Роберт Капа: глаза и сердце мира

Роберт Капа (Robert Capa) легенда военной журналистики, побывав в самых горячих точках, столкнувшись со смертью лицом к лицу, поражал своей способностью сочувствовать, видеть красоту и надежду. Писатель Джон Стейнбек, после совместного путешествия с фотографом по Советскому союзу сказал: «Он мог сфотографировать движение, веселье и разбитое сердце». Роберт Капа близко дружил с Пабло Пикассо, Эрнестом Хемингуэем. Сохранилась серия душевных цветных портретов, запечатлевших знаменитостей в повседневные моменты.

Фотография Роберта Капы избегает общих планов. На одном из его многочисленных снимков печальная девушка склонилась на гору тюков в центре для беженцев в Барселоне (1939 год). Мимолётная ситуация, которую легко упустить из виду. В этой трогательной внимательности сосредоточено подлинное отношение фотографа к миру. Он словно прильнул к его сердцу и стал его глазами.

Стиль фотографий Капы понятен и близок сквозь десятилетия, поскольку на поле битвы и в обычной жизни он...

Роберт Капа (Robert Capa) легенда военной журналистики, побывав в самых горячих точках, столкнувшись со смертью лицом к лицу, поражал своей способностью сочувствовать, видеть красоту и надежду. Писатель Джон Стейнбек, после совместного путешествия с фотографом по Советскому союзу сказал: «Он мог сфотографировать движение, веселье и разбитое сердце». Роберт Капа близко дружил с Пабло Пикассо, Эрнестом Хемингуэем. Сохранилась серия душевных цветных портретов, запечатлевших знаменитостей в повседневные моменты.

Фотография Роберта Капы избегает общих планов. На одном из его многочисленных снимков печальная девушка склонилась на гору тюков в центре для беженцев в Барселоне (1939 год). Мимолётная ситуация, которую легко упустить из виду. В этой трогательной внимательности сосредоточено подлинное отношение фотографа к миру. Он словно прильнул к его сердцу и стал его глазами.

Стиль фотографий Капы понятен и близок сквозь десятилетия, поскольку на поле битвы и в обычной жизни он отдавал предпочтение не тщательно выверенной композиции, а подлинности и документальности. Его снимки живые, говорящие, прямые, откровенные. «Правда – вот лучшая фотография, лучшая пропаганда», - сказал он в одном своём интервью.

Мировая слава пришла к нему после скандального-знаменитой фотографии «Смерть солдата-лоялиста», снятой в Испании в 1936 году. Роберту Капе тогда исполнилось 22 года. Отчаянный и отважный он бросался в гущу военных событий, буквально снимал под пулями, повторяя: «Если ваш снимок недостаточно хорош, значит, вы стоите недостаточно близко».

Андре Фридман - настоящее имя Роберта Капы, вынуженного работать под псевдонимом. После вспышки антисемитизма и ареста за политическую деятельность он бежал из родной Венгрии. Вначале Капа осел в Берлине, где посещал лекции в Высшей школе политических наук и занимался фотожурналистикой. Приход к власти Гитлера вынудил его какое-то время скитаться по Европе, была попытка осесть в Париже, но в 1940 году фотограф эмигрировал в США.

В 1946 году Роберт Капа, Анри Картье-Брессон, Дэвид «Шима» Сеймур и Джордж Роджер основали фотоагентство «Magnum», которое объединило их совместные старания в развитии репортажной фотографии.

Капа был жаден к жизни. Его близкий друг и коллега Анри Картье-Брессон вспоминает, как в десять утра, застав кого-то из фотографов в стенах агентства, он возмущённо говорил: «Ну что ты здесь делаешь в такое время? Там происходит что-то, иди, посмотри!».

Роберт Капа погиб в гуще военных событий в 40-летнем возрасте, подорвавшись на мине в Индокитае, Дэвид Сеймур через год после смерти коллеги в 1956 году был расстрелян пулемётной очередью в Суэце.

Путешествие Роберта Капы и Джона Стейнбека по Советскому союзу в 1947 году стало беспрецедентным, ведь в течение многих лет ни один американец не был допущен к освещению жизни и быта советских людей за «железным занавесом». Из поездки фотограф привёз около четырёх тысяч негативов. Стейнбек и Капа решили показать только то, что они видели своими глазами: «Запечатленное мгновение, которое расскажет тому, кто там не был больше правды, чем вся сцена» (Роберт Капа). Политический мотив уходит в снимках Капы на второй план, прежде всего его интересует человек.

Отобранные нами кадры представляют преимущественно послевоенное творчество Роберта Капы, возрождающийся из руин мир, поразительно кинематографична его цветная фотография: художники Монмартра, портреты знаменитостей, парижские кафе, простой быт и любовь, которая всё преодолеет.

Автор: Инна Москальчук

Читать ещё ...
Российские солдаты фотографируются, Берлин, август 1945 года. Фотограф Роберт Капа
Ребенок держит обувь и идет босиком по улице рядом с линией обуви, Нара, Япония, апрель 1954 года. Фотограф Роберт Капа
Празднование освобождения города, Париж, 26 августа 1944 года. Фотограф Роберт Капа
Повозка, запряженная лошадьми среди развалин, Варшава, октябрь 1948 года. Фотограф Роберт Капа
Поваленные статуи и разрушенная церковь, Берлин, август 1945 года. Фотограф Роберт Капа
Плотник строгает доску, Гиндза, Токио, Япония, 1954 год. Фотограф Роберт Капа
Памятные венки из живых цветов перед железными воротами, Освенцим, Польша, октябрь 1948 года. Фотограф Роберт Капа
Пабло Пикассо со скрещенными руками в полумраке, Валлорис, Франция, 1949 год. Фотограф Роберт Капа
Пабло Пикассо курит на стремянке у окна, Валлорис, Франция, 1949 год. Фотограф Роберт Капа
Пабло Пикассо курит и держит в руках скульптуру скелета под названием Tete de Mort в своей мастерской на улице Гран Огюстен, Париж, сентябрь 1944 года. Фотограф Роберт Капа
Немецкая фермерская семья ищет убежища от боевых действий, недалеко от Везеля, Германия, 24 марта 1945 года. Фотограф Роберт Капа
Пабло Пикассо в своей мастерской играет на трубе, Париж, сентябрь 1944 года. Фотограф Роберт Капа
Немецкая фермерская пара ищет убежища от боевых действий недалеко от Везеля, Германия, 24 марта 1945 года. Фотограф Роберт Капа
Наблюдение за семейным цирком Рэмбо, небольшим цирком, гастролировавшим по штатам Среднего Запада, Индиана, 1949 год. Фотограф Роберт Капа
Мужчины поют во время службы Рош ха-Шана, которая проводится в одной из городских синагог впервые с 1938 года, синагога Фраенкелюфер, Берлин, 7 сентября 1945 года. Фотограф Роберт Капа
Мужчины и женщины идут к фабрике, Чехословакия, октябрь 1948 года. Фотограф Роберт Капа
Мужчины в защитных костюмах во время учений гражданской обороны, Париж, октябрь 1936 года. Фотограф Роберт Капа
Мужчина, сидящий на свернутых постельных принадлежностях, и девочка, сидящая на стуле, Палермо, Сицилия, июль 1943 года. Фотограф Роберт Капа
Мужчина с младенцем за спиной, Асакуса, Япония, апрель 1954 года. Фотограф Роберт Капа
Мужчина помогает женщинам стирать белье, Мадрид, 1936 год. Фотограф Роберт Капа
Мужчина с велосипедным сиденьем на технологической ярмарке в Париже, июль-август 1939 года. Фотограф Роберт Капа
Мужчина перед стеной с граффити, Неаполь, октябрь 1943 года. Фотограф Роберт Капа
Испания, август 1936 года. Фотограф Роберт Капа
Мужчина и мальчик на его плечах наблюдают за парадом в честь освобождения города, Париж, 26 августа 1944 года. Фотограф Роберт Капа
Мужчина звонит в бронзовый колокол в буддийском храме Тодай-дзи, Нара, Япония, апрель 1954 года. Фотограф Роберт Капа
Мужчина везет радио в Тиргартен для продажи на черном рынке, Берлин, август 1945 года. Фотограф Роберт Капа
Мужчина в лохмотьях, Польша, 1948 год. Фотограф Роберт Капа
Мемориальный памятник жертвам гетто, Варшава, Польша, октябрь 1948 года. Фотограф Роберт Капа
Мальчик-солдат, Ханькоу, Китай, 1938 год. Фотограф Роберт Капа
Люди стоят перед пагодой буддийского храма, Тодай-дзи, Нара, Япония, апрель 1954 года. Фотограф Роберт Капа
Нет доступных фотографий