Жак Оливар: дух странствий и поэтичность образов

Жак Оливар: дух странствий и поэтичность образов

Жизнь и творчество фотографа Жака Оливара (Jacques Olivar) уже сами по себе материал для захватывающего романа. Касабланка – «город белых домов», город-порт, марокканская сказка – место, в котором он появился на свет. «От своей матери – андалузской цыганки я унаследовал её музыку и роковую привлекательность быть человеком из ниоткуда», - говорит Оливар. Пилот по образованию, в 40 лет он сменил штурвал самолета на фотоаппарат и стал знаковым модным фотографом. Снимки, снятые Оливаром, сложно назвать исключительно модной фотографией. Им больше подходит определение – постановка, мизансцена. Бесконечно влюбленный в кино и литературу, будучи сам талантливым рассказчиком, он называет свои фотографии «частью визуальной памяти», воплощением любимых книг, картин, фильмов.

Жак Оливар честно признается, что модные образы никогда не были для него художественным эталоном. Его вдохновляли миры вечного странника Жана Жене, свобода и поэтичность образов Джека Керуака, творческие поиски Уильяма...

Жизнь и творчество фотографа Жака Оливара (Jacques Olivar) уже сами по себе материал для захватывающего романа. Касабланка – «город белых домов», город-порт, марокканская сказка – место, в котором он появился на свет. «От своей матери – андалузской цыганки я унаследовал её музыку и роковую привлекательность быть человеком из ниоткуда», - говорит Оливар. Пилот по образованию, в 40 лет он сменил штурвал самолета на фотоаппарат и стал знаковым модным фотографом. Снимки, снятые Оливаром, сложно назвать исключительно модной фотографией. Им больше подходит определение – постановка, мизансцена. Бесконечно влюбленный в кино и литературу, будучи сам талантливым рассказчиком, он называет свои фотографии «частью визуальной памяти», воплощением любимых книг, картин, фильмов.

Жак Оливар честно признается, что модные образы никогда не были для него художественным эталоном. Его вдохновляли миры вечного странника Жана Жене, свобода и поэтичность образов Джека Керуака, творческие поиски Уильяма Берроуза, повествовательность Джона Стейнбека, глубина образов Теннесси Уильямса, лиризм и трагичность Федерико Гарсиа Лорки.

«Без них я бы точно никогда не стал фотографировать, по крайней мере, не так как я это делаю. От Стейнбека я перенял бесстрастность лиц перед судьбой, от Теннесси Уильямса образ хрупкости и одиночества южан, от Джона Дос Пассоса его любовь к рассказыванию историй, от Федерико Гарсиа Лорки острую боль как от ударов ножа и его поэтический голос».

Рано осиротев, Оливар с юных лет был предоставлен сам себе. Школу он называл тюрьмой и постоянно сбегал из неё. Его наставниками, друзьями были книги, музыка, фильмы.

«Я вдыхал пряные запахи базаров, слушал людей, говорящих по-арабски, и вкушал их мудрость. Я прогуливал занятия, чтобы отправиться в поисках тепла на золотые пляжи побережья Касабланки. Я всю ночь напролет слушал радио».

Окончив школу и поскитавшись по миру, прожив юные годы в мекке любимых писателей-битников – восточном городе Танжере, Оливар поступил в летную школу и вскоре стал пилотом авиакомпании. Страсть к полетам он совмещал со страстью к фотографированию. На одном из юношеских фото худощавый, растрепанный Оливар держит в руках фотоаппарат Leica с объективом 21 мм. В 1960-е из Марокко он перебрался в Париж.

«Тогда Париж встретил меня тепло и нежно, как своего блудного сына. Мне нравилось делать фотографии и Париж любил их. Я зарабатывал на жизнь, играя на станции метро Монпарнас-Бьенвеню вместе с подругой, которая отбивала ритм на бубне. Обожаю эти парижские годы. Вечеринки каждую ночь, друзья со всего мира, проходящие через вечно открытую дверь моей мастерской. Все это может показаться хаотичным и бредовым, но это все было очень поэтично в божественном богемном Париже тех лет».

В 70-е, в качестве рекламного фотографа, Оливар начал выполнять коммерческие заказы. Одна из рекламных компаний (реклама чулок DIM) делает его имя узнаваемым в профессиональной среде, к Оливару начинают обращаться модные бренды, глянцевые журналы. Он стилизует съемки для Giorgio Armani, Hermès, Céline, Trussardi, Rykiel. Модели любят сниматься у Оливара, поскольку у него они получают «самые красивые свои снимки».

«Я почти никогда не снимаю модные фотографии. Я только пытаюсь сделать реальный портрет, реальную картину модели, с которой работаю. Пытаюсь сфотографировать её дыхание, её голос, её путешествие по жизни и прошлому. Мне хочется, чтобы люди, смотрящие на фото, испытывали те же эмоции, что и я, глядя ей в глаза».

Каждый снимок Жак Оливар сопровождает поэтичной историей, связанной с девушкой и их взаимодействием (у него прекрасный слог и талант писателя). Он очаровано рассказывает, как впервые работал с Моникой Беллуччи и воспринял, исходящую от неё ауру, как «странный волшебный туман». О Кристи Тарлингтон – как о идеальной героине фильмов Хичкока. Магии актрис немного кино, которая воплотилась в его снимках Сары Дейкин. Локации для съёмок – отдельная глава. Дом, в котором родился Нострадамус, бордель в Кейптуане, бар с музыкой фламенко. Ему важна эта сюжетная составляющая. Его чувственные снимки не менее содержательные, но также утонченные и легкие.

«Есть две важные вещи, которые я всегда соблюдаю при съемке сексуальных фотографий. Первое – избегаю традиционного сексуального отношения, снимая очень простые и непринужденные сцены. Второе – избегаю очевидных признаков роскошной атмосферы, между чувственностью и богатством существует вульгарная связь».

Вдохновленный фильмами 1930-х-50-х годов, снятых в технике «Техниколор» (съемка через наложение зеленого и красного световых фильтров, которые делали изображении более ярким и контрастным), Оливар применил этот подход в своей серии работ «Вечно молодой». Портреты женщин в мотелях, на заправках, в самых неожиданных местах, снятые в статичной и отчужденной манере картин Эдварда Хоппера и атмосфере фильмов студии «Metro-Goldwyn-Mayer» (по мотивам серии была выпущена книга).

В модной индустрии Жак Оливар уже около пятидесяти лет. Его работы давно вышли за рамки коммерческой фотографии, их публикуют в книгах по искусству, а его образы по-прежнему необъяснимо самобытны и лиричны.

«Никогда не понимал, зачем пошел в фотографию. Я мог стать кем угодно. Пожарный, похититель мотоциклов, акробат, музыкант, контрабандист, - в шутку или всерьез говорит Оливар. – Я цыган, у меня не было ни семьи, ни страны, ни бога. И я остаюсь прежним, все еще сумасшедшим, после стольких лет».

Познакомиться с творчеством Жака Оливара, прочесть его талантливые тексты можно на сайте фотографа.

Автор: Инна Москальчук

Ещё
Нет доступных фотографий
Телеграм