался сфотографировать Пола Маккартни. Тогда Дэнису было всего десять лет. На концерт его привела мать.

В 1973 году с невероятным трепетом и волнением он наблюдал за выступлением Дэвида Боуи на концерте в Hammersmith Odeon. Именно тогда  поклялся себе бросить всё и заняться фотографией.

Спустя год, работая в магазине газет и журналов, Дэнис случайно узнал, что Боуи записывается в одной лондонской студии.

«Я побежал домой, схватил свой маленький фотоаппарат и сделал несколько фотографий, когда он был рядом со студией, – вспоминает О’Риган.

Уволившись с работы, со студенческим удостоверением немного поколесил по Европе и, вернувшись в родной Лондон, застал настоящий разгар панк-движения. О’Риган быстро сделал себе имя. Он был одержим фотографией, не выпускал камеру из рук. Его снимки регулярно публиковало лучшее британское музыкальное издание «New Musical Express». Молодой фотограф отправился на гастроли с лучшими панк и рок-группами. Он удостоился чести стать официальным фотографом на концерте «Rolling Stones».

Всё это время Дэнис не оставлял мечту «прорваться» к Дэвиду Боуи. Цель работать с Боуи была главным стимулом его карьеры. Через бухгалтера «Стоунз», который готовил для Боуи мировое турне, Дэнис предложил свою кандидатуру, заверив, что отснимет турне и подготовит книгу о музыканте.

В 1983 году О’Риган отправился в незабываемый тур со своим кумиром, которы длился шесть месяцев. Музыкант тогда дал 96 концертов в 15 странах мира. 24 часа в сутки Дэнис находился с ним бок о бок.

«Я не приставал и ему это нравилось, - вспоминает он. – Никогда не говорил Дэвиду «поверни голову в лево», он всегда сам знал, что делает и выглядел потрясающе. Сам предлагал: сними это и это. Все, что мы снимали за сценой не было позированием. Это была его жизнь. Когда мы оставали вдвоем в комнате, любили говорить о картинах, а не о работе. Я часто делал аудиозаписи наших разговоров. Иногда смеялись и несли полную чушь. На одной записи шутим и поем старые рекламные джинглы».

В 2016-м, когда Боуи не стало, все мировые рок-звёзды выразили соболезнования под фотографиями музыканта, которые снял О’Риган. Мик Джаггер опубликовал в своём твиттере фотографию, на которой они с Дэвидом смеются за ужином.

Фото Боуи, которым Дэнис лично очень дорожит: Дэвид, свернувшийся калачиком на диване и хихикающий, прикрывая рот рукой. На нём он настоящий, очень живой.

В каждой своей фотографии О’Риган старается уловить личность «внутри» рок-звезды. Это было и остаётся главным в его работе.

В 1984 году вышел альбом фотографий О’Ригана с предисловием Боуи. Почти тридцать лет шло обсуждение и подготовка к выпуску ещё двух книг о музыканте. Замысел удалось воплотить только через год после смерти знаменитости. Из сотен фотографий О’Риган составил и выпустил книгу «Ricochet: David Bowie 1983». Издание вышло ограниченным тиражом в две тысячи экземпляров. Каждая коллекционная книга весит почти 12 килограмм и стоит около четырёх тысяч долларов. Издание включает в себя виниловую пластинку и три гравюры. О’Риган гордится, что Дэвид одобрил проект этой книги. Её выпуск был данью любви и уважения великому музыканту.

После тура с Боуи О’Риган продолжил гастролировать с культовыми рок-группами. В 1985-м он стал официальным фотографом концерта десятилетия на стадионе «Уэмбли». Дэнис был большим поклонником Фредди Меркьюри. Его снимки музыканта добрые и человечные. На них тот улыбается, шутит, показывает язык.

Один из снимков, который О’Риган называет своими любимыми: фотография «Queen», прибывших на вертолёте на свой концерт в Небуорт Парк (Англия).

Мероприятие собрало около 220 тысяч человек. Концерт стал 704-м по счету и последним выступлением «Queen».

«Я прилетел на другом вертолёте, вспоминает О’Риган. – Мы летели бок о бок. Внизу было больше ста тысяч человек. Это было потрясающе! В то время мы подумать не могли, что это последний концерт...».

Сейчас бесценный архив О’Ригана собран под одной крышей и выставлен в его лондонской галерее. В ней проходят выставки, встречи, творческие вечера.

В галерее большой выбор фотографий, выставленных на продажу ограниченным тиражом. На сайте фотографа также можно приобрести постеры с культовыми фото знаменитостей. Каждая печать фотографии сопровождается сертификатом подлинности.

Автор: Инна Москальчук

Читать ещё ...
Кит Ричардс, Rolling Stones, играет для рекордных 120 тысяч фанатов на последнем шоу европейского тура 1982 года. Фотограф Дэнис О'Риган
Мик Джаггер, Rolling Stones, Гётеборг, Швеция, 1982 год. Фотограф Дэнис О'Риган
Мик Джаггер, Rolling Stones, в Гётеборге, Швеция, 1982 год. Фотограф Дэнис О'Риган
Мик Джаггер, Rolling Stones, 1982 год. Фотограф Дэнис О'Риган
Кит Ричардс, Rolling Stones. 1982 год. Фотограф Дэнис О'Риган
Мик Джаггер, Rolling Stones, Гётеборг, Швеция, 1982 год. Фотограф Дэнис О'Риган
Duran Duran, Джон Тейлор. 1984 год. Фотограф Дэнис О'Риган
Duran Duran, Джон Тейлор в Канаде, зима 1984 года. Фотограф Дэнис О'Риган
Саймон Ле Бон и Энди Тейлор из Duran Duran в лимузине по дороге в аэропорт, Нью-Йорк, 1984 год. Фотограф Дэнис О'Риган
Толпа перед концертом Duran Duran. Колумбия, Южная Каролина, 1984 год. Фотограф Дэнис О'Риган
Саймон Ле Бон, Duran Duran, 1988 год. Фотограф Дэнис О'Риган
Фотография сделана во время тура Duran Duran в 1984 году. Фотограф Дэнис О'Риган выпустил книгу, в которую вошли кадры, которые ранее не публиковались
Сид Вишес Sex Pistols в Лондоне. Менее чем за год до своей смерти от передозировки героином в феврале 1979 года. Фотограф Дэнис О'Риган
Глен Мэтлок,  Сид Вишес Sex Pistols, Нэнси Спанджен в Лондоне, 1978 год. Фотограф Дэнис О'Риган
Игги Поп, Лондон. Февраль 1978 год. Фотограф Дэнис О'Риган
Эми Уайнхаус, 2007 год. Фотограф Дэнис О'Риган
Скотт Горэм, Thin Lizzy. 1981 год. Фотограф Дэнис О'Риган
Фил Лайнотт, Thin Lizzy. 1981 год. Фотограф Дэнис О'Риган
Фил Лайнотт, Thin Lizzy. 1981 год. Фотограф Дэнис О'Риган
Фил Лайнотт Thin Lizzy, выступление, 1981 год. Автор фото – Дэнис О'Риган назвал его своим любимым кадром – 
 мрачным и драматичным. Музыканта не стало в 36-летнем возрасте
Певица и писательница Патти Смит. Её называют крёстной мамой панк-рока. Фотограф Дэнис О'Риган
Певица и писательница Патти Смит. Её называют крёстной мамой панк-рока. Фотограф Дэнис О'Риган
Kiss, Пол Стэнли. Бельгия, 2008 год. Фотограф Дэнис О'Риган
Kiss, Пол Стэнли, Стокгольм, 2008 год. Фотограф Дэнис О'Риган
Kiss, грим за кулисами. 2008 год. Фотограф Дэнис О'Риган
Выступление Kiss в Милане, Италия, 2008 год. Фотограф Дэнис О'Риган
Джин Симмонс, Kiss, Штутгарт Германия 2008 год. Фотограф Дэнис О'Риган
Джин Симмонс, Kiss, Италия 2008 год. Фотограф Дэнис О'Риган
Нет доступных фотографий