Роберт Капа: глаза и сердце мира

Роберт Капа (Robert Capa) легенда военной журналистики, побывав в самых горячих точках, столкнувшись со смертью лицом к лицу, поражал своей способностью сочувствовать, видеть красоту и надежду. Писатель Джон Стейнбек, после совместного путешествия с фотографом по Советскому союзу сказал: «Он мог сфотографировать движение, веселье и разбитое сердце». Роберт Капа близко дружил с Пабло Пикассо, Эрнестом Хемингуэем. Сохранилась серия душевных цветных портретов, запечатлевших знаменитостей в повседневные моменты.

Фотография Роберта Капы избегает общих планов. На одном из его многочисленных снимков печальная девушка склонилась на гору тюков в центре для беженцев в Барселоне (1939 год). Мимолётная ситуация, которую легко упустить из виду. В этой трогательной внимательности сосредоточено подлинное отношение фотографа к миру. Он словно прильнул к его сердцу и стал его глазами.

Стиль фотографий Капы понятен и близок сквозь десятилетия, поскольку на поле битвы и в обычной жизни он...

Роберт Капа (Robert Capa) легенда военной журналистики, побывав в самых горячих точках, столкнувшись со смертью лицом к лицу, поражал своей способностью сочувствовать, видеть красоту и надежду. Писатель Джон Стейнбек, после совместного путешествия с фотографом по Советскому союзу сказал: «Он мог сфотографировать движение, веселье и разбитое сердце». Роберт Капа близко дружил с Пабло Пикассо, Эрнестом Хемингуэем. Сохранилась серия душевных цветных портретов, запечатлевших знаменитостей в повседневные моменты.

Фотография Роберта Капы избегает общих планов. На одном из его многочисленных снимков печальная девушка склонилась на гору тюков в центре для беженцев в Барселоне (1939 год). Мимолётная ситуация, которую легко упустить из виду. В этой трогательной внимательности сосредоточено подлинное отношение фотографа к миру. Он словно прильнул к его сердцу и стал его глазами.

Стиль фотографий Капы понятен и близок сквозь десятилетия, поскольку на поле битвы и в обычной жизни он отдавал предпочтение не тщательно выверенной композиции, а подлинности и документальности. Его снимки живые, говорящие, прямые, откровенные. «Правда – вот лучшая фотография, лучшая пропаганда», - сказал он в одном своём интервью.

Мировая слава пришла к нему после скандального-знаменитой фотографии «Смерть солдата-лоялиста», снятой в Испании в 1936 году. Роберту Капе тогда исполнилось 22 года. Отчаянный и отважный он бросался в гущу военных событий, буквально снимал под пулями, повторяя: «Если ваш снимок недостаточно хорош, значит, вы стоите недостаточно близко».

Андре Фридман - настоящее имя Роберта Капы, вынуженного работать под псевдонимом. После вспышки антисемитизма и ареста за политическую деятельность он бежал из родной Венгрии. Вначале Капа осел в Берлине, где посещал лекции в Высшей школе политических наук и занимался фотожурналистикой. Приход к власти Гитлера вынудил его какое-то время скитаться по Европе, была попытка осесть в Париже, но в 1940 году фотограф эмигрировал в США.

В 1946 году Роберт Капа, Анри Картье-Брессон, Дэвид «Шима» Сеймур и Джордж Роджер основали фотоагентство «Magnum», которое объединило их совместные старания в развитии репортажной фотографии.

Капа был жаден к жизни. Его близкий друг и коллега Анри Картье-Брессон вспоминает, как в десять утра, застав кого-то из фотографов в стенах агентства, он возмущённо говорил: «Ну что ты здесь делаешь в такое время? Там происходит что-то, иди, посмотри!».

Роберт Капа погиб в гуще военных событий в 40-летнем возрасте, подорвавшись на мине в Индокитае, Дэвид Сеймур через год после смерти коллеги в 1956 году был расстрелян пулемётной очередью в Суэце.

Путешествие Роберта Капы и Джона Стейнбека по Советскому союзу в 1947 году стало беспрецедентным, ведь в течение многих лет ни один американец не был допущен к освещению жизни и быта советских людей за «железным занавесом». Из поездки фотограф привёз около четырёх тысяч негативов. Стейнбек и Капа решили показать только то, что они видели своими глазами: «Запечатленное мгновение, которое расскажет тому, кто там не был больше правды, чем вся сцена» (Роберт Капа). Политический мотив уходит в снимках Капы на второй план, прежде всего его интересует человек.

Отобранные нами кадры представляют преимущественно послевоенное творчество Роберта Капы, возрождающийся из руин мир, поразительно кинематографична его цветная фотография: художники Монмартра, портреты знаменитостей, парижские кафе, простой быт и любовь, которая всё преодолеет.

Автор: Инна Москальчук

Ещё
Нет доступных фотографий
Телеграм