Томас Хёпкер: легенда «Magnum Photos» об изнанке идеального кадра

Томас Хёпкер: легенда «Magnum Photos» об изнанке идеального кадра

Томас Хёпкер – автор культового снимка боксёра Мухаммеда Али и самой скандальной фотографии о трагедии 11 сентября в США. Первый немецкий фотограф в «Magnum Photos». Более полувека он снимает людей по всему миру и делает это с большим участием и добротой.

В короткометражке «Одна сотая секунды» британского режиссёра Сьюзэн Джейкобсон перед военным фотографом стоит выбор – сделать сенсационную фотографию или спасти жизнь человека, который находится по ту сторону объектива. Это архисложное решение – делать своё дело, оставаться профессионалом и при этом осознавать, что модели для твоих фото – живые люди, причина твоего интереса к ним – их глубокая личная трагедия.

В 1967 году Томас Хёпкер, будучи репортёром немецкого журнала «Stern», по своей инициативе отправился в Индию, штат Бихар, к людям, которые переживали наводнение, голод и последствия эпидемии оспы. Он был убеждён, что журнал обязан осветить эту проблему. Никто из коллег не захотел поддержать фотографа, оспа была заразной...

Томас Хёпкер – автор культового снимка боксёра Мухаммеда Али и самой скандальной фотографии о трагедии 11 сентября в США. Первый немецкий фотограф в «Magnum Photos». Более полувека он снимает людей по всему миру и делает это с большим участием и добротой.

В короткометражке «Одна сотая секунды» британского режиссёра Сьюзэн Джейкобсон перед военным фотографом стоит выбор – сделать сенсационную фотографию или спасти жизнь человека, который находится по ту сторону объектива. Это архисложное решение – делать своё дело, оставаться профессионалом и при этом осознавать, что модели для твоих фото – живые люди, причина твоего интереса к ним – их глубокая личная трагедия.

В 1967 году Томас Хёпкер, будучи репортёром немецкого журнала «Stern», по своей инициативе отправился в Индию, штат Бихар, к людям, которые переживали наводнение, голод и последствия эпидемии оспы. Он был убеждён, что журнал обязан осветить эту проблему. Никто из коллег не захотел поддержать фотографа, оспа была заразной и Хёпкеру пришлось ехать в одиночку.

«Это было душераздирающе. Люди приходили ко мне, тряслись, показывали свои раны и надеялись, что я принесу им что-нибудь, но у меня, ничего не было. У меня была всего лишь пустая машина и фотоаппарат. Именно тогда я осознал, какая огромная ответственность сейчас на мне. Я белый парень, у меня есть деньги, я фотографирую сотни умирающих людей, потом могу вернуться в отель и хорошо поужинать. Это было бы вершиной цинизма. Делать хорошие снимки – одно, но, когда это необходимо – вы должны выходить за рамки и делать что-то значимое. Должны, по крайней мере, получить ощущение, что сделали большее, чем просто репортаж, ощущение, что сделали больше, чем просто щёлкнули затвором. Да, в большинстве случаев фотограф почти бессилен, но вы даёте читателю пищу для размышлений, а это уже не мало».

Несмотря на опасность, Хёпкер решил остаться с людьми в деревне. В течение месяца он пытался выживать наравне с ними. Фотографии из Бихара с душераздирающей историей разлетелись по всему миру. Отклик был мгновенным. Журнал организовал большое мероприятие по сбору средств среди своих читателей. Были задействованы немецкое правительство, армия, военно-воздушные сили, медицина. Из маленькой статьи в одном номере возникла крупная операция, которая помогла спасти жизни тысяч людей.

В своём деле Томас Хёпкер всегда ставит человека на первое место. Он фотожурналист с 60-летним стажем, который в свои 84 года продолжает активно снимать. С 1964 года трудился фотографом немецкого журнала «Stern». В этом же году началось его многолетнее сотрудничество с фотоагентством «Magnum», членом которого Хёпкер стал в 1989 году, а в 2004 – был избран его почётным президентом. Причастность ко многим знаковым историческим событиям выделяют его среди фотографов, Хёпкера считают подлинным визуальным историком нашего времени.

В 1959 году он один из первых фотожурналистов получил разрешение на въезд в Германскую Демократическую Республику. Хёпкер фотографировал там детей, которые ничего не подозревая, устраивали игры у Берлинской стены, снимал разлучённых родственников, трагедию, которую переживали люди. В Восточную Германию фотограф отправился с женой и провёл там несколько лет. Он знал, что их квартира, даже машина прослушиваются. Родственники из ГДР, опасаясь за свою судьбу, не хотели с ним встречаться. Пребывание в этой «закрытой стране» позволило сделать настоящие исторические кадры, показать, как всё было на самом деле.

Серия снимков боксёра Мухаммеда Али, снятая Хёпкером в 60-е, сделала его мировой знаменитостью. Легендарная фотография правого кулака боксёра, снятая в 1966 году, считается одной из главных в карьере фотографа. Хёпкер начал снимал Али на летних Олимпийских играх 1960-го года, когда тот ещё был известен как Кассиус Клей (до принятия ислама). Фотограф близко сошёлся с Али. Боксёр разрешал ему присутствовать на всех своих тренировках, Хёпкер снимал его в обыденной жизни, снял трогательную сцену знакомства Мухаммеда Али с будущей женой, возвращение в 1970-м и подготовку к «Бою века» против Джо Фрейзера, годы спустя ослабленного болезнью Паркинсона великого чемпиона. В последний визит Али не смог узнать фотографа, недуг слишком быстро прогрессировал.

«Тогда я понятия не умел о боксе. Али был в Лондоне, я пошёл в спортзал, где он тренировался. Он посмотрел на меня и сказал: «привет». Я сделал один щелчок, он придвинулся ко мне и сделал движение рукой – раз-два, правый кулак шёл вперёд. Уже на проявке я увидел, что вторая фотография была недоэкспонирована, а на негативе первой была царапина, но я умышленно не стал её ретушировать. Али представлялся мне, как сложный, многогранный человек. Он стал победителем, но также пережил многое, будучи темнокожим человеком, живущим в Соединённых Штатах. Поцарапанная фотография стала обложкой моей книги о Большом чемпионе».

Али интересовал Хёпкера прежде всего как человек. По этой причине снимки получились живыми, интимными, личными. Чемпион – это не биография, - повторял фотограф. Он снимал Али, прыгающим с моста, молящимся в углу ринга, примеряющим новый костюм у портного, флиртующим с дочерью пекаря.

«Одной из причин его успеха было то, что он был совершенно непредсказуем. Мог позвать меня вечером выпить, а на следующий день не проронить ни слова. Думаю, именно поэтому он был так хорош на ринге, другой парень никогда не знал, что его ждёт. Был знаменитый бой «Грохот в джунглях», в котором Али ничего не делал в первом раунде, просто стоял. А когда другой боксёр действительно устал, просто взял и вырубил его. Он был гением».

В 1974 году Хёпкер переехал в Нью-Йорк и стал работать американским корреспондентом для журнала «Stern». Его серия фотографий Нью-Йорка запечатлела истинный дух города в эпоху 80-х. На них играющие в брызгах пожарных гидрантов дети, эксцентричные ньюйоркцы, старики, целующиеся парочки, городские спортсмены, девушки топлес на крышах Манхэттена, женщина с ружьем, спокойно переходящая дорогу, одинокие бродяги, шумные перекрёстки, странные, неожиданные, забавные городские сценки.

Одна из таких обыденных, на первый взгляд, сцен, снятая Хёпкером, вызвала массу споров. В день трагедии 11 сентября, когда два лайнера, захваченные террористами, врезались в башни Всемирного торгового центра, фотограф, пытаясь максимально приблизиться к месту трагедии, мимоходом снял небольшую компанию ньюйоркцев, невозмутимо болтающих на Бруклинском мосту, в то время, как за их спиной творился настоящий апокалипсис. Посчитав фотографию второстепенной, такой, что не передает ужас трагедии, Хёпкер отложил её в коробку с отвергнутыми изображениями. Лишь четыре с половиной года спустя стало ясно, что фотография шокирующая и многоплановая. Вдали от реального события получилось разглядеть всю абсурдность, сюрреалистичность ситуации. У каждого, кто смотрел на снимок, возникала масса вопросов: как могло случиться несчастье в такой прекрасный день? Почему эта группа молодых людей так хладнокровна? Было ли это бессердечное поколение, которое слишком много смотрело Си-Эн-Эн и фильмов ужасов? А если это ложь и хитрость фотографа, который всего лишь уличил удачный момент?

Скандальное фото впервые было выставлено на ретроспективе Хёпкера в его родном Мюнхене. После снимок опубликовали в 15-ти газетах Германии, его растиражировали издания по всему миру. В США фотография появилась всего лишь раз – в качестве иллюстрации в книге о событиях 11 сентября, а также коротком упоминании в «New York Times», которое мгновенно вызвало волну дискуссий. Для американцев фото оказалось слишком болезненным.

За какую бы тему не брался Хёпкер, его снимки выделяются яркой художественностью и безупречным чувством композиции. В юности фотограф изучал археологию и историю искусств. В его портфолио нет «проходных» кадров, каждая фотография целостный завершённый рассказ.

«Я не репортёр, но и не художник, я что-то среднее, - говорит он. – Для меня существуют две вещи, которы обязательно должны быть уравновешены в фото – история снимка и хорошая композиция. Это должна быть картина, которые вы точно захотите повесить на стену».

Хёпкер не делает тайны из своей работы, легко делится секретами мастерства. Большую часть карьеры он использовал камеру Leica. С 2002 года перешёл на цифровые зеркальные фотоаппараты. 84-летний фотограф считает, что нельзя становиться на пути прогресса. Цифровая техника нравится ему отсутствием ограничений: ты можешь сделать до тысячи снимков в день, удалить те, что не работают, и вернуться к заданию. Он снимает в формате RAW и не утруждает себя использованием каких-либо настроек, кроме автоматического баланса белого.

«Я по-прежнему уличный фотограф. Я вижу, что происходит вокруг меня, а потом фотографирую. Нет никакой заранее продуманной концепции, предварительной договорённости. На мой взгляд, самое интересное в фотографии – «вырезать» часть реальности. Секретным рецептом создания таких работ всегда было не что иное, как хороший глазомер, много времени, а также чистая удача...

Проснись утром, надень хорошие туфли и выйди в мир. Держи глаза открытыми, и если что-то бросается тебе в глаза, понадобится время. Замри и жди, пока что-нибудь произойдёт».

Автор: Инна Москальчук

 

Ещё
Нет доступных фотографий
Телеграм