Робер Дуано: из Парижа с маленькими радостями, юмором и романтикой

Робер Дуано – мастер гуманистической фотографии и один из пионеров фотожурналистики во Франции. Он всегда восторгался Парижем и был из числа фотографов, формировавших особое восприятие города, усиливая очаровательность его реальности. Дуано показывал жизнь не такой, какой она была, а такой, какой хотел бы её видеть.

Творческая вселенная великого французского фотографа изобилует заветными мотивами и увлекает зрителя в прогулку по садам Парижа, вдоль Сены, по улицам города, центру и пригороду, бистро и художественным галереям. Дуано фокусировался на людях, делая видимым личное и интимное. Излюбленными сюжетами его фотографий всегда оставались парижане: женщины, мужчины, дети, животные, влюблённые и жизнь улиц в городе вечной романтики. Фотограф говорил: «Чудеса повседневной жизни так волнующи; ни один режиссёр не может инсценировать то неожиданное, что происходит на улице».

Робер Дуано (Robert Doisneau) родился в 1912 году. Учился на гравёра-литографа и карьеру начал с рисования...

Робер Дуано – мастер гуманистической фотографии и один из пионеров фотожурналистики во Франции. Он всегда восторгался Парижем и был из числа фотографов, формировавших особое восприятие города, усиливая очаровательность его реальности. Дуано показывал жизнь не такой, какой она была, а такой, какой хотел бы её видеть.

Творческая вселенная великого французского фотографа изобилует заветными мотивами и увлекает зрителя в прогулку по садам Парижа, вдоль Сены, по улицам города, центру и пригороду, бистро и художественным галереям. Дуано фокусировался на людях, делая видимым личное и интимное. Излюбленными сюжетами его фотографий всегда оставались парижане: женщины, мужчины, дети, животные, влюблённые и жизнь улиц в городе вечной романтики. Фотограф говорил: «Чудеса повседневной жизни так волнующи; ни один режиссёр не может инсценировать то неожиданное, что происходит на улице».

Робер Дуано (Robert Doisneau) родился в 1912 году. Учился на гравёра-литографа и карьеру начал с рисования фармацевтических этикеток. В 16 лет увлёкся любительской фотографией, но был так застенчив, что начал с фотографирования булыжников мостовой. В 1931 году Дуано занял место ассистента в студии рекламного фотографа Андре Виньо. В тот же период фотографировал на улицах и в окрестностях Парижа, надеясь продать свои работы иллюстрированным журналам. Ещё четыре года провёл в рекламном отделе автопроизводителя Renault, откуда его уволили за регулярные опоздания. Так начался путь независимого фотографа.

Разразившаяся Вторая мировая война с немецкой оккупацией положила конец его начинаниям. Дуано стал участником Сопротивления, а свои навыки использовал для изготовления поддельных документов подпольщиков. После войны вернулся к рекламной и журнальной работе. В 1949 году Дуано подписал контракт и стал штатным фотографом журнала Vogue. В глянце полагали, что он привнесёт свежий и более непринуждённый характер изданию, но Дуано не любил фотографировать красивых женщин в элегантной обстановке; он предпочитал уличную фотографию. Когда ему удавалось сбежать из студии, он всё больше фотографировал закоулки Парижа, находя маленькие радости и романтические моменты.  

«Людям нравятся мои фотографии, потому что они видят в них то, что могли увидеть, если бы перестали метаться и нашли время насладиться городом», – говорил Робер Дуано.

Дуано создал многочисленные фоторепортажи на самые разные темы для таких журналов, как Paris Match, Réalités, Point de Vue, Regards. Снимая фотосерию для LIFE о влюблённых в Париже, он сделал один из своих самых известных шедевров – «Поцелуй у здания муниципалитета» (1950). Эта фотография молодой пары на оживлённой улице стала символом парижской романтики. Она принесла автору известность на весь мир и немалые хлопоты.

Запечатлённая сцена оказалась постановочной, но правдивость фотографии заключается в красоте импульса и спонтанности, неразрывно связанной с французским духом и его столицей. Дуано заметил целующихся влюблённых и, подойдя к ним, спросил разрешение на съёмку. Романтичной парой оказались начинающие актёры Жак и Франсуаза. Они с радостью согласились повторить поцелуй «на камеру». Автор снимка никогда не считал его исключительным шедевром, но тридцать лет спустя издатель убедил его выпустить постер с этим изображением. Успех пришёл мгновенно, а с ним и судебные иски от пар, которые утверждали, что это они запечатлены, и требовали денежных компенсаций (по французскому законодательству человек владеет правами на своё изображение). Тогда Дуано пришлось рассказать историю создания снимка. Сразу после съёмки фотограф прислал Франсуазе оригинальный снимок с печатью и подписью, что уберегло его от больших компенсаций. В свою очередь героиня кадра продала свой экземпляр снимка в 2005 году за 155 тысяч евро.

Хотя он и выиграл дело в суде о фотографии с поцелуем, эта история потрясла и ранила фотографа, открыв ему мир лжи. Как говорят его близкие, «Поцелуй» разрушил последние годы жизни Дуано. Фотограф умер в 1994 году, оставив около 450 000 негативов, которые рассказывают о своей эпохе с нежностью и доброжелательным весельем, не исключая при этом неукротимости духа.

Даже находясь на пике славы, Робер Дуано оставался скромным и немного застенчивым. «Может быть, если бы мне было 20, успех изменил бы меня. Но теперь я динозавр фотографии», – говорил о себе фотограф.

Читать ещё ...
Нет доступных фотографий
Телеграм