Однажды в музее: посетители музеев в фотографиях от классиков до современников

Учёные не устают проводить исследования, посвящённые опыту музеологической рефлексии и другим феноменам хранилища культурных ценностей, множа предположения и теории. Свои визуальные изыскания проводят и фотографы – от Картье-Брессона и Роберта Капы до Томаса Штрута и Стефана Драшана. Последние не оставляют сомнений как минимум в одном: встреча зрителя и произведения искусства сулит появление нового шедевра.

Пустой музей неподвижен и монументален. Но как только в нём оказываются посетители, пространство тут же преобразуется в живой театр. Ступая за музейный порог, зрители волей-неволей и сами становятся частью выставочного пространства, где между ними и произведениями искусства образуются уникальные взаимоотношения.

Эллиотт Эрвитт говорит: «Искусство – это хороший способ смотреть на наготу без смущения». Гениальный и ироничный фотограф всякий раз, располагая свободным временем в Нью-Йорке или в любом другом городе, отправлялся в музеи и художественные выставки за созерцанием...

Учёные не устают проводить исследования, посвящённые опыту музеологической рефлексии и другим феноменам хранилища культурных ценностей, множа предположения и теории. Свои визуальные изыскания проводят и фотографы – от Картье-Брессона и Роберта Капы до Томаса Штрута и Стефана Драшана. Последние не оставляют сомнений как минимум в одном: встреча зрителя и произведения искусства сулит появление нового шедевра.

Пустой музей неподвижен и монументален. Но как только в нём оказываются посетители, пространство тут же преобразуется в живой театр. Ступая за музейный порог, зрители волей-неволей и сами становятся частью выставочного пространства, где между ними и произведениями искусства образуются уникальные взаимоотношения.

Эллиотт Эрвитт говорит: «Искусство – это хороший способ смотреть на наготу без смущения». Гениальный и ироничный фотограф всякий раз, располагая свободным временем в Нью-Йорке или в любом другом городе, отправлялся в музеи и художественные выставки за созерцанием произведений искусства и наблюдением за посетителями. В 2012 году у Эрвитта вышла книга «Наблюдение за музеями» («Museum Watching»). В неё вошли снимки с конца 1950-х до 1999 года. О съёмке в музейном пространстве автор написал в предисловии: «Для фотографа это всё равно, что ловить рыбу в бочке».

Почти тридцать девять лет исследовал залы Лувра и Алесио де Андраде, бразилец, живший в Париже. Он начал фотографировать в известнейшем музее мира в 1964-ом, это увлечение увенчалось 12 000 снимков, в которых собралась коллекция эффектов, производимых искусством на посетителей в виде широкого спектра эмоций – от глубокой задумчивости до экстатического восторга.

Не всегда посетитель находится в состоянии активного познавания и восприятия артефактов. Стефан Драшан наснимал целый фотопроект, посвящённый людям, спящим в музеях, а начиналось его визуальное исследование с серии «Люди, соответствующие произведениям искусства». Поиски фотографа сосредоточились на соответствиях в цветах и формах между человеком и объектом искусства. Отдавая предпочтение работам старых мастеров, он запечатлевает момент встречи старого с новым, образуя мост между веками.

Каспар Клаасен – ещё один фотограф, очарованный тем, как люди смотрят на искусство. По его мнению, само их присутствие в выставочном пространстве не мешает, а скорее его обогащает. В серии Клаасена «Музеи» посетители становятся неотъемлемой частью выставки, а галерея представляет, по сути, составные части панорамы, простирающейся по стенам, диванам, произведениям искусства.

Фотографы, преподнося своё понимание отношений между людьми и искусством, также через свои работы подтверждают то, что мы все уже знаем: наблюдать за другими людьми – занятие, приносящее исключительное удовольствие, даже когда они сами в это время наблюдают.

Читать ещё ...
Нет доступных фотографий
Телеграм