Паскаль Мэтр: 40 лет красочных репортажей от фотографа National Geographic

Древа жизни и сердце Африки, высочайший город на земле и сапфировые рудники, Афганистан и Сибирь, Ближний Восток и Южная Америка – за 40 лет карьеры Паскаль Мэтр фотографировал во многих местах мира, хотя больше всего известен как один из главных фотографов чёрного континента. Он запечатлел на цветную плёнку природное великолепие, пленительные пейзажи, политические и социальные катаклизмы, образ жизни и традиции народов. Мэтр знает, что его снимки не изменят мир, но надеется, что они могут сыграть небольшую просветительскую роль и изменить чьи-то взгляды.

Паскаль Мэтр (Pascal Maitre) – один из лучших фотожурналистов Франции, не учился ни на фотографа, ни на журналиста. Родился в небольшом французском городке в семье кузнеца. Будучи студентом-психологом, обнаружил в себе любовь к рассказыванию историй, когда занялся созданием небольшого фоторепортажа по просьбе организации, поддерживающей цыганские общины.

Карьера фотожурналиста началась в 1979 году в Париже. Мэтр до сих пор...

Древа жизни и сердце Африки, высочайший город на земле и сапфировые рудники, Афганистан и Сибирь, Ближний Восток и Южная Америка – за 40 лет карьеры Паскаль Мэтр фотографировал во многих местах мира, хотя больше всего известен как один из главных фотографов чёрного континента. Он запечатлел на цветную плёнку природное великолепие, пленительные пейзажи, политические и социальные катаклизмы, образ жизни и традиции народов. Мэтр знает, что его снимки не изменят мир, но надеется, что они могут сыграть небольшую просветительскую роль и изменить чьи-то взгляды.

Паскаль Мэтр (Pascal Maitre) – один из лучших фотожурналистов Франции, не учился ни на фотографа, ни на журналиста. Родился в небольшом французском городке в семье кузнеца. Будучи студентом-психологом, обнаружил в себе любовь к рассказыванию историй, когда занялся созданием небольшого фоторепортажа по просьбе организации, поддерживающей цыганские общины.

Карьера фотожурналиста началась в 1979 году в Париже. Мэтр до сих пор вспоминает, как его покорил Йозеф Куделка книгами «Цыгане» (1975) и «Изгнанники» (1988). Ещё двух мастеров он называет своими вдохновителями: Анри Картье-Брессона за его «искусство композиции и решающий момент» и Уильяма Альберта Алларда за «гений цвета». Сегодня Мэтр – титулованный фотографов, сотрудничает с такими престижными журналами, как National Geographic, GEO, Le Figaro и Paris Match.

«Фотожурналистская работа привела меня к людям, которые ощущают связь с небом и землёй, ищут воду в сердце пустыни и духов – в деревьях, к бойцам и поэтам. Иногда мы забываем, что безымянные персонажи на наших фотографиях – и есть настоящие разыгрыватели истории. Мужчины и женщины из наших снимков остаются героями иногда трагических, а иногда и счастливых рассказов, в которых фотожурналист присутствует физически, являясь лишь свидетелем, но не неотъемлемым элементом», – рассказывает он о своей деятельности.

Годами Паскаль Мэтр работал над фотопроектом о баобабах Мадагаскара. Для многих африканских народов этот уникальный вид деревьев священен, олицетворяет жизнь и считается хранителем земли. Их возраст по некоторым оценкам может достигать 1600 лет и больше. Ценное практическое применение имеет любая часть баобаба – от корней до цветочной пыльцы. Огромный ствол огнестоек, из листьев изготавливают лекарства, из коры – прочное волокно для рыболовных сетей. Фрукт, прозванный «обезьяньим хлебом» (из-за пристрастия к нему павианов), съедобен и богат витамином С. Старые деревья с полыми или дуплистыми стволами дают приют как людям, так и животным. Также жители Мадагаскара хранят в них тысячи литров воды. Фотографии этих деревьев опубликованы в отдельной книге Мэтра «Баобаб – волшебное дерево».

Ещё одна фотоистория посвящена жизни на реке Конго. Поскольку дорог в одноимённой Демократической Республике мало, зачастую лучшим вариантом для передвижения становятся грузовые баржи. На них, среди покачивающихся груд груза, пассажиры готовят еду, спят и болтают. На реке нет расписания и люди целиком во власти не зависящих от них обстоятельств. Лодки застревают в иле, ломаются в середине рейса или настолько переполнены, что опрокидываются. Путешествие, которое можно проделать за три-четыре недели, иногда занимает семь месяцев, рассказывает Мэтр. Он совершил четыре подобные поездки, каждая из которых длилась около месяца. В течение этого времени фотограф путешествовал по огромной реке между Киншасой и Кисангани, находясь на баржах, напоминающих настоящие плавучие деревни.

В книгу объединились и снимки Мэтра из проекта «Африка без электричества». В его рамках он задокументировал условия жизни, касающиеся 620 миллионов человек в африканских странах к югу от Сахары, которые лишены доступа к электричеству.

Спустя сорок лет, сотни репортажей, несколько книг, многочисленные выставки и премии Паскаль Мэтр не перестаёт запечатлевать отдалённые уголки планеты. Африка по-прежнему остаётся его любимым местом. Что продолжает удивлять и очаровывать фотографа в этом континенте, так это сила духа. Когда человек живёт на грани, без каких-либо гарантий и без чувства безопасности, тогда сильнее всего изо дня в день ощущается энергия и воля к выживанию, заключает фотожурналист.

Читать ещё ...
Нет доступных фотографий
Телеграм