Юрген Теллер: бунтарь и хулиган о моде без пафоса

Юрген Теллер: бунтарь и хулиган о моде без пафоса

Юрген Теллер (Juergen Teller) – певец несовершенной красоты. Один из самых провокационных и влиятельных фотографов fashion-мира. Теллер сломал традиционное представление о модной фотографии и создал свой визуальный язык. Его работы либо ненавидят, либо восхищаются ими. Тонко чувствуя образ, Теллер переплавил эстетику «гранжа» 90-х в современное, прямое, личное высказывание. Его рекламные компании экспонируются в музеях, как доказательство, что грань между искусством и коммерцией может быть стёрта, если за дело берётся настоящий художник.

«Прямые» фотографии с яркой вспышкой, засветами, заваленным горизонтом, без грамма ретуши, с ногами и руками фотографа, которые то и дело попадают в кадр, простыми незамысловатыми позами. Его фотографии выглядят любительскими, но это впечатление обманчиво, поскольку за мимолётной эстетикой "мгновенного" снимка  –  точная постановка и взвешенная авторская идея. Снимки Юргена Теллера предполагают реализм, главный посыл его творчества – быть собой.

...

Юрген Теллер (Juergen Teller) – певец несовершенной красоты. Один из самых провокационных и влиятельных фотографов fashion-мира. Теллер сломал традиционное представление о модной фотографии и создал свой визуальный язык. Его работы либо ненавидят, либо восхищаются ими. Тонко чувствуя образ, Теллер переплавил эстетику «гранжа» 90-х в современное, прямое, личное высказывание. Его рекламные компании экспонируются в музеях, как доказательство, что грань между искусством и коммерцией может быть стёрта, если за дело берётся настоящий художник.

«Прямые» фотографии с яркой вспышкой, засветами, заваленным горизонтом, без грамма ретуши, с ногами и руками фотографа, которые то и дело попадают в кадр, простыми незамысловатыми позами. Его фотографии выглядят любительскими, но это впечатление обманчиво, поскольку за мимолётной эстетикой "мгновенного" снимка  –  точная постановка и взвешенная авторская идея. Снимки Юргена Теллера предполагают реализм, главный посыл его творчества – быть собой.

«Так выглядят люди. Иногда красиво, иногда трагично, иногда немного грубо. Женщина отретушированная, воздушная, вообще без каких-либо человеческих реакций – такая кукла не возбуждает. Я просто переворачиваю страницу, - говорит Теллер о глянцевой моде. – Моя работа не имеет к этому никакого отношения. Мне просто очень нравятся женщины, мне нравятся мужчины и мне нравятся дети, нравится есть. Во всем этом что-то настоящее. Я за отдельную личность, а не за какую-то пластиковую фигурку. Мне интересен человек, которого я фотографирую. Мир и так прекрасен, в нём происходит так много интересного. Почему я должен накладывать на это какую-то ретушь. Для меня это бессмысленно».

Раздевая моделей, снимая их в «случайных» незамысловатых позах он указывает на то, как нелепо тщеславие. То, что Теллер не только художник, но прежде всего концептуалист стало понятно не всем и не сразу. В начале его карьеры в 90-е модные дома были поглощены глянцевой эстетикой гламура. Работы Теллера казались большинству «грязными», это была анти-мода без возвышенных красавиц и художественных образов. Самобытный, дикий талант Теллера отталкивал.

В аристократический и гламурный Лондон Юрген сбежал в возрасте 22-х лет из небольшого баварского городка. Из Германии парень уехал поскольку не желал служить в армии. За плечами были два курса Баварского государственного института фотографии в Мюнхене и плохое знание английского.

«Америка была слишком далеко и у меня была машина. О Лондоне я знал, что там туман, идут дожди, я читал книги и смотрел фильмы Эдгара Уоллеса, - говорит Теллер о городе, в котором живёт уже более тридцати лет».

Его путь в визуальное искусство начался с обложек пластинок, которые приносил домой двоюродный брат.

«На эти удивительные обложки я мог смотреть вечно, когда был подростком. Всегда думал, что если у пластинки отличная обложка – музыка тоже должна быть хорошая».

Свою первую самостоятельную обложку в Лондоне он снял для музыкального альбома Шинейд О’Коннор. Затем были обложки для Бьорк, Моррисси. В 1991 году Теллер в качестве фотографа отправился в турне с группой Nirvana. Он начал снимать для ведущих британских молодёжный изданий и под влиянием своей девушки, стилиста Венеции Скотт, знакомиться с модной фотографией. В ту пору Теллер страстно увлёкся фотографированием Кейт Мосс, его притягивала неправильная, угловатая красота модели.

«То, что мы делали тогда было немного страшно для людей из Vogue, - говорит фотограф. – Мы были свободолюбивыми, хипповатыми, мечтательными. Часто снимали винтажную одежду, поскольку крупные дизайнерские дома – эти все «Пуччи Гуччи» не хотели с нами сотрудничать. Но сила была слишком велика, чтобы не прислушаться ко мне. У меня получилось очеловечить человека, одетого в их одежду».

Его встреча с австрийским дизайнером Хельмутом Лангом дала Теллеру «зелёный свет» в мир моды и переросла в долгосрочное сотрудничество.

«Я был одиноким немецким парнем, который встретил ещё одного забавного немецкоговорящего чувака, который выделялся в этом мире, создавая отличную моду, от которой все сходили с ума. Мы понравились друг другу».

Марк Джейкобс привлёк его общими интересом к культуре и людям. Они подружились и в первые годы Теллер согласился снимать для Джейкобса бесплатно. Ему было важно доверие и творческое самовыражение, полный контроль над рекламой. В итоге Теллер снимал для Джейкобса рекламные компании на протяжении пятнадцати лет. Он снял для бренда ту самую скандальную декадентскую рекламу с обнажённой Шарлоттой Рэмплинг, присоединившись к ней в постели отельного люкса в стиле Людовика XV. Теллер тогда не влез ни в один костюм, предоставленный для съёмки, кроме пары серебристых шорт.

«Я подумал, чёрт возьми. Я даже не влезаю в эту одежду!»

Впоследствии он будет часто позировать голый и просить раздеться своих моделей. Для французского журнала «Paradis» Теллер снял свою любимую модель Рэмплинг и немецкую супермодель Ракель Циммерманн, разгуливающих по «Лувру» обнажёнными. В окружении античных статуй, древних шедевров, они не вызывали возмущения, наоборот, показывали, насколько естественной может быть нагота, свободная от предрассудков. Теллер снял много собственных обнажённых портретов. Скандальная фотография «Водораздел», которую Теллер снял на могиле отца, будучи обнажённым с банкой пива, сигаретой и футбольным мячом вызвала недовольство семьи фотографа, в частности матери, но он опубликовал её. Отец Юргена был скрипичным мастером, много пил, бил сына и закончил жизнь самоубийством. Теллер признаётся, что фото было попыткой понять жизнь и поступок отца. Он чувствовал в себе те же нездоровые наклонности и хотел разобраться с ними.

«В итоге эта работа сблизила нас с матерью и оказалась терапевтической. Она стала ключом к чему-то более глубокому. Побудила нас открыто поговорить о вещах, которые делал отец».

Граница между личным и коммерческим условна в творчестве Теллера. От съёмки к съёмке он остаётся верен своему видению. Неважно, кто находится перед его объективом – это всегда частично автопортрет.

«У Юргена очень сильный индивидуальный голос, - сказал о нём Хельмут Ланг. В наши дни это довольно редкое явление. Мне нравится его способность говорить вслух то, о чём другие даже боятся думать».

«В его работе есть элементы Беккета, - отметил креативный директор журнала W Деннис Фридман. – Юрген в своём творчестве затрагивает глубокие темы, говорит от тщетности всего – попытках выглядеть красиво, сохранить свою обвисшую грудь или влезть в определённое платье. Много модных фотографов создают это ложное ощущение и поддерживают миф. Фотографии Юргена разрушают его, но не угнетают. Удручает бессмысленная объективация женщин в качестве вешалок для одежды, когда в картине ничего нет, кроме того, что это инструмент продаж».

Реклама, снятая Юргеном, не может не выстрелить. Его хулиганство давно признано искусством. Со многими дизайнерами и моделями у Теллера долгосрочное сотрудничество, которое длится десятилетиями и давно переросло в дружбу.

«Я снимал для Джейкобса семнадцать лет, с Вивьен Вествуд мы сотрудничаем долгие годы, я работал с Фиби Файло с тех пор, когда она начала работать в Селин. С моделью Кристен Макменами мы сотрудничаем двадцать пять лет. Мне не интересно бегать от одной съёмки к другой, мне интересна дружба».

Благодаря своей честной эстетике Теллер сыграл важную роль в переосмыслении модной фотографии. Многие фотографы и журналы стали копировать и популяризовать его стиль съёмки. В 1993 году его фотографии были отмечены главной наградой на фестивале моды в Монако. В 2003 году Теллер стал лауреатом престижной премии Citibank в области фотографии. Получил специальную премию Международного центра фотографии Infinity Award в 2018 году. Его снимки, рекламные компании экспонируются в галереях и музеях по всему миру, находятся в частных коллекциях.

Новая деятельность Теллера – преподавание фотографии в Нюрнбергской академии изящных искусств. Он даёт своим студентам много практических заданий, поскольку уверен – фотографии невозможно научиться по книгам. В галерее Serpentine Теллер работает над проектом 89plus для художников и фотографов, которые родились после 1989 года – первое поколение, выросшие с интернетом. Это похоже на уорхоловскую идею Фабрики, дающую молодым талантам платформу для творчества.

«Чему я действительно хочу научить – как я использую собственную энергию и энтузиазм в фотографии, чтобы развить их энтузиазм. Я хочу побудить их хотеть! С самого начала говорю, что работа должна быть посвящена любви к жизни. Чтобы фотографировать – вы должны любить жизнь, тогда вы сможете снимать всё что угодно!

Жить нужно в гармонии со своим истинным «я». Кто ты? Чего ты хочешь? Делать выбор нужно через чувства, эмоции, внутреннее ощущение гармонии. Принимать решение исходя из логики, общепринятых правил, моральных законов, личной выгоды – это не про ваши истинные намерения, а про желание нравится и быть хорошим для всех. Надеюсь, очевидно, что деньги надо зарабатывать не там, где их больше, а любимым делом».

Автор: Инна Москальчук

Ещё
Нет доступных фотографий
Телеграм