Мэри Эллен Марк: чёрно-белый нерв

Фотограф-документалист Мэри Эллен Марк (Mary Ellen Mark) не просто снимала репортажи – она жила жизнью своих героев. Шесть недель Мэри Эллен провела в палате закрытой женской психиатрической клиники с её пациентками. Проститутки Бомбея прятали её под кроватью во время полицейских облав. С бездомными подростками-беглецами из Сиэтла она поддерживала отношения всю свою жизнь. Настолько глубокое погружение в жизнь своих героев отметает упрёки в стремлении Марк к сенсационности, экзотичности своих работ. «Следует ли игнорировать тех, кто сам стремится к тому, чтобы их наконец-то заметили?», - спрашивала она. Её драматические фотографии делали видимой жизнь той части общества, на которую проще закрыть глаза.

Когда ты обращён к подобной теме, невозможно избежать нападок. В своё время фотографа Диану Арбус обвиняли в том, что она снимала тех, на кого не принято было «пялиться». Сейчас же мы понимаем, что фотография Арбус позволила присмотреться внимательнее к отверженным обществом,...

Фотограф-документалист Мэри Эллен Марк (Mary Ellen Mark) не просто снимала репортажи – она жила жизнью своих героев. Шесть недель Мэри Эллен провела в палате закрытой женской психиатрической клиники с её пациентками. Проститутки Бомбея прятали её под кроватью во время полицейских облав. С бездомными подростками-беглецами из Сиэтла она поддерживала отношения всю свою жизнь. Настолько глубокое погружение в жизнь своих героев отметает упрёки в стремлении Марк к сенсационности, экзотичности своих работ. «Следует ли игнорировать тех, кто сам стремится к тому, чтобы их наконец-то заметили?», - спрашивала она. Её драматические фотографии делали видимой жизнь той части общества, на которую проще закрыть глаза.

Когда ты обращён к подобной теме, невозможно избежать нападок. В своё время фотографа Диану Арбус обвиняли в том, что она снимала тех, на кого не принято было «пялиться». Сейчас же мы понимаем, что фотография Арбус позволила присмотреться внимательнее к отверженным обществом, ощутить сопричастность к их жизни. Комментируя свои снимки, Мэри Эллен говорила: «Мы больше не смотрим на правду, вместо этого мы смотрим на то, что нас успокаивает».

Участие к тем, на кого повесили ярлык изгоя было её тайной болью с раннего детства. Тиражируемая биография Марк бедна личными фактами. Родилась в 1940 году в Филадельфии, в средней школе была чирлидером, делала успехи в живописи. Получила степень в области живописи и истории искусств в Пенсильванском университете, там же степень магистра фотожурналистики. Ни слова о семье. В редких случаях она проговаривалась в интервью, упоминала отца, у которого случались частые нервные срывы. У Мэри Эллен никогда не было тесной связи с родителями. Она ушла из дома в первый же год учебы в колледже, за обучение заплатила её тетя. Девушка подрабатывала продавцом, официанткой в баре, лгала о своём возрасте, у неё никогда не было привычных «семейных каникул». Любимым развлечением в детстве было рассматривать семейные чёрно-белые снимки, мечтая о том, как она улетит из родного дома на самолёте и больше не вернётся.

Когда студенткой Мэри Эллен получила стипендию Фулбрайта для работы фотографом в Турции в течение года, согласилась не раздумывая. Так родилась её первая книга «Паспорт». В 1967 году девушка переехала в Нью-Йорк. Она тут же «включилась» в социальную повестку. Стала снимать демонстрации протестующих против войны во Вьетнаме, женское освободительное движение. Первым серьезным заданием стала съёмка для журнала Look, который отправил Мэри Эллен в Лондон фотографировать молодых героиновых наркоманов, находящихся в отделении наркологической больницы. Так появились противоречивые, трагические снимки юношей и девушек с исколотыми руками и шприцами, торчащими из вен. Марк никогда не режиссировала свои снимки, не снимала тех, кто был против, не прятала камеру.

Громкий репортаж из «Отделения 81» закрытой женской психиатрической клиники был для неё очень личным. Мэри Эллен нечасто упоминала об этом, но её отец не раз проходил лечение в подобных заведениях.

«Мне хотелось понять, каково это – быть изолированным от общества».

Никто не хотел финансировать проект и Мэри Эллен отправилась в больницу штата Орегона за свой счёт. Это была клиника, в которой Милош Форман снимал картину «Пролетая над гнездом кукушки». Марк работала фотографом на съёмках. Это дало возможность наладить связь с медперсоналом и прожить шесть недель бок о бок с пациентками больницы.

Снимая женщин, Мари Эллен хотелось показать драму каждой, приоткрыть завесу её личности. Показать, что это такие же люди, только они страдают.

Глубокая связь с героями своих снимков, многолетняя дружба позволяла ей возвращаться к теме вновь и вновь. Когда она снимала подростков-беспризорников в Сиэтле они с мужем прониклись сочувствием к 14-летней проститутке по кличке Тайни (Крошка). Мари Эллен даже предложила удочерить девочку, но та отказалась. Это не мешало ей время от времени звонить Марк и просить внести за неё залог в полиции.

Фотограф осознавала необходимость дистанцироваться, чтобы не позволить потоку горя разрушить её саму, но сила фотографий Марк как раз и заключалась в этой вовлеченности. Когда смотришь на её фотографии, кажется, что видишь перед собой человека, осознание, что это снимок уходит из головы. На одном из портретов крупным планом клиент борделя со спины лежит на девушке. Её глаза смотрят прямо на тебя. Снять более достоверную фотографию просто невозможно.

Стремлением раскрыть подлинную сущность человека, его порою болезненную непохожесть на остальных, двойственную природу пронизаны серии посвящённые передвижным циркам Индии и близнецам. Марк не делала различий между документальной и коммерческой съёмкой. Работая фотографом на съёмочных площадках известных фильмов она привносила обескураживающую честность в портретную фотографию кинозвёзд.

Оставив после себя невероятно масштабное фотографическое наследие (около двух миллионов негативов за 50 лет непрерывной работы), 18 изданных книг, Мэри Эллен ушла на 75 году жизни. Венец её творчества – «Книгу всего», которая вышла трёхтомником, редактировал супруг Мэри Эллен Марк – режиссёр Мартин Белл. Вместе они прожили 30 лет и создали немало совместных проектов. Издание включает 600 фотографий, среди которых ранее неопубликованные снимки, воспоминания друзей, коллег, размышления самой Мэри Эллен.

Смотрите также «Близнецы» Мэри Эллен Марк: попытка постичь двойственность мира и «За кулисами» культовых фильмов.

Автор: Инна Москальчук

Читать ещё ...
Катрин Денев на съемках финальных сцен фильма во французских Альпах, Гренобль, Франция, 1969 год. За кулисами. Фотограф  Мэри Эллен Марк
Бунюэль и Катрин Денев. Тристана, Толедо, Испания, 1969 г. За кулисами. Фотограф  Мэри Эллен Марк
Концерт Марки Марка, Джерси-Сити, Нью-Джерси, 1993 год. Американская одиссея. Фотограф  Мэри Эллен Марк
Национальный цирк Вьетнама, Парк Ленина, Ханой, 1994 г. Портреты. Фотограф  Мэри Эллен Марк
Мэри Эллен Марк в Центральном парке, Нью-Йорк, 1976 год. Фотограф Линн Дэвис)
Мэри Эллен Марк со змеей, Апокалипсис сегодня, Пагсанджан, Филиппины, 1976 г. За кулисами. Фотограф  Мэри Эллен Марк
Стриптизерша, Голливуд Фотограф Мэри Эллен Марк
Женский бар, Верхний Ист-Сайд, Нью-Йорк, 1977 год. Фотограф Мэри Эллен Марк
Энди Монц и Триша Рорисон, выпускной бал средней школы Пибоди, Монровилль, Пенсильвания, 1995 г. Фотограф Мэри Эллен Марк
Члены съёмочной группы устраивают сцену в борделе. Сатирикон, Рим, Италия, 1969 г. За кулисами. Фотограф  Мэри Эллен Марк
Эдвард Симмонс, Хэллоуин, Южный Бронкс, Нью-Йорк, 1993 год. Портреты. Фотограф Мэри Эллен Марк
Эдгар Берген и Чарли Маккарти, Лос-Анджелес, 1978 год. Портреты. Фотограф   Мэри Эллен Марк
Человек, выигравший конкурс усов, Стамбул, Турция, 1965 год. Фотограф Мэри Эллен Марк
Человек, который любил свое дерево, Уттар-Прадеш, Индия, 1989 год. Фотограф Мэри Эллен Марк
Хелена Бонем Картер в костюме миссис Ловетт, владелицы печально известного магазина мясных пирогов на Флит-стрит. Суини Тодд, Pinewood Studios, Англия, 2007 г. За кулисами. Фотограф  Мэри Эллен Марк
Хэллоуин Мальчик, Техас, 1983 год. Фотограф Мэри Эллен Марк
Цыган, Иран, 1969 г. Фотограф Мэри Эллен Марк
Усман держит на руках своего сына Джамбо Цирка. Бомбей, Индия, 1992 год. Фотограф Мэри Эллен Марк
Федерико Феллини на съемках Сатирикона Феллини. Рим, Италия, 1969 год. Фотограф Мэри Эллен Марк
Фолкленд-роуд, Бомбей, Индия, 1978-79 гг. Фотограф Мэри Эллен Марк
Татуированный мужчина на Конгрессе арийских наций, Хейден-Лейк, Айдахо, 1986 год. Фотограф Мэри Эллен Марк
Тайни и Шелли в Сиэтл-центре, Сиэтл, Вашингтон, 1983 год. Фотограф Мэри Эллен Марк
Три акробата, Цирк братьев Васкес, Мехико, Мексика, 1997 год. Фотограф Мэри Эллен Марк
Собака, тянущая обезьяну, Национальный цирк Вьетнама, Парк Ленина, Ханой, Вьетнам, 1994 год. Фотограф Мэри Эллен Марк
Танцующий клоун, Карнавал, Сан-Мартин-Тилькахете, Мексика, 2010 г. Фотограф Мэри Эллен Марк
Сиэтл, Вашингтон, 1983 год. Фотограф Мэри Эллен Марк
Слониха Анна Мэй со своей партнершей Марго Портер. UniverSoul Circus, Бруклин, Нью-Йорк, 2003 г. Фотограф Мэри Эллен Марк
Собака на спине осла, Большой королевский цирк, Гоа, Индия, 1996 год. Фотограф Мэри Эллен Марк
Сильвестр Сталлоне, Лос-Анджелес, 1991 год. Портреты. Фотограф Мэри Эллен Марк
Сиэтл, Вашингтон, 1983 год. Фотограф Мэри Эллен Марк
Нет доступных фотографий