Пьерджорджо Бранци: послевоенная Европа в объективе пионера итальянской фотожурналистики

Пьерджорджо Бранци (Piergiorgio Branzi) – один из наиболее самобытных итальянских фотографов второй половины 20-го века. В тяжёлые, но пропитанные одновременно легкомысленным духом надежды послевоенные годы на улицах европейских городов – от Парижа до Москвы – Бранци схватывал ёмкие и запоминающиеся сюжеты один за другим. Несмотря на то, что карьера его как фотографа была не слишком долгой и перерывистой, снимки Бранци будто являются квинтэссенцией работ выдающихся предшественников и современников – Анри Картье-Брессона, Дэвида Сеймура, Роберта Капы и других лучших мастеров своего времени.

Снимки Бранци сочетают в себе классическую уличную фотографию, утончённый минимализм, остроумность, а порой и поэтичность сюжетов. По стилю, духу и настроению многие фото непохожи, словно их снимали разные мастера, но неизменная меткость Бранци чувствуется в каждом снимке, будь то залитый солнцем пляж Адриатики, засыпанная снегом арена уличного цирка во Флоренции или просто грязная стена одной...

Пьерджорджо Бранци (Piergiorgio Branzi) – один из наиболее самобытных итальянских фотографов второй половины 20-го века. В тяжёлые, но пропитанные одновременно легкомысленным духом надежды послевоенные годы на улицах европейских городов – от Парижа до Москвы – Бранци схватывал ёмкие и запоминающиеся сюжеты один за другим. Несмотря на то, что карьера его как фотографа была не слишком долгой и перерывистой, снимки Бранци будто являются квинтэссенцией работ выдающихся предшественников и современников – Анри Картье-Брессона, Дэвида Сеймура, Роберта Капы и других лучших мастеров своего времени.

Снимки Бранци сочетают в себе классическую уличную фотографию, утончённый минимализм, остроумность, а порой и поэтичность сюжетов. По стилю, духу и настроению многие фото непохожи, словно их снимали разные мастера, но неизменная меткость Бранци чувствуется в каждом снимке, будь то залитый солнцем пляж Адриатики, засыпанная снегом арена уличного цирка во Флоренции или просто грязная стена одной из злачных парижских улочек. Можно видеть и типажи, к которым явно неравнодушен Бранци: спешащие по своим делам, а порой просто сидящие в кафе старушки и дети, заходящиеся во всём разнообразии бесхитростных забав или бездельничающие в полуденной скуке.

Мастер тонко чувствовал и выверял композицию, когда этому способствовала ситуация («Адриатика», «Мальчик из Искьи», «Уличный цирк», «Бар на пляже в Сенигаллии») и умел мгновенно сориентироваться, замечая ускользающий на глазах сюжет («Бульвар Севастополь», «Бурано», «Парижское метро», «Чёрная стена с котом»). В работах Бранци чувствуется страсть к тому, чтобы запечатлеть мир не только в статике, но и в движении; пускай фигуры героев чуть смазаны, как на фотографиях «Выставочный центр Fiera Milano», «Рыцарь Ла-Манчи», «Цыганский танец в Сакромонте», «Сканно» etc.

Не обходится творчество Бранци без метафор и аллюзий (абсолютно брейгелевский сюжет снимка «Пятинский район» и «Ребенок с часами», навевающий мысли о Дали). Даже во вполне репортажной серии «Москва», мастер будет раз за разом находить весьма необычные решения и ракурсы («Краны в новых микрорайонах», «Гимнастический зал МГУ»), подчёркивающие глубину авторского видения.

Самое удивительное, что судьба фотографа юному Пьерджорджо не грозила – он работал в книжном магазине своего отца и изучал право в родной Флоренции. Но одна-единственная передвижная выставка Картье-Брессона в 1952-м году навсегда изменила судьбу потрясённого Бранци. «Это был как первый раз в кино – вспоминал впоследствии уже маститый мастер – я ушёл с выставки и купил фотоаппарат. Я думал, это новый язык». Следующей ступенькой стало его знакомство с экзотическими репортажами Фоско Мараини.

Вероятно, именно оно подтолкнуло Пьерджорджо отправиться в путешествие по Италии – он хотел увидеть перемены, произошедшие со страной после войны. Общая депрессивность ещё витала в воздухе, но ростки новой, мирной жизни пробивались тут и там. Творческая жизнь Италии того времени также перерождается – кроме Бранци за фотокамеру берутся такие в будущем выдающиеся фотографы как Джанни Беренго Гардин, Марио Джакомелли и Франк Хорват, а в кино царит неореализм, который окажет огромное влияние на кинематограф и мировую культуру вообще.

После Италии Бранци доберётся до Испании, Греции, а в дальнейшем и до Франции. В офисе новообразованного агентства Magnum молодой фотограф получит наставления от того, кто вдохновил его на творчество – Анри Картье-Брессона. Впереди будет вступление в группу «формалистов-реалистов» Буссола, первые выставки, сотрудничество с популярным журналом Il Mondo…

Набравшись опыта, Пьерджорджо станет журналистом телеканала RAI и, благодаря редакционному заданию, окажется в России. За этим неожиданно последует долгий период, когда один из пионеров итальянской фотожурналистики «повесит камеру на гвоздь», увлёкшись сначала видеосъёмкой, а после заняв руководящую должность на канале. И всё это, чтобы снова вернуться к профессии тридцать лет спустя.

Парадоксально, но в годы отсутствия вклад Бранци в итальянскую фотографию ценился всё больше и больше; его персональные выставки регулярно собирали публику равно в государственных музеях и частных галереях. Формальным поводом для возвращения мастера было желание отдать дань памяти выдающемуся режиссёру и поэту Пьеру Паоло Пазолини. Впрочем, неизменные сюжеты будут повторяться в работах Бранци снова и снова, взять хоть женщин в кафе на снимках «Женщина за кофе» 1964-го года и «Кафе Les deux Magots» 2009-го.

Можно сказать, что он пренебрёг своей невероятной одарённостью в пользу других профессий, лишив мир сотен блестящих кадров, но стоит ли теперь сетовать об этом? Не лучше ли ещё раз внимательно всмотреться в каждый из немногочисленных сохранившихся снимков Пьерджорджо Бранци – от этого они для подлинных почитателей фотографии лишь ценнее.

Автор: Дмитрий Николов

Читать ещё ...
Париж, 1997. Фотограф Пьерджорджо Бранци
Натюрморт с ножом, 2007. Фотограф Пьерджорджо Бранци
Натюрморт , 1953. Фотограф Пьерджорджо Бранци
Миконос, 1957. Фотограф Пьерджорджо Бранци
Краны в новых микрорайонах (из серии Москва 1962-1966). Фотограф Пьерджорджо Бранци
Кафе на площади Омония, Афины, Греция, 1957. Фотограф Пьерджорджо Бранци
Кафе Les deux Magots, Париж, 2009. Фотограф Пьерджорджо Бранци
Искья, 1954. Фотограф Пьерджорджо Бранци
Женщина за кофе, 1964, Париж. Фотограф Пьерджорджо Бранци
Дом Пьера Паоло Пазолини, 1995. Фотограф Пьерджорджо Бранци
Гимнастический зал МГУ (из серии Москва 1962-1966). Фотограф Пьерджорджо Бранци
Бульвар Севастополь, Париж, 2005. Фотограф Пьерджорджо Бранци
Вокзал Термини, Рим, 1960. Фотограф Пьерджорджо Бранци
Без названия. Фотограф Пьерджорджо Бранци
Белая стена с маленьким окошком, 1953. Фотограф Пьерджорджо Бранци
Без названия. Фотограф Пьерджорджо Бранци
Без названия. Фотограф Пьерджорджо Бранци
Без названия. Фотограф Пьерджорджо Бранци
Без названия. Фотограф Пьерджорджо Бранци
Адриатика, 1957. Фотограф Пьерджорджо Бранци
Автопортрет. Фотограф Пьерджорджо Бранци
Нет доступных фотографий