Паоло Соррентино: великая красота от режиссёра лучших европейских фильмов

Паоло Соррентино: великая красота от режиссёра лучших европейских фильмов

Паоло Соррентино небезосновательно называют современным Феллини. На него повлияла не одна лишь эстетика фильмов великого итальянского кинорежиссёра, но и его манера подспудно передавать на экране смешное. Её он задействует, создавая фильмы о преходящности времени, феномене итальянской политической культуры, неудовлетворённости жизнью и великой красоте. Работы Соррентино удостаивают ведущих международных наград и признают лучшими европейскими фильмами.

«Великие актёры, как и великие...

Паоло Соррентино небезосновательно называют современным Феллини. На него повлияла не одна лишь эстетика фильмов великого итальянского кинорежиссёра, но и его манера подспудно передавать на экране смешное. Её он задействует, создавая фильмы о преходящности времени, феномене итальянской политической культуры, неудовлетворённости жизнью и великой красоте. Работы Соррентино удостаивают ведущих международных наград и признают лучшими европейскими фильмами.

«Великие актёры, как и великие режиссёры, делают одно и то же. Они – великие наблюдатели реальности», – убеждён Соррентино.

Кинорежиссёр-сценарист родился в Неаполе в 1970 году. Полнометражный режиссёрский дебют Паоло Соррентино состоялся в 2001 году на Венецианском кинофестивале, где драма о несбывшихся надеждах «Лишний человек» принесла автору признание критиков. Ещё более удачными стали последующими работы – криминальный триллер «Последствия любви» и драма «Друг семьи». Однако настоящий международный прорыв для Соррентино случился в 2008 году, с биографической сатирической картиной «Изумительный», получившей приз жюри на Каннском кинофестивале.

В 2011 году Соррентино дебютировал в американском кинематографе с фильмом «Где бы ты ни был», главную роль в котором сыграл Шонн Пенн. А 2013 год стал знаковым в творчестве Паоло Соррентино. В номинации «Лучший фильм на иностранном языке» его «Великая красота» получила и «Оскар», и «Золотой Глобус», и награду Британской академии. Через два года итальянский режиссёр представил «Молодость», свой второй англоязычный фильм, схожий по тематике с «Великой красотой». Оба фильма удостоились премии Европейской киноакадемии в категории «Лучший европейский фильм года».

«Надеюсь, в "Молодости" я исследовал своё будущее в пожилом возрасте. Мне всегда хотелось знать, будет ли моё грядущее ближе к герою Харви Кейтеля или Майкла Кейна. Сделаю всё возможное, чтобы это был персонаж Майкла Кейна», – говорит Соррентино.

О сотрудничестве с итальянским кинематографистом Майкл Кейн сказал: «Паоло даёт вам полную свободу, пока вы не облажаетесь – как это делают все великие режиссёры». В свою очередь Соррентино, когда нужно вмешаться, делает это мягко и деликатно. «Великое правило, которое оставил нам Сидни Люмет, гласит: "Никогда не говорите актёрам больше пяти вещей, потому что они их никогда не запомнят". Если у меня есть несколько замечаний к исполнению, я начну с двух. Возможно, после следующего дубля добавлю ещё один комментарий, я сделаю это поэтапно».

Успехом обернулся и переход Соррентино в область сериалов. Он стал соавтором сценария и срежиссировал все десять серий «Молодого Папы». Сериал получил признание как критиков, так и зрителей, положив успешное телевизионное начало в творчестве итальянского режиссёра. «Поскольку для меня нет разницы между компьютером и большим экраном, то кино для меня живо как никогда. Много хороших фильмов, много хороших телесериалов! Для меня кино не находится в кризисе. В кризисе находится сама идея смотреть кино в большой комнате», – заявил Соррентино и снял продолжение. Его «Новый Папа» (The New Pope, 2020) с Джудом Лоу и Джоном Малковичем лучше предыдущего, считает автор.

Соррентино говорит, что закончил снимать фильмы о стариках и политике, о власти тоже сказал всё, что хотел. На очереди фильм «Mob Girl» о женщине Арлин Брикман и её связях с итальянской мафией в Нью-Йорке. Триллер, основанный на реальных событиях, станет экранизацией произведения Терезы Карпентер «Mob Girl: Жизнь женщины в загробном мире» (1992). Главную роль исполнит Дженнифер Лоуренс. Трейлер и подробности истории мы добавим, как только они появятся в Сети. Чтобы не пропустить обновления, можно подписаться (кнопка «Нравится») на страницу режиссёра на Камералабс.

Ещё

Рука Бога: самый личный фильм режиссёра Великой красоты

Рука Бога: самый личный фильм режиссёра Великой красоты

Рука Бога / È stata la mano di Dio (2021)

Рейтинг IMDb: 7,5; Кинопоиска: 8

«Рука Бога» – фильм, замысел которого Паоло Соррентино вынашивал на протяжении двадцати лет. В картине показаны трагические события, которые в корне изменили его жизнь и повлияли на выбор будущей профессии. Соррентино, который не любит давать интервью, впервые снял простое, без подтекстов, кино. О важном говорят простыми словами. Режиссёр верит, что «Рука Бога» станет его терапией, поможет пережить боль утраты.

Итальянский писатель Тонино Гуэрра как-то сказал: «Единственное, чем ты обладаешь навсегда – это те вещи, которые были у тебя в детстве. Мы уже побывали в раю». Словно вторя ему, Паоло Соррентино...

Рука Бога / È stata la mano di Dio (2021)

Рейтинг IMDb: 7,5; Кинопоиска: 8

«Рука Бога» – фильм, замысел которого Паоло Соррентино вынашивал на протяжении двадцати лет. В картине показаны трагические события, которые в корне изменили его жизнь и повлияли на выбор будущей профессии. Соррентино, который не любит давать интервью, впервые снял простое, без подтекстов, кино. О важном говорят простыми словами. Режиссёр верит, что «Рука Бога» станет его терапией, поможет пережить боль утраты.

Итальянский писатель Тонино Гуэрра как-то сказал: «Единственное, чем ты обладаешь навсегда – это те вещи, которые были у тебя в детстве. Мы уже побывали в раю». Словно вторя ему, Паоло Соррентино признаёт: «Трагедия в том, что мы чувствовали в детстве, потом уже не испытаешь». Бросив вызов себе, в «Руке Бога» режиссёр пытается войти в одну реку дважды, вернуть хотя бы на два часа (примерно столько длится фильм) свой утраченный детский и юношеский рай.

В интервью, предшествующих выходу картины, он неоднократно подчеркивал, что его новая картина – вовсе не ностальгия по детству. «У меня была задача сделать не ностальгическое кино о 80-х, а показать драму мальчика, чья жизнь была весёлой, а потом вдруг стала чрезвычайно грустной». Ностальгия для него не в ушедшей эпохе. Ностальгия – это время, когда любимые люди были рядом.

Неаполь – родной город Соррентино, тут он прожил до 37 лет. Но тот Неаполь, что показывает режиссёр в своём фильме, вы не найдёте в путеводителях, он существует прежде всего в воспоминаниях. Соррентино не скрывает, что возвращение в места детства стало возможностью избавиться от боли утраты, о которой зритель, незнакомый с биографией Паоло, узнает из его картины.

«Я создал Фабиетто, повесив на него свои заботы», - говорит режиссёр о юном актёре Филиппо Скотти, которому доверил роль своего подросткового альтер-эго. «Он похож на меня, точнее, на чуть более красивую версию меня», - шутит Паоло. В том, что это лишь доля шутки, можно убедиться, увидев юношеские снимки Соррентино. В свой самый личный фильм он также не мог не пригласить своего «экранного отца», бессменного актёра большинства своих фильмов Тонни Сервилло, с которым сотрудничает и дружит с 2001 года.

Имя Диего Марадоны и отсылка к скандальному голу, прозванному «рукой Бога», многих ввели в заблуждение. Появилась информация, что фильм о легендарном футболисте. Для самого Соррентино Марадона нечто большее, чем кумир. «Моей мечтой было показать ему «Руку Бога», - признаётся режиссёр. Он был моим самым важным зрителем. В фильме сказано, и это правда, что он спас мою жизнь».

Рука Бога у Соррентина – это момент, когда высшие силы вмешиваются и решают за нас. В этом решении, возможно, нет справедливости, но оно служит чему-то. Как ураган, вызванный крыльями бабочки, легендарный футбольный матч спас жизнь мальчишки, мальчишка вырос, прожил свою боль и спустя годы стал мировым режиссёром.

На Венецианском кинофестивале картина получила Особый приз жюри, исполнитель главной роли, юный актёр Филиппо Скотти был награждён Премией Марчелло Мастроянни.

Ещё

Молодость: чувства – это всё, что у нас есть

Молодость: чувства – это всё, что у нас есть

Молодость / Youth (2015)
Рейтинг IMDb: 7,3; Кинопоиска: 7,3

«Молодость» – вторая англоязычная картина режиссёра и ещё один фильм Соррентино о красоте. Главные герои – отошедший от дел композитор-дирижёр Фред Белинджер (Майкл Кейн) и режиссёр, работающий над сценарием к своему последнему фильму, Мик Бойл (Харви Кейтель). Далеко немолодые друзья отдыхают в курортном отеле среди альпийских красот, вспоминают прошлое, глазеют на молодых женщин, обсуждают свои телесные дисфункции (не забываем о возрасте) и сожалеют об ошибках прошлого.

Повествование в «Молодости» отходит на второй план, уступая потрясающим визуальным образам, что не ново для картин Соррентино. Кинооператор Лука Бигацци не...

Молодость / Youth (2015)
Рейтинг IMDb: 7,3; Кинопоиска: 7,3

«Молодость» – вторая англоязычная картина режиссёра и ещё один фильм Соррентино о красоте. Главные герои – отошедший от дел композитор-дирижёр Фред Белинджер (Майкл Кейн) и режиссёр, работающий над сценарием к своему последнему фильму, Мик Бойл (Харви Кейтель). Далеко немолодые друзья отдыхают в курортном отеле среди альпийских красот, вспоминают прошлое, глазеют на молодых женщин, обсуждают свои телесные дисфункции (не забываем о возрасте) и сожалеют об ошибках прошлого.

Повествование в «Молодости» отходит на второй план, уступая потрясающим визуальным образам, что не ново для картин Соррентино. Кинооператор Лука Бигацци не перестаёт превосходить самого себя. Благодаря захватывающим дух кадрам в промежутках между диалогами и монологами фильм способен показать зрителю, что происходит, а не объяснять напрямую. Это ни в коем случае не умаляет актёрских заслуг.

Майкл Кейн великолепен в образе предающегося сожалениям артиста, размышляющего том, что на самом деле означает успех, и о работе всей своей жизни, задаваясь вопросом, стоило ли приносить на алтарь музыки все те жертвы. Фильм не обещает дать ответы на все важные вопросы, но, как и все великие произведения, оставляет широкие возможности для интерпретации.

Среди наград, собранных «Молодостью», премии Европейской киноакадемии в категориях «Лучший фильм», «Лучший европейский режиссёр» и «Лучший европейский актёр».

Ещё

Великая красота: великолепный Рим, декадентская нега и инвентаризация смысла жизни

Великая красота: великолепный Рим, декадентская нега и инвентаризация смысла жизни

Великая красота / La Grande Bellezza (2013)
Рейтинг IMDb: 7,8; Кинопоиска: 7,6

«Великая красота» – один из самых великолепных фильмов в истории итальянского кино, ода вечной красоте Рима и острый комментарий о его высших сословиях и их пустых жизнях. Эта трагикомедия эпического масштаба начинается с бурной вечеринки в центре «вечного» города, где известный журналист Джеп Гамбарделла (Тони Сервилло) отмечает своё 65-летие. В молодости он издал бестселлер и прослыл многообещающим литературным талантом, но остался обозревателем в глянцевом журнале, весело проводя время в кругах высшего общества.

Бесконечные группы туристов фотографируют фактурные стены римских руин и чувственно грандиозные...

Великая красота / La Grande Bellezza (2013)
Рейтинг IMDb: 7,8; Кинопоиска: 7,6

«Великая красота» – один из самых великолепных фильмов в истории итальянского кино, ода вечной красоте Рима и острый комментарий о его высших сословиях и их пустых жизнях. Эта трагикомедия эпического масштаба начинается с бурной вечеринки в центре «вечного» города, где известный журналист Джеп Гамбарделла (Тони Сервилло) отмечает своё 65-летие. В молодости он издал бестселлер и прослыл многообещающим литературным талантом, но остался обозревателем в глянцевом журнале, весело проводя время в кругах высшего общества.

Бесконечные группы туристов фотографируют фактурные стены римских руин и чувственно грандиозные статуи. Подобно им стареющий светский лев Гамбарделла воплощает представление о былой славе, ярком потенциале, разменянном на мелкие удовольствия. Получив известие о смерти своей первой любви, герой ещё более погружается в чувство неудовлетворённости собственной жизнью и задаётся тягостным вопросом: не растратил ли я свою жизнь впустую?

Трудно найти более потрясающий, вдумчивый, честный и волнующий фильм, чем «Великая красота». Он охватывает все экзистенциальные вопросы из предыдущих работ Соррентино и даёт на них ответы. Среди собранных картиной наград «Оскар», «Золотой глобус» и BAFTA в категории «Лучший фильм на иностранном языке», а также премии Европейской киноакадемии в категориях «Лучший европейский фильм», «Лучшая режиссёрская работа» и «Лучшая мужская роль».

Ещё

Где бы ты ни был: духовные поиски под ритмы рок-н-ролла 80-х

Где бы ты ни был: духовные поиски под ритмы рок-н-ролла 80-х

Где бы ты ни был / This Must Be the Place (2011)
Рейтинг IMDb: 6,7; Кинопоиска: 7,3

Главную роль в волшебном роуд-муви «Где бы ты ни был» исполнил Шон Пенн. О сотрудничестве с Паоло Соррентино актёр мечтал с того момента, когда увидел «Изумительного» (2008) на 61-ом Каннском кинофестивале, где Пенн был председателем, а картина взяла Приз жюри. Тогда глубоко впечатлённый актёр подошёл к итальянскому режиссёру и сказал всего два слова: «Anytime, anyplace». Время и место представились вскоре – на съёмках первого англоязычного фильма Соррентино.

Драма повествует о бывшем рок-музыканте Шайенне, который живёт в Дублине с женой (Фрэнсис Макдорманд), работающей пожарным. Он давно отошёл от...

Где бы ты ни был / This Must Be the Place (2011)
Рейтинг IMDb: 6,7; Кинопоиска: 7,3

Главную роль в волшебном роуд-муви «Где бы ты ни был» исполнил Шон Пенн. О сотрудничестве с Паоло Соррентино актёр мечтал с того момента, когда увидел «Изумительного» (2008) на 61-ом Каннском кинофестивале, где Пенн был председателем, а картина взяла Приз жюри. Тогда глубоко впечатлённый актёр подошёл к итальянскому режиссёру и сказал всего два слова: «Anytime, anyplace». Время и место представились вскоре – на съёмках первого англоязычного фильма Соррентино.

Драма повествует о бывшем рок-музыканте Шайенне, который живёт в Дублине с женой (Фрэнсис Макдорманд), работающей пожарным. Он давно отошёл от сцены, но не прекратил носить в готическом стиле одежду и макияж. В размеренный образ жизни Шайенна врывается новость, вынуждающая его отправиться в Нью-Йорк к отцу, общение с которым прервалось ещё тридцать лет назад. По приезде музыкант не застаёт своего родителя живым, но узнаёт о его прошлом и берётся за, пожалуй, самое неподходящее занятие: отправляется на поиски нацистского преступника по американским штатам.

Ещё

Изумительный: у него нет мелких недостатков

Изумительный: у него нет мелких недостатков

Изумительный / Il divo – La spettacolare vita di Giulio Andreotti (2008)
Рейтинг IMDb: 7,3; Кинопоиска: 6,9

Загадочный премьер-министр Джулио Андреотти – идеальный персонаж для биографического фильма в лучших европейских традициях. Вместо драмы, основанной на жизни итальянского государственного деятеля, «Изумительный» лучше представить как чёрную комедию и политическую сатиру о связях Андреотти с мафией в период пребывания на должности. Главную роль исполнил почти неузнаваемый за гримом Тони Сервилло. Его бесстрастный взгляд, лёгкая сутулость, чёрная одежда, оттопыренные уши и прижатые к телу руки создают образ, сильно напоминающий главного героя «Носферату» (1922).

Названием фильма...

Изумительный / Il divo – La spettacolare vita di Giulio Andreotti (2008)
Рейтинг IMDb: 7,3; Кинопоиска: 6,9

Загадочный премьер-министр Джулио Андреотти – идеальный персонаж для биографического фильма в лучших европейских традициях. Вместо драмы, основанной на жизни итальянского государственного деятеля, «Изумительный» лучше представить как чёрную комедию и политическую сатиру о связях Андреотти с мафией в период пребывания на должности. Главную роль исполнил почти неузнаваемый за гримом Тони Сервилло. Его бесстрастный взгляд, лёгкая сутулость, чёрная одежда, оттопыренные уши и прижатые к телу руки создают образ, сильно напоминающий главного героя «Носферату» (1922).

Названием фильма послужило прозвище, данное неоднозначному итальянскому политическому деятелю Джулио Андреотти. Хотя его называли и другими, менее хвалебными именами: Лиса, Горбун, Вельзевул. Действие «Замечательного» приходится на 1990-е годы, в разгар скандала о связях Андреотти с мафией. Сценарист-режиссёр Паоло Соррентино не берётся мерять вину своего героя. Своим лирическим нелинейным повествованием он размышляет о непостижимых мотивах человека, обладающего скромным поведением и огромными амбициями; искусного, но мягкого политика, который почти наверняка коррумпирован, но кажется совершенно невосприимчивым к денежным соблазнам и обычным удовольствиям.

Ещё

Друг семьи: Красавица и Чудовище по-соррентиновски

Друг семьи: Красавица и Чудовище по-соррентиновски

Друг семьи / L'amico di famiglia (2006)
Рейтинг IMDb: 7,1; Кинопоиска: 6,8

Актёр Джакомо Риццо блестяще воплотил на экране злобно-насмешливого и эксцентричного, но притягательного персонажа, который стремится использовать своё положение, чтобы мучить других. Скупой женоненавистник Джеремия – ростовщик, одержимый деньгами, который часто влезает в чужие дела ради личной выгоды. Но случается жестокая странность – Джеремия внезапно влюбляется.

Если от предыдущих картин Соррентино («Лишний человек», «Последствия любви») веет творчеством Антониони, то «Друг семьи» – первый фильм, в котором преобладает уже влияние Феллини. Это проявляется и в сюрреалистических и чувственных образах из окружения...

Друг семьи / L'amico di famiglia (2006)
Рейтинг IMDb: 7,1; Кинопоиска: 6,8

Актёр Джакомо Риццо блестяще воплотил на экране злобно-насмешливого и эксцентричного, но притягательного персонажа, который стремится использовать своё положение, чтобы мучить других. Скупой женоненавистник Джеремия – ростовщик, одержимый деньгами, который часто влезает в чужие дела ради личной выгоды. Но случается жестокая странность – Джеремия внезапно влюбляется.

Если от предыдущих картин Соррентино («Лишний человек», «Последствия любви») веет творчеством Антониони, то «Друг семьи» – первый фильм, в котором преобладает уже влияние Феллини. Это проявляется и в сюрреалистических и чувственных образах из окружения Джеремии, и в феллинивском карнавальном стиле, выраженном в присутствии классической и грандиозной архитектуры. Отступление от линейного повествования перекочует из «Друга семьи» в другие фильмы кинематографиста («Великая красота», «Молодость»).

Ещё

Последствия любви: у каждого есть свой тёмный секрет

Последствия любви: у каждого есть свой тёмный секрет

Последствия любви / Le conseguenze dell'amore (2004)
Рейтинг IMDb: 7,5; Кинопоиска: 7,5

«Последствия любви» – второй фильм Соррентино. Его созданием итальянский режиссёр не только успешно переосмыслил жанр кино об итальянской мафии, но и проявил свой стиль и талант во всём великолепии. «Последствия» следуют за однообразной и загадочной жизнью Титта Ди Джероламо (Тони Сервилло), пока он живёт в швейцарском отеле, отстранённо наблюдает за другими людьми, уклончиво отвечает на вопросы и, кажется, не замечает барменшу Софию. Плавно и незаметно безобидная драма переходит в мафиозный триллер, а швейцарские локации для Титта становятся дантовским чистилищем.

Звуковое сопровождение фильма...

Последствия любви / Le conseguenze dell'amore (2004)
Рейтинг IMDb: 7,5; Кинопоиска: 7,5

«Последствия любви» – второй фильм Соррентино. Его созданием итальянский режиссёр не только успешно переосмыслил жанр кино об итальянской мафии, но и проявил свой стиль и талант во всём великолепии. «Последствия» следуют за однообразной и загадочной жизнью Титта Ди Джероламо (Тони Сервилло), пока он живёт в швейцарском отеле, отстранённо наблюдает за другими людьми, уклончиво отвечает на вопросы и, кажется, не замечает барменшу Софию. Плавно и незаметно безобидная драма переходит в мафиозный триллер, а швейцарские локации для Титта становятся дантовским чистилищем.

Звуковое сопровождение фильма придаёт остроту самым драматичным моментам. Электронная музыка внезапно включается и выключается, создавая ощущение напряжённости и внося свой вклад в гиперстиллистическое очарование «Последствий». Точно так же Соррентино успешно изолирует и противопоставляет тишину громовым и бритвенным диегетическим звукам в виде выстрелов и шагов.

Ещё

Лишний человек: в жизни нет баланса

Лишний человек: в жизни нет баланса

Лишний человек / L'uomo in più (2001)
Рейтинг IMDb: 7,2; Кинопоиска: 7

Действие дебютного фильма Сорретино происходит в Неаполе в 1980-х годах. Тони Сервилло, первое сотрудничество с которым положило начало удивительному актёрско-режиссёрскому партнёрству, преуспел в исполнении эксцентричного, наркозависимого, похотливого, но вызывающего сочувствие эстрадного певца. Не менее успешной стала и работа его партнёра, Андреа Ренци, исполнившего роль молчаливого, так же вызывающего сочувствие футбольного тренера, которому из-за травмы пришлось распроститься с мечтой. «Лишний человек» сосредоточен на сопоставлении жизней двух мужчин, причём оба изначально находились на пике своей карьеры, пока им...

Лишний человек / L'uomo in più (2001)
Рейтинг IMDb: 7,2; Кинопоиска: 7

Действие дебютного фильма Сорретино происходит в Неаполе в 1980-х годах. Тони Сервилло, первое сотрудничество с которым положило начало удивительному актёрско-режиссёрскому партнёрству, преуспел в исполнении эксцентричного, наркозависимого, похотливого, но вызывающего сочувствие эстрадного певца. Не менее успешной стала и работа его партнёра, Андреа Ренци, исполнившего роль молчаливого, так же вызывающего сочувствие футбольного тренера, которому из-за травмы пришлось распроститься с мечтой. «Лишний человек» сосредоточен на сопоставлении жизней двух мужчин, причём оба изначально находились на пике своей карьеры, пока им не пришлось смириться с неблагоприятными обстоятельствами.

Темп повествования в «Лишнем человеке» временами может потребовать зрительского терпения, однако в сценарии Соррентино есть чёрный юмор и непредсказуемые повороты сюжета. Непростые социально-политические заявления о морали, тонкостях отношения к искусству, а также упадке добродетелей находятся среди тем, которые Соррентино успешно представил в «Лишнем человеке», а позже развивал на протяжении всего своего творчества.

Ещё
Телеграм