«Цирк» Сары Мун: драматическая сказка в философском прочтении

Серия «Цирк» фотографа Сары Мун (Sarah Moon) – поэтическое и философское переосмысление одной из самых трагических сказок Ганса Христиана Андерсен – «Девочка со спичками». Андерсен написал свою сказку в середине 40-х годов 19 века в память о матери – Анн-Мари, которая также нищенствовала в детстве. Драматической историей он иллюстрировал гравюру Йоганна Лундбю, на которой, замерзающая девочка-нищенка, зажигает спички одну за другой и перед ней предстают убаюкивающие её сердце и разум видения. Завороженная атмосферой закулисья цирка, Сара Мун решила перенести действие сказочной истории в декорации ярмарочного балагана.

У «Девочки со спичками» Андерсена будто нет прошлого и будущего, лишь его отголоски. Отец, который избивает, когда она продает мало спичек, и бабушка, единственная, кто был добр к девочке. Фотограф, напротив, создаёт мрачный психологический триллер, в котором танцовщица на трапеции, дочь основателя цирка Настасья бежит со своим китайским любовником, бросив цирковую...

Серия «Цирк» фотографа Сары Мун (Sarah Moon) – поэтическое и философское переосмысление одной из самых трагических сказок Ганса Христиана Андерсен – «Девочка со спичками». Андерсен написал свою сказку в середине 40-х годов 19 века в память о матери – Анн-Мари, которая также нищенствовала в детстве. Драматической историей он иллюстрировал гравюру Йоганна Лундбю, на которой, замерзающая девочка-нищенка, зажигает спички одну за другой и перед ней предстают убаюкивающие её сердце и разум видения. Завороженная атмосферой закулисья цирка, Сара Мун решила перенести действие сказочной истории в декорации ярмарочного балагана.

У «Девочки со спичками» Андерсена будто нет прошлого и будущего, лишь его отголоски. Отец, который избивает, когда она продает мало спичек, и бабушка, единственная, кто был добр к девочке. Фотограф, напротив, создаёт мрачный психологический триллер, в котором танцовщица на трапеции, дочь основателя цирка Настасья бежит со своим китайским любовником, бросив цирковую и свою настоящую семью. Без своей главной звезды цирк закрывается, труппа разбредается кто куда. Единственная, в ком живет надежда на возвращении Настасьи – её семилетняя дочь Жанна. Она решает дождаться мать. В одиночестве Жанна скитается по городу в канун Рождества. Её единственный скарб – спички, который она может продать, а может использовать, чтобы немного согреться. В отчаянии, девочка зажигает спичку за спичкой, она видит фантастические миры, в которых все также призрачно и неясно. Когда последняя спичка сожжена – она умирает одна на холодной улице.

34 черно-белые зернистые фотографии фотограф сопроводила поэтическими подписями, рассказывающими историю цирка и девочки со спичками. Иллюстрация горькой обреченности, отсутствия даже толики надежды, образ неотвратимости трагического финала.

Повествовательность кадров, рассказанная автором история, создают уникальный мир. Это цепочка событий, которые от фотографии к фотографии ведут по лабиринту судеб героев сказки-притчи. Уникальность этого мира в том, что из разрозненных картин Сара Мун создала цельное произведение.

«Изнанка декораций цирка бесконечно влечет меня», - повторяла она во многочисленных интервью. Фотограф близко дружили с Натальей Дуровой, много снимала в Театре Дуровой. Её снимки о тяжелой жизни цирковых акробатов также метафоричны. «Я никогда бы не смогла стать документальным фотографом, я не способна работать с объективной реальностью». Фотографии Сары Мун ломают представление о цирке, как о бесконечном, ярком празднике. Она показывает обратную драматическую сторону циркового искусства, его глубину, трогательную обреченность, мимолетность и философский подтекст.

Автор: Инна Москальчук

Читать ещё ...
Нет доступных фотографий
Телеграм