Роман Вишняк: трагическое предчувствие – хроника одного народа

Роман Вишняк: трагическое предчувствие – хроника одного народа

Работы фотографа Романа Вишняка словно Атлантида. Исчезнувшее поколение целого народа, с его бытом, традициями, личными историями. Заручившись поддержкой благотворительной еврейской организации, в 1930-е годы Вишняк объехал почти всю Восточную Европу, чтобы наглядно показать тяготы евреев в мире, который накрывала волна антисемитизма. Ценность фотографии Вишняка не только в её документальности, талант рассказчика, чуткость, невероятная смелость, сопереживание превратили отснятую им серию в глубокий драматический опус, историю, рассказанную из первых уст.

Талантливый биолог, лингвист, искусствовед, Роман Вишняк (Roman Vishniac) не выбирал судьбу, она сама сделала за него выбор. В 1917 году, спасаясь от еврейских погромов после революции, зажиточная еврейская семья вынуждена была покинуть Россию и осесть сперва в Риге, после в Берлине. Роману едва исполнился 21 год. Еврейское происхождение не позволило ему доучиться по избранному профилю – зоология и медицина, опубликовать свои...

Работы фотографа Романа Вишняка словно Атлантида. Исчезнувшее поколение целого народа, с его бытом, традициями, личными историями. Заручившись поддержкой благотворительной еврейской организации, в 1930-е годы Вишняк объехал почти всю Восточную Европу, чтобы наглядно показать тяготы евреев в мире, который накрывала волна антисемитизма. Ценность фотографии Вишняка не только в её документальности, талант рассказчика, чуткость, невероятная смелость, сопереживание превратили отснятую им серию в глубокий драматический опус, историю, рассказанную из первых уст.

Талантливый биолог, лингвист, искусствовед, Роман Вишняк (Roman Vishniac) не выбирал судьбу, она сама сделала за него выбор. В 1917 году, спасаясь от еврейских погромов после революции, зажиточная еврейская семья вынуждена была покинуть Россию и осесть сперва в Риге, после в Берлине. Роману едва исполнился 21 год. Еврейское происхождение не позволило ему доучиться по избранному профилю – зоология и медицина, опубликовать свои исследования и получить степень кандидата. Вспоминая дом, во многих своих интервью Вишняк говорит о чувстве страха, которое испытываешь, когда на тебя словно объявили охоту, а ты бежишь от преследования из страны в страну.

Дочь Вишняка Мара, которая есть на многих его снимках, признаётся: когда её отец отправлялся в Восточную Европу для документирования жизни евреев, уже тогда он с ужасом осознавал, что судьба народа предрешена. Большинство людей на фотографиях Вишняка, действительно, погибли. Миссия, которую взял на себя фотограф, требовала невероятной смелости, ведь Вишняку часто приходилось работать тайно. Некоторые источники говорят о том, что порою он снимал через дыру в плаще, именно по этой причине часть снимков смазанные и недоэкспонированные.

Сам Вишняк говорит, что для отвода глаз полиции он снимал архитектуру, местные пейзажи, но это не помешало полицейским арестовывать его раз за разом.

«Я одиннадцать раз был в тюрьме. Это не было, как сейчас, в свободном мире, когда вы осуждены по закону. Иногда тебя забывали, ты оказывался в полной темноте где-нибудь в подвале, в течение семи месяцев, иногда тебе давали что-нибудь поесть. Но что рассказывать. Это того стоило. Даже несмотря на то, что из шестнадцати тысяч я спас всего две тысячи негативов».

Фотограф объехал Польшу, Румынию, Венгрию, Карпаты, Прибалтику, Чехословакию. Он не просто снимал, а разговаривал с людьми, старался узнать их истории. После это позволило ему добавить к своим снимкам развернутые подписи.

«Что я мог сделать как отдельный человек, как отдельный еврей, если я не мог помочь людям? Я мог, я должен был, по крайней мере, сохранить память о них».

В 1940 году Вишняк прибыл с семьей из Лиссабона в Нью-Йорк. Тут завершилась его вынужденная эмигрантская одиссея. Часть негативов, тщательно пряча и невероятно рискуя, перевезла семья фотографа, остальные вывезли друзья через Кубу.

Спустя год после окончания войны его работы были выставлены в Колумбийском университете. Роман Вишняк неоднократно обращался к американским властям, в частности к президенту, он стремился привлечь внимание к тяжелому положению евреев, но услышан не был.

Когда выставка фотографа проходила в США о себе дал знать один из героев его снимков – Дэвид Экштейн. Мальчику было семь лет, когда Вишняк его снял. Дэвид пережил пять концлагерей, почти вся его семья была убита во время Холокоста, он переехал в Америку в 1950-х и стал буддистом.

Проживая в США через какое-то время у Вишняка всё же получилось вернуться к занятию биологией. Ему выпала возможность поработать с Альбертом Эйнштейном, снять его знаменитый и широкотиражируемый портрет, также продолжить своё увлечение микрофотографией (фотография снятая через микроскоп).

После смерти фотографа в 1990 году большое количество снимков было обнаружено в конце рулонов плёнки, которую он использовал для научной деятельности. Фотографии были показаны на выставке в Берлине.

В произведении «Список Шиндлера» есть цитата: «Этот список – само добро. Этот список – сама жизнь. А по краям его сплошная пропасть». Документальный архив кадров, собранный в книге «Затерянный мир» и есть тот самый «список Вишняка», его дань памяти исчезнувшему народу.

Автор: Инна Москальчук

Ещё
Нет доступных фотографий
Телеграм