Паоло Ди Паоло: Италия 50-60-х в кадрах из забытого архива

Паоло Ди Паоло: Италия 50-60-х в кадрах из забытого архива

Паоло Ди Паоло называют итальянским Картье-Брессоном за человечность и точный взгляд. Он был в числе первых мастеров в своей стране, чья камера начала фокусироваться на простых людях, будничных жизненных сценках. Около пятнадцати лет фотограф с большой деликатностью и участием снимал быт итальянцев, жизнь местной аристократии, звёзд кино. С появлением папарацци, жажде к скандальности, Ди Паоло разочаровался в профессии и оставил фотографию. Редкий архив негативов – подлинную летопись послевоенной Италии – случайно в подвале нашла дочь фотографа. Более двадцать лет уговоров потребовалось, чтобы снимки Ди Паоло увидел мир.

«В 1940-е годы мы решили взять камеры и подойти к съёмке по-новому, - вспоминает фотограф. – Каждый из нас был любителем, мы не были профессионалами в традиционном, принятом тогда смысле. Этот подход потом назовут «гуманистическая фотография», он оказался очень ко времени, поскольку люди начали тогда иначе смотреть на фотографию и вообще на мир».

Так фотография...

Паоло Ди Паоло называют итальянским Картье-Брессоном за человечность и точный взгляд. Он был в числе первых мастеров в своей стране, чья камера начала фокусироваться на простых людях, будничных жизненных сценках. Около пятнадцати лет фотограф с большой деликатностью и участием снимал быт итальянцев, жизнь местной аристократии, звёзд кино. С появлением папарацци, жажде к скандальности, Ди Паоло разочаровался в профессии и оставил фотографию. Редкий архив негативов – подлинную летопись послевоенной Италии – случайно в подвале нашла дочь фотографа. Более двадцать лет уговоров потребовалось, чтобы снимки Ди Паоло увидел мир.

«В 1940-е годы мы решили взять камеры и подойти к съёмке по-новому, - вспоминает фотограф. – Каждый из нас был любителем, мы не были профессионалами в традиционном, принятом тогда смысле. Этот подход потом назовут «гуманистическая фотография», он оказался очень ко времени, поскольку люди начали тогда иначе смотреть на фотографию и вообще на мир».

Так фотография перестала быть декоративным элементом на полосе журнала, а наполнилась смыслом. 573 снимка Паоло Ди Паоло вышли на страницах прогрессивного итальянского интеллектуального журнала «Il Mondo», с которым фотограф сотрудничал до самого его закрытия в 1966 году. Редактор издания Марио Паннунцио воспитывал в сотрудниках понимание ценности фотографии. Его слова после не раз повторял Ди Паоло: «Фотография необязательно должна быть красивой, она должна быть хорошей».

В своей черно-белой летописи Ди Паоло запечатлел мир исчезающей Италии. Переломный момент в истории страны, когда прошлое, его обычаи и устои уходят, давая дорогу новым правилам и новой жизни. На его снимках молодые женщины в закрытой традиционной одежде, в вуалях, с корзинами на голове живут бок о бок с девушками в мини-шортах, прогуливающимися по набережной. Он снимал в мастерской Ferrari, одновременно показывая вьючных ослов, на которых продолжали перевозить поклажу крестьяне.

Ди Паоло с интересом искал эту «новую» Италию. Лучше всего ему удалось её запечатлеть во время редакционного задания – летнего путешествия, в которое он отправился вместе с писателем, тогда ещё будущим режиссёром Пьером Паоло Пазолини. Запланированный маршрут пролегал по побережью страны с Юга на Север. В оттенках сепии Ди Паоло показал обычных жителей, наслаждающихся солнцем, разговорами, летом. В каждой фотографии – короткая человеческая повесть. Пронзительный снимок семьи крестьян: босые они стоят у кромки воды и смотрят на море, которое видят впервые. Мальчишки, разглядывающие автомобиль, как седьмое чудо света, мать, купающая младенцев в деревянной кадке, обнажённые торсы купальщиков. На одном из таких пляжей в Версилии он снял портрет Пазолини, на которого глазеют, распластавшиеся на горячем песке местные мальчишки. Писатель и будущий режиссёр позже напишет, что этот пляж был излюбленным местом прогулок Бертолуччи, сюда приезжали Томас Манн, Хаксли писал здесь свои «Сухие листья слов», по его песчаным дюнам бродил Рильке.

Это было уникальное путешествие двух людей, один из которых ностальгически искал призраки прошлого, второй же пытался уловить тонкий момент взаимосвязи минувшего и новых дней. Ближе к концу поездки Пазолини попросил Ди Паоло снять серию его личных портретов. Так появилась знаменитая фотография режиссёра у подножия креста, с видом на окраину Рима, провожающего взглядом случайного мальчишку, а кажется будто самого себя в юные годы.

Знаменитости полностью доверялись Ди Паоло. Он был невероятно скромным, тактичным, ценил приватность. Множество бесценных кадров так и не попали в прессу, поскольку Ди Паоло посчитал, что они слишком личного характера. Так однажды фотограф был приглашён на виллу звезды итальянского кино Анны Маньяни. Анна пожелала, чтобы именно Ди Паоло снял серию фотографий с её сыном Лука. С детства юноша был искалечен полиомиелитом. Папарацци безжалостно преследовали его, желая сделать первую фотографию. Маньяни решила заказать собственную, в надежде, что это остановит их преследования.

Известным людям нравилось, что в портретах Ди Паоло нет ни грамма постановки. Ему удавалось снять их в момент полной открытости. Теннесси Уильямс в обнимку с собакой на пляже, флиртующая с Марчелло Мастроянни Софи Лорен, Симона Синьоре и Ив Монтан трогательно целуются, Моника Витти и Микеланджело Антониони прогуливаются, читая газету, каноничный портрет Альфреда Хичкока, обнаженная и уязвимая Шарлотта Рэмплинг, подпрыгивающая на ступеньках Брижит Бардо.

Борьба за сенсационность, фотографы-папарацци приводили в замешательство Ди Паоло, который изо всех сил стремился быть «джентльменом» в фотографии. Когда в 1966 году издание, с которым он сотрудничал, закрылось он отправил телеграмму редактору: «Для меня и других друзей сегодня умирает стремление быть фотографом».

Разочаровавшись в профессии, Ди Паоло обратился к своей изначальной специализации – истории и философии. С семьей он поселился в деревне, в окрестностях Рима, начал писать книги, посвятил себя выращиванию винограда, реставрации старых авто.

В 90-х годах на пыльный архив фотографа случайно наткнулась дочь Ди Паоло – Сильвия. Спустившись в подвал за лыжами, она обнаружила там две с половиной сотни негативов, на которых с удивлением прочитала имена: Софи Лорен, Джина Лоллобриджида, Альфред Хичкок. Так она узнала, что отец был фотографом, и не просто фотографом, а летописцем своего времени. Двадцать лет понадобилось девушке, чтобы фраза: «Они мои, я их сделал, когда был фотографом, не хочу об этом говорить» сменилась на согласие провести первую выставку в 2019 году. Позже были другие выставки, книга-монография, документальный фильм, который снял американский режиссёр Брюс Вебер.

В 2022 году Паоло Ди Паоло исполнилось 97 лет. На данный момент дочь Сильвия занимается редактированием и каталогизацией масштабного архива работ отца, в Национальном музее искусств XXI века в Риме проходят выставки работ фотографа.

Автор: Инна Москальчук

 

 

Ещё
Нет доступных фотографий