Вивиан Сассен: африканская одиссея – мир теней и детских сновидений

Африка в творчестве голландского фотографа Вивиан Сассен (Viviane Sassen) – дом её души и мираж прошлого. Ранние годы детства Сассен прошли в жаркой Кении, её глубинные, яркие воспоминания погружают в поразительный мир этого уникального континента. Графический мир теней, форм, сочетание красок ведут по лабиринту сознания. «Я помню, как смотрела на женщин и детей, сидящих под деревьями, защищаясь от солнца, и, даже будучи ребенком, видела эти формы, - делится Сассен. – В юнгианской психологии тень означает подсознание, или все, что мы хотели бы скрыть, но в Африке тень – это место, где прячешься от солнца. В Африке цвет смерти – белый, а не черный». Своим творчеством Сассен предлагает зрителю исследовать свою собственную тень через интерпретации образов, ассоциаций, цветовых сочетаний. В её загадочных фотоработах, как в тесте Роршарха, каждый увидит своё.

Вивиан Сассен родилась в 1972 году в Амстердаме. Ей было два года, когда, когда семья на несколько лет переехала в Кению, по...

Африка в творчестве голландского фотографа Вивиан Сассен (Viviane Sassen) – дом её души и мираж прошлого. Ранние годы детства Сассен прошли в жаркой Кении, её глубинные, яркие воспоминания погружают в поразительный мир этого уникального континента. Графический мир теней, форм, сочетание красок ведут по лабиринту сознания. «Я помню, как смотрела на женщин и детей, сидящих под деревьями, защищаясь от солнца, и, даже будучи ребенком, видела эти формы, - делится Сассен. – В юнгианской психологии тень означает подсознание, или все, что мы хотели бы скрыть, но в Африке тень – это место, где прячешься от солнца. В Африке цвет смерти – белый, а не черный». Своим творчеством Сассен предлагает зрителю исследовать свою собственную тень через интерпретации образов, ассоциаций, цветовых сочетаний. В её загадочных фотоработах, как в тесте Роршарха, каждый увидит своё.

Вивиан Сассен родилась в 1972 году в Амстердаме. Ей было два года, когда, когда семья на несколько лет переехала в Кению, по месту работы отца, который был врачом в клинике по борьбе с полиомиелитом.

«Мои воспоминания о тех детских годах в Африке неизгладимы. Тень, краски, люди, чернильно-черные ночи, звездное небо, изуродованные тела местных детей, больных полиомиелитом. Мы жили прямо рядом с клиникой, у многих детей были очень искалеченные болезнью тела, но я понятия об этом не имела, они просто были моими друзьями. Мы сидели, завороженно сравнивая наши руки и ноги, и мысли не было, что с ними что-то не так, только, что мы разные. Должно быть с этого началось моё увлечение телом, его всевозможными формами».

Вивиан вспоминает, что очень болезненно пережила возвращение семьи в Нидерланды. Она понимала, что белая девочка, она всегда будет чужой в Африке, но все время её незримо тянуло в места своего детства, которые оставили неизгладимый след в сердце и воспоминаниях.

«У меня была няня, Риспа Огуту, я до сих пор помню запах её кожи, то, как она говорила. Она будила меня рано утром и брала с собой в поле собирать маленькие белые грибы, на рынки, где я видела окровавленные козлиные головы, усеянные мухами. Я помню вкус сахарного тростника, сидя в машине и глядя на баобабы, играя с детьми. Возвращение было шоком, я скучала по хождению босиком. В первый раз я вернулась в Африку через десять лет с родителями. Была ночь, я лежала в постели, слышала крики павлинов, и я плакала».

Фотография не сразу пришла в жизнь Вивиан. Сначала она изучала моду в Королевской академии в Арнеме (Нидерланды), несколько лет работала моделью, прежде чем в 1992 году перевестись на обучение фотографии в Утрехт.

«Меня вдохновляли такие фотографы как Нэн Голдин, Ларри Кларк, Араки и Ричард Биллингем. Люди, которые с огромной энергией снимали интимные документальные фильмы о своей собственной жизни на маленькие камеры».

Первые попытки в творчестве Сассен были направлены на исследование своего собственного тела и сексуальности через автопортреты. Её всегда влекли абстрактные формы, сюрреалистические образы. «Человек не вызывает их, они приходят к нему спонтанно», - так гласит «Манифест сюрреализма» основателя движения поэта и писателя Андре Бретона. Главная идея манифеста – в возвращении детского восприятия, ведь в раннем возрасте «дети отвыкают от чудесного». Так Вивиан Сассен погрузилась в мир теней своего детства, но переломный момент в творчестве всё же связан с трагическим уходом отца, который покончил с собой, когда ей было слегка за двадцать.

«Мой отец выпрыгнул из окна. Он перенес очень серьезную операцию на мозге, до этого он страдал от ужасных головных болей. Он не мог больше работать и потерял чувство цели. Смерть отца невероятно повлияла на меня. Я не была бы тем же человеком, если бы этого не случилось».

Горесть потери Вивиан реализовала в своём самом личном фотопроекте «Umbra», что в переводе с латинского значит тень. Она говорит, что в «Umbra» пережила смерть своего отца и смогла попрощаться с ним ещё раз.

«В своей игре со светом и тьмой я смогла заглянуть за свои собственные скрытые границы. После того, как я закончила проект, появилась мысль: ладно, теперь я могу умереть, я сказала то, что хотела сказать».

Независимо от того, что снимает Сассен – модную фотографию или личные фотопроекты, будь то лица людей, тела, автопортреты, обнаженная натура, пейзажи – во всем присутствует эта таинственная тень, которая придает её работам особую проникновенность. Сассен признает, что мода позволяет ей выразить её экстравертную сторону, это своего рода игра. Она работает с мировыми изданиями и брендами, которые признают её уникальную сюрреалистическую эстетику и не намерена себе изменять:

«Для меня личное и коммерческое сливается: я использую один и тот же мозг и глаза для выполнения всех своих работ».

Студия Сассен находится в Амстердаме, в крошечном переулке недалеко от одного из каналов. Здесь она работает над коммерческими и личными проектами, но уверенна, что Африка так или иначе «не отпустит» её. Ей нравится считать себя интуитивным художником, ведь концептуальное искусство часто создает произведения, которые отсылают к самому себе. Фотограф чувствует тесную связь с сюрреалистами Ман Рэем, Рене Магриттом, с творческим подходом Гогена и Матисса, признается в безграничной любви к «Черному квадрату» Малевича, который она попыталась повторить в снимках из Намибии.

Работы Виван Сассен находятся в постоянной коллекции Музея современного искусства в Нью-Йорке, также выставляются по всему миру. Сассен сотрудничает со Стеллой Маккартни, Miu Miu, Louis Vuitton. Она выиграла голландскую премию в Риме (2007 год) и премию Infinity Award от Международного центра фотографии.

Больше фото и информации на сайте фотографа.

Автор: Инна Москальчук

Читать ещё ...
Нет доступных фотографий
Телеграм