Норман Сифф: живые портреты легенд 80-х

Норман Сифф – классик портретной фотографии. Его снимки знаменитостей поражают интимностью, искренностью. Каждая съёмка фотографа длилась несколько часов и была словно исповедь. Он расспрашивал своих героев о жизни, карьере, взлетах и падениях. Записывал их откровения и процесс съёмки на видео. За свою почти полувековую карьеру фотограф собрал уникальное фотохранилище, в котором находится около тысячи рулонов непроявленной плёнки с такими видео-сеансами. На этих кадрах можно вживую увидеть момент максимальной уязвимости великих музыкантов, писателей, учёных, изобретателей.

Седой, в потёртых джинсах Норман Сифф пробирается по узкому коридору своего фотохранилища в Голливуде. На полках при температуре минус 45 градусов в оригинальных банках хранятся рулоны непроявленных кадров, километры отснятого видео. По примерным подсчётам, проявка всей плёнки из хранилища может обойтись почти в полмиллиона долларов.

«Я так много снимал, что смог рассмотреть только половину того, что снял, -...

Норман Сифф – классик портретной фотографии. Его снимки знаменитостей поражают интимностью, искренностью. Каждая съёмка фотографа длилась несколько часов и была словно исповедь. Он расспрашивал своих героев о жизни, карьере, взлетах и падениях. Записывал их откровения и процесс съёмки на видео. За свою почти полувековую карьеру фотограф собрал уникальное фотохранилище, в котором находится около тысячи рулонов непроявленной плёнки с такими видео-сеансами. На этих кадрах можно вживую увидеть момент максимальной уязвимости великих музыкантов, писателей, учёных, изобретателей.

Седой, в потёртых джинсах Норман Сифф пробирается по узкому коридору своего фотохранилища в Голливуде. На полках при температуре минус 45 градусов в оригинальных банках хранятся рулоны непроявленных кадров, километры отснятого видео. По примерным подсчётам, проявка всей плёнки из хранилища может обойтись почти в полмиллиона долларов.

«Я так много снимал, что смог рассмотреть только половину того, что снял, - говорит Норман. – Не проявлял плёнку, а просто помещал её в хранилище. Тогда у нас совсем не было денег и я сказал: «Давайте вынем плёнку из камеры, перемотаем её, заклеим и положим храниться до лучших времён».

В хранилище Сиффа  – 500 видео-сеансов съёмки с мировыми звёздами, во время этих сеансов его герои находились в творческом процессе: пели, писали музыку, импровизировали, танцевали, делились личными воспоминаниями.

«Ведь дело не в фотографии, а в общении», - неустанно повторяет фотограф. Перед его камерой открылись Рэй Чарльз, Тина Тёрнер, Джон Траволта, Энди Уорхол, Стив Джобс, Майкл Джексон, Стиви Уандер, Мик Джаггер, Хью Хефнер, Шер и многие другие. С каждым у Сиффа получилась своя доверительная история. В этом и заключается уникальность его метода. Он не брал в руки камеру до тех пор, пока человек перед ним не становился собой настоящим.

«Когда Рэй (музыкант Рэй Чарльз) впервые приехал, он был очень немногословен со мной. Я усадил его и спросил: «Как ты впервые узнал, что можешь петь, что у тебя есть голос? Вдруг он стал невероятно взволнован. Сел за фортепиано и пока мы разговаривали, его пальцы не могли оторваться от клавиш, он буквально сочинял музыку, используя наш диалог».

Джони Кэш на его фото импровизирует на гитаре, прикрыв глаза. Юная Джоди Фостер искренне смотрит в камеру. Шер расчесывает свои шикарные длинные волосы. Его снимок молодого Стива Джобса в позе лотоса с компьютером Macintosh был признан каноническим. После смерти Джобса в 2011 году эта фотография была помещена на обложку «Time».

«Мы просто сидели на полу и разговаривали со Стивом о творчестве, - вспоминает фотограф. – Вдруг он почти подпрыгнул со словами: «О, я хочу кое что-то тебе показать!». Выбежал из комнаты, вернулся и плюхнулся в позу лотоса с Маком на коленях. Это был тот самый момент!».

Норман Сифф провёл множество съёмок, о которых может говорить часами, но если спросить о самых значимых, он непременно вспомнит съёмку, с которой в каком-то смысле началась его карьера – это фотосессия ещё юных и мало кому известных певицы, музыканта Патти Смит и её близкого друга – фотографа Роберта Мэпплторпа. Патти ещё не выпустила свой дебютный альбом «Horses», который сделал её звездой, Мэпплторп ещё не стал культовым фотографом.

На дворе был 1968 год, Сифф только переехал в Нью-Йорк из Южной Африки, где работал врачом неотложной медицинской помощи. В родной стране бушевал режим апартеида, с которым Сифф не хотел мириться. В Нью-Йорке Норман оказался без документов, с двумя тысячами долларов в кармане и старым фотоаппаратом.

«После четырёх месяцев отсутствия работы я понял, что придётся изменить вид деятельности (Сифф не мог заниматься медициной из-за отсутствия американской лицензии). Тогда я решил создать портфолио. Немного фотографий привёз из Южной Африки, на родине я увлекался фотосъёмкой. Они были хороши, но не имели отношения к субкультуре Нью-Йорка. Я решил снимать фотосессии каждый день, просто начал ходить туда, где мог найти интересных людей, например Канзас-Сити Макса – бар в центре города, который был центром субкультуры. Уорхол и его банда были там, там я встретил Роберта и Патти. Это была случайная встреча, я ничего не знал о них, сам подошёл и предложил съёмку, они согласились».

Патти Смит и Роберт Мэпплторп познакомили Сиффа с Уорхолом и его друзьями. Его портфолио работ заинтересовало знаменитого графического дизайнера Боба Като. Он предложил Норману сделать фото для обложки альбома «Страх сцены» группы «The Band». Фотографии Сиффа  впечатлили его, обложка вмиг стала популярной коллекционной вещью.

Дальнейшая карьера развивалась также стремительно. По рекомендации Като Сифф переехал в Лос-Анджелес и стал креативным директором лейбла звукозаписи – United Artists Records. Год спустя открыл собственную студию на бульваре Сансет, которая и стала его личной творческой лабораторией. Здесь Сифф проводил свои многочасовые фотосессии-перформансы, посмотреть на которые собиралась толпа в несколько сотен зрителей. Здесь он работал долгие годы, развивая свой нестандартный подход к созданию портретов. Здесь из фотографа Нормана Сиффа превратился в режиссёра, документирующего подлинную сущность человека. Несмотря на преклонный возраст, фотографу сейчас 82 лет, он по-прежнему активен в профессии: много снимает, изучает природу творчества, занимается режиссурой рекламных роликов, документальных фильмов, преподаёт на воркшопах.

В 2017 году компания Network Entertainment, вдохновившись масштабным архивом видео-фотосессий Нормана Сиффа, запустила шоу «The Sessions Project», которое рассказывает о наиболее известных съёмках. Отдельные видео можно увидеть на сайте фотографа. В разделе «Графика» - знаковые обложки для музыкальных альбомов и популярных изданий, также на сайте большая коллекция портретов знаменитостей.

Автор: Инна Москальчук

 

Ещё
Нет доступных фотографий