Микаэль Янссон: естественность, смелость и свобода

Микаэль Янссон: естественность, смелость и свобода

Фотография Микаэля Янссона (Mikael Jansson) дерзкая и смелая, но в ней нет провокации. Творчество Янссона естественно, как природа его родной Швеции. Он один из немногих способен передать первозданную суть наготы, её очарование. В конце 80-х Янссон работал ассистентом у легендарного мастера фотографии – Ричарда Аведона. У Аведона он перенял манеру искренне восхищаться героями своих работ, его способность «поймать» момент. Снимки Янссона наполнены скандинавской простотой и органикой. Каждый кадр – повествование, увлекательное и кинематографичное.

Сорок лет в модной индустрии, работа с мировыми брендами, глянцевыми изданиями, знаменитостями моды и кино никак не отразились на аскетичном характере Янссона. Он всячески избегает публичности и практически не даёт интервью. О нём часто говорят как о фотографе «чьи работы видели все, но чьё имя практически никто не знает».

Доверительная беседа у фотографа случилась с его любимой моделью Дарьей Вербовой во время совместного проекта...

Фотография Микаэля Янссона (Mikael Jansson) дерзкая и смелая, но в ней нет провокации. Творчество Янссона естественно, как природа его родной Швеции. Он один из немногих способен передать первозданную суть наготы, её очарование. В конце 80-х Янссон работал ассистентом у легендарного мастера фотографии – Ричарда Аведона. У Аведона он перенял манеру искренне восхищаться героями своих работ, его способность «поймать» момент. Снимки Янссона наполнены скандинавской простотой и органикой. Каждый кадр – повествование, увлекательное и кинематографичное.

Сорок лет в модной индустрии, работа с мировыми брендами, глянцевыми изданиями, знаменитостями моды и кино никак не отразились на аскетичном характере Янссона. Он всячески избегает публичности и практически не даёт интервью. О нём часто говорят как о фотографе «чьи работы видели все, но чьё имя практически никто не знает».

Доверительная беседа у фотографа случилась с его любимой моделью Дарьей Вербовой во время совместного проекта «Архипелаг». Янссон снял летний коттедж на островах недалеко от Стокгольма, фотографируя девушку на открытом воздухе, на фоне природы родной Швеции, он поделился с ней историей своего пути в фотографию.

Свой первый фотоаппарат Микаэль получил в одиннацатилетнем возрасте, а к шестнадцати годам организовал в шкафу настоящую фотолабораторию. Тогда он с азартом снимал музыкальные группы, которые приезжали в Стокгольм. Начинающему фотографу удавалось пробраться за кулисы, в вип-зону. Он снял Игги Попа, Блонди, Чета Бейкера, Майлза Девиса. У Янссона был заготовлен трюк, который работал безотказно – он вешал на шею несколько дополнительных камер и притворялся фотографом для прессы. Его тайной мечтой было сфотографировать Дэвида Боуи, но тот был неприступен. В очереди за билетами на концерт музыканта неожиданно решилась судьба самого Микаэля. Он познакомился с девушкой-моделью, рассказавшей о фотографе, которому был нужен ассистент. Пять лет парень помогал в студии Карлу Йоханну Ронну. Ронн обучал его технике печати, познакомил с творчеством Ирвина Пенна, Анри Картье-Брессона, Ричарда Аведона.

«Именно тогда я решил, что хочу поехать в Нью-Йорк и работать на Аведона, - говорит Янссон. – Я просто купил билет, приехал в город и позвонил в его студию. Мне сказали, что им никто сейчас не нужен, но попросили прислать резюме. Так я и сделал. Два месяца работал фрилансером в Нью-Йорке, пока мне не перезвонили, пришлось пройти три разных собеседования и только тогда я получил работу».

В фотографиях Янссона сразу проявился его собственный почерк – стремление к естественности, умение стирать границу между гламурным и повседневным. Подобно великим художникам, он нашел своих муз, которым оставался верен десятилетиями. Кейт Мосс, Дарья Вербова, Татьяна Патитц, Верушка, Изабелла Росселлини, Жизель Бюндхен, Синди Кроуфорд. Писатель Клаас Бриттон заметил, что женщины – это символические нити, которые связывают творчество Янссона воедино, демонстрируют его талант запечатлеть парадоксальную взаимосвязь силы и уязвимости. Снятые им истории на удивление целостны и кинематографичны, их хочется читать как книгу, угадывая роли персонажей и сюжетные ходы.

В 1990-е годы Янссон, работая в Париже, зарекомендовал себя международным фотографом моды. В 1998-м по заданию голландского журнала Dutch он снял своё легендарное портфолио обнаженной натуры. Это была «мода без одежды», яркие, смелые снимки лучших моделей на фоне скандинавской природы. Эпический 82-страничный разворот стал своеобразным альманахом классической чёрно-белой обнаженной фотографии. Только Янссон мог так изящно продемонстрировать в кадре глубокое уважение к женской наготе.

В свои 64 года он по-прежнему среди самых востребованных фотографов индустрии. Его чутье к современным тенденциям в фотографии, умение сплавлять их с опытом классиков – поразительно. Каждый снимок фотографа – штучное произведение в буквальном смысле, ведь Янссон продолжает создавать отпечатки собственноручно в фотолаборатории. Фотограф использует старинный платино-паладиевый процесс печати, требующий материалов более дорогих, чем золото.

Свои фотографии он символически называет автопортретами

«В них есть то, что является частью меня – тесная связь с природой. Мне нравится проводить время на моём необитаемом острове, где нет ни электричества, ни водопровода. Ты ловишь рыбу, ходишь голым. Это именно то чувство свободы, которые я стремился передать в каждом своём снимке».

Больше работ на сайте фотографа.

Автор: Инна Москальчук

Ещё
Нет доступных фотографий
Телеграм