Ориоль Маспонс: новатор и вдохновитель испанской фотографии

Профессиональный путь испанского фотографа Ориоля Маспонса оказался полным творческих виражей. Движимый интересом к человеку (прежде всего, к женщине) и вечной иронией, он снимал на улицах Парижа и Лондона, документировал вечеринки на Ибице, фотографировал на киносъёмочных площадках, делал репортажи на Кубе и в Южной Африке, создавал фотоиллюстрации для книг таких известных писателей и поэтов, как Федерико Гарсиа Лорка, Камило Хосе Села и Мигель Делибес, добился успеха в модной и рекламной фотографии.

Ориоль Маспонс (Oriol Maspons; 1928–2013) – теоретик, вдохновитель и экспериментатор испанской фотографии. Своими идеями он питал золотое поколение фотографов пятидесятых и шестидесятых. Для барселонского страхового агента всё началось в 1950-е годы с любительской съёмки. Это был период диктаторского режима Франко, отсутствия рекламы и консерватизма редакционных статей. Искусство развивалось в условиях жёсткой цензуры, режим одобрял академическую и пикториальную фотографию. В это...

Профессиональный путь испанского фотографа Ориоля Маспонса оказался полным творческих виражей. Движимый интересом к человеку (прежде всего, к женщине) и вечной иронией, он снимал на улицах Парижа и Лондона, документировал вечеринки на Ибице, фотографировал на киносъёмочных площадках, делал репортажи на Кубе и в Южной Африке, создавал фотоиллюстрации для книг таких известных писателей и поэтов, как Федерико Гарсиа Лорка, Камило Хосе Села и Мигель Делибес, добился успеха в модной и рекламной фотографии.

Ориоль Маспонс (Oriol Maspons; 1928–2013) – теоретик, вдохновитель и экспериментатор испанской фотографии. Своими идеями он питал золотое поколение фотографов пятидесятых и шестидесятых. Для барселонского страхового агента всё началось в 1950-е годы с любительской съёмки. Это был период диктаторского режима Франко, отсутствия рекламы и консерватизма редакционных статей. Искусство развивалось в условиях жёсткой цензуры, режим одобрял академическую и пикториальную фотографию. В это время Маспонс превратил свою профессиональную работу в пространство, пропитанное концептуальной свежестью и социальной содержательностью.

В 1952 году Маспонс присоединился к фотографической группе Каталонии, но задержался в ней лишь на несколько лет. Он выступил против эстетических ценностей, отстаиваемых группой, а также её деятельности. Вразрез с концепцией фотографии как объекта эстетического созерцания, Маспонс отстаивал прикладную или практическую фотографию, приносящую зрителю пользу. Свою резкую критику консервативному настроению сообщества молодой фотограф изложил в статье «Salonismo» для журнала Arte Fotográ, после чего был исключён из группы.

В 1955 году Маспонс приехал в Париж, где посещал фотографические круги и познакомился с великими фотографами: летописцем злачного Монмартра Брассаи, мастером «решающего момента» Анри Картье-Брессоном и воспевателем повседневного парижского романтизма Робером Дуано. Интервью, которые он провёл с этими мэтрами, опубликовал, когда вернулся домой. В 1957 году 29-летний Маспонс открыл фотостудию в Барселоне совместно с партнёром, которым стал фотограф Хулио Убинья. На протяжении десятилетий их студия процветала на поприще рекламной и редакционной фотографии.

Маспонс примкнул к культурному движению Gauche Divine, разнородной группе левых интеллектуалов и творческих деятелей, режиссёров, писателей и архитекторов. В конце 1960-х они отличались провокационными, космополитическими и антифранкистскими взглядами в отношении официальной культуры в Барселоне.

За многолетнюю карьеру Ориоль Маспонс работал в первостепенных журналах своего времени – La Gaceta Ilustrada, Destino, Cuadernos de arquitectura, Triunfo, Interviú, L’Oeil, Paris Match, Bocaccio, Expression и Elle. Маспонс первым из коллег-соотечественников снискал международное признание, когда в 1958 году Музей современного искусства в Нью-Йорке приобрёл три его фотографии для своей постоянной коллекции. Он преобразил фотографический язык Испании, своим творчеством внёс решающий вклад в области репортажной, портретной, модной и рекламной фотографии. В 2011 году передал 7000 фотографий из своего архива Национальному музею искусства Каталонии.

Читать ещё ...
Сцена в кровати, ок. 1976. Фотограф Ориоль Маспонс
На пляже, Барселона, 1958. Фотограф Ориоль Маспонс
Автопортреты. Ориоль Маспонс  и Хулио Убинья, 1958
Взгляд, ок. 1960. Фотограф Ориоль Маспонс
Кочевые цыгане, 1961. Фотограф Ориоль Маспонс
Гражданская гвардия в Кадакесе, 1962. Фотограф Ориоль Маспонс
Благосклонный комплимент, 1959. Фотограф Ориоль Маспонс
Чеснок, 1956. Фотограф Ориоль Маспонс
Цыгане, 1956. Фотограф Ориоль Маспонс
Фотография для статьи Сеск и его бумажный мир в журнале Gaceta Ilustrada, 1959. Фотограф Ориоль Маспонс
Фотография для статьи Сеск и его бумажный мир в журнале Gaceta Ilustrada, 1959. Фотограф Ориоль Маспонс
Туристки. Коста-Брава, 1959. Фотограф Ориоль Маспонс
Сиджес, 1958. Фотограф Ориоль Маспонс
Ибица, 1954. Фотограф Ориоль Маспонс
Ибица, 1953. Фотограф Ориоль Маспонс
Ребёнок из Парижа, 1957. Фотограф Ориоль Маспонс
Салон Торео, 1963. Фотограф Ориоль Маспонс
Для книги Камило Хосе Селы Toreo de salón. Farsa con acompañamiento de clamor y murga, 1962. Фотограф Ориоль Маспонс
Для книги Камило Хосе Селы Toreo de salón. Farsa con acompañamiento de clamor y murga, 1962. Фотограф Ориоль Маспонс
Для книги Камило Хосе Селы Toreo de salón. Farsa con acompañamiento de clamor y murga, 1962. Фотограф Ориоль Маспонс
Для книги Камило Хосе Селы Toreo de salón. Farsa con acompañamiento de clamor y murga, 1962. Фотограф Ориоль Маспонс
Пляж, 1958. Фотограф Ориоль Маспонс
Испанский поэт Карлос Барраль. Фотограф Ориоль Маспонс
Открытие ночного клуба Amnesia, Ибица, 1976. Фотограф Ориоль Маспонс
Ночной клуб Amnesia, Ибица, ок. 1980. Фотограф Ориоль Маспонс
Ибица, ок. 1980. Фотограф Ориоль Маспонс
Ибица, ок. 1980. Фотограф Ориоль Маспонс
Ибица, ок. 1980. Фотограф Ориоль Маспонс
Ибица, ок. 1980. Фотограф Ориоль Маспонс
Эльза Перетти. Фотограф Ориоль Маспонс
Нет доступных фотографий