Уте Малер: недосказанное в атмосферных фотографиях из ГДР

Публика Восточной Германии узнала об Уте Малер в первую очередь как о модном фотографе. Но ещё любопытнее долгосрочный проект «Жить вместе», который она создавала на протяжении более двух десятилетий, начиная с 1970-х. «Я хотела рассмотреть, что скрывается за официальным фасадом оптимизма», – рассказала Малер об этой работе в 2014 году, когда снимки вышли и в виде фотокниги. «Что транслирует язык тела, даже если чьё-то выражение лица говорит об обратном?»

Уте Малер (Ute Mahler) родилась в 1949 году в Тюрингии. За три недели до её появления на свет эта территория стала Германской Демократической Республикой (ГДР), социалистической страной, в которой прошло становление фотографа, и протекли почти два десятилетия успешной карьеры.

После изучения фотографии в Высшей школе графики и книжного искусства в Лейпциге (1969–1974) она начала получать заказы на съёмку от журнала «Sibylle». Став постоянным автором фотографий популярного издания, Малер стирала границы между модной, портретной...

Публика Восточной Германии узнала об Уте Малер в первую очередь как о модном фотографе. Но ещё любопытнее долгосрочный проект «Жить вместе», который она создавала на протяжении более двух десятилетий, начиная с 1970-х. «Я хотела рассмотреть, что скрывается за официальным фасадом оптимизма», – рассказала Малер об этой работе в 2014 году, когда снимки вышли и в виде фотокниги. «Что транслирует язык тела, даже если чьё-то выражение лица говорит об обратном?»

Уте Малер (Ute Mahler) родилась в 1949 году в Тюрингии. За три недели до её появления на свет эта территория стала Германской Демократической Республикой (ГДР), социалистической страной, в которой прошло становление фотографа, и протекли почти два десятилетия успешной карьеры.

После изучения фотографии в Высшей школе графики и книжного искусства в Лейпциге (1969–1974) она начала получать заказы на съёмку от журнала «Sibylle». Став постоянным автором фотографий популярного издания, Малер стирала границы между модной, портретной и документальной съёмкой. К примеру, создавая в 1986 году модную фотосерию «Посвящение молодёжи» для «Sibylle», она снимала пять девушек в течение дня, пока они праздновали со своими семьями.

Один из наиболее часто экспонируемых трудов Малер – долгосрочный проект «Жизнь вместе» (Zusammenleben). Он охватывает 1970–1980-е годы и представляет собой задокументированную повседневную жизнь в ГДР. Люди в снимках настолько естественны, будто слишком заняты собственными мыслями, чтобы заметить присутствие фотографа. Даже смотрящие в камеру лишены позёрства.

«Я искала истину во внутренней сфере человеческой жизни. Снимала для себя, – рассказывает фотограф. – Не искала ничего сенсационного, хотела найти нечто универсальное – от хрупких отношений, семьи и дружбы до изображения счастья, непостоянства, отчаяния, смирения и близости… Началось с того, что это были случайные персонажи, незнакомцы, соседи, друзья. Но через каждого поднимался один и тот же вопрос: как люди взаимодействуют друг с другом?».

После падения Берлинской стены в 1990 году вместе с мужем Вернером Малером она вошла в число соучредителей легендарного фотоагентства «Ostkreuz», а с 2000 по 2015 была профессором фотографии в Гамбургском университете прикладных искусств и наук. Любопытство, терпение, сочувствие, доверие и уважение – основные характеристики, по сей день определяющие творчество Уты Малер, одного из самых выдающихся немецких фотографов.

Читать ещё ...
Нет доступных фотографий
Телеграм