Майкл Истмен: говорящие пространства

Фотографии Майкла Истмена (Michael Eastman) сродни непредсказуемой и чарующей алхимии. Водрузив неподъемную камеру на штатив, более полувека он снимает пространства пустых комнат, интерьеры и фасады зданий по всему миру. Версаль в Париже, бальные залы Венеции, кружево орнамента Барселоны, яркие краски любимой им самобытной Гаваны, арки Рима, призрак исчезающей Америки. Работы Истмена выходят за рамки архитектурной фотографии – это всегда повествование о времени и месте, история людей, которые обитали в этих пространствах. С помощью своей широкоформатной камеры, уникальной детализации работ, у него получается создать иллюзию будто зритель сам может «войти» в этот интерьер, ощутить присутствие незримых духов, что его населяют. Фотограф принципиален в достоверности, запечатленных им сцен, он никогда не переставляет предметы мебели, не вторгается в пространство, символизм его работ рождается мистически и интуитивно.

На одном из снимков Истмена, который носит название «Два стула...

Фотографии Майкла Истмена (Michael Eastman) сродни непредсказуемой и чарующей алхимии. Водрузив неподъемную камеру на штатив, более полувека он снимает пространства пустых комнат, интерьеры и фасады зданий по всему миру. Версаль в Париже, бальные залы Венеции, кружево орнамента Барселоны, яркие краски любимой им самобытной Гаваны, арки Рима, призрак исчезающей Америки. Работы Истмена выходят за рамки архитектурной фотографии – это всегда повествование о времени и месте, история людей, которые обитали в этих пространствах. С помощью своей широкоформатной камеры, уникальной детализации работ, у него получается создать иллюзию будто зритель сам может «войти» в этот интерьер, ощутить присутствие незримых духов, что его населяют. Фотограф принципиален в достоверности, запечатленных им сцен, он никогда не переставляет предметы мебели, не вторгается в пространство, символизм его работ рождается мистически и интуитивно.

На одном из снимков Истмена, который носит название «Два стула Изабеллы», запечатлен ветхий и прекрасный интерьер исторического здания Гаваны с торжественной барочной люстрой, двумя старыми креслами и бельем, которое сушится на веревках. Идеальная иллюстрация духа всех его работ. Как говорят американцы «Что-то новое, что-то старое…». Вехи времени как слои старых обоев. Когда-то в этом доме жила женщина по имени Изабелла, которая позволила фотографу запечатлеть комнаты своего удивительного жилища. И вот, спустя год, Изабеллы после продолжительной болезни не стало, жилье заняла её племянница. Она привнесла в дом свою энергию, но комнаты все еще хранят душу их первой хозяйки. Фотография Истмена всегда об этом незримом присутствии. Все его пространства очень человечны, воображение рисует людей, которых нет, но которые могли бы здесь быть.

«Я думаю присутствие возникает из-за ощущения, что кто-то вот-вот войдет или выйдет. Интерьеры, которые я выбираю для съемки и то, где именно я размещаю камеру, создают иллюзию театральной декорации, ощущение, что они обитаемы. Темная ткань над головой и тяжелый штатив создают неудобства, но все это замедляет меня, именно медлительность моего метода удерживает меня в настоящем моменте, перемещая камеру на доли дюйма, я могу изменить соотношение всех фигур в кадре, найти идеальную точку съемки, чтобы передать это чувство».

Вначале творческого пути фотография Истмена была абстрактной, но каждая новая работа рождала желание наполнить её большей повествовательностью.

«Моей первой фотографией был фрагмент старой, выброшенной на помойку картины, которую я нашел недалеко от моего дома в Сент-Луисе», - вспоминает фотограф.

Творчество присутствовало в его жизни с раннего детства (Истмен родился в Сент-Луисе в 1947 году). Несмотря на пятерых детей в семье, его родители всегда находили возможность для собственных увлечений – мать рисовала, отец – оптовый торговец, уделял много времени любительской фотографии. Истмен не сразу осознал, что фотография и есть его призвание. Окончив Висконсинский университет в Миссури, он какое-то время был совладельцем магазина, торговавшего брюками. В 1972 году будущий фотограф одолжил у друга старенький Nikon и напросился к нему в фотолабораторию.

«Я снимал всё, что попадалось мне на глаза, не мог остановиться».

Первая поездка на Кубу случилась спонтанно. Жена Истмена – Гейл, просматривала французские модные журналы и показала ему фотографии, которые были сделаны в интерьерах на Кубе.

«Они были потрясающими, мне показалось, что я смотрю на что-то полностью застывшее во времени и не изменившееся за последние пятьдесят лет. И я просто подумал: мне лучше добраться туда до того, как все лучшие кадры из этих мест будут сняты. И мы с Гейл тут же отправились туда».

Это было время без интернета, каждый интерьер, каждую локацию приходилось кропотливо искать и разведывать самому.

«Я взвалил на спину пятидесятикилограммовый рюкзак со штативом, держателем для пленки, прочим барахлом и просто отправился по городам».

География путешествий Истмена впечатляющая. Четыре поездки на Кубу, он исколесил практически всю Европу и добрался до Японии. Сам того не осознавая, фотограф своими снимками создал подлинный документ эпохи, ведь от многих, запечатленных им зданий и интерьеров, остались только миражи.

«Почти всё, что я фотографировал, изменилось. Недавно я разговаривал с молодым фотографом и сказал ему: "Знаешь, мы, фотографы, независимо от того, каковы наши намерения, мы прежде всего, историки". Возможно, через 10, 20, 50, 100 лет, кто-нибудь захочет взглянуть на эту фотографию не потому, что она сама произведение искусства, а из-за того, что она рассказывает о нашей истории».

По этой причине Истмен стремиться к максимальной достоверности своих работ.

«Однажды я осознал, что если вмешиваюсь, то мешаю повествованию. Как-то в Севилье мы с Гейл наткнулись на интерьер в стиле Ренессанс. Ошеломляюще красивый, где на столе 500-летней давности лежала пара клюшек для гольфа, и я передвинул их. По сей день жалею об этом. У меня часто спрашивают: кто ваш сценограф, кто создает это настроение? И я говорю: «Это жизнь. Это признание того, что за всем в комнате стоит символ, значение и история. Уходя с дороги, я позволяю зрителю увидеть то, что видел сам, почувствовать то, что чувствовал. Это коллективное сознание».

Его фотографии также выделяет уникальная цветовая палитра, неописуемые цвета, которые фотографу удается запечатлеть без каких-либо цифровых корректировок изображения.

«Это все из-за длительной выдержки. Иногда в самых темных помещениях выдержка составляет три-четыре минуты, а иногда, и дольше. Часто пленка не рассчитана на такую длительную экспозицию, так, что вы можете получить по-настоящему сумасшедшие цвета».

Больше всего фотографу нравится запечатлевать лестницы и дверные проемы.

«Лестница – это место, где архитектор становится скульптором, художником. Шанс создать трехмерное произведение искусства. Я влюблен в лестницы, потому что они могут быть красивыми, чувственными и таинственными».

Несмотря на свою 50-летнюю приверженность фотографии пространств, Майкл Истмен также снял поразительные серии, посвященные пейзажам, захватывающе красивый проект о лошадях. Сегодня его работы хранятся в Музее Метрополитен, Бостонском музее изящных искусств, Чикагском художественном институте, европейских и важных корпоративных коллекциях. Среди его книг – «Гавана» (2011 год), «Исчезающая Америка» (2008 год), «Лошади» (2003 год).

Больше информации и фото на сайте фотографа.

Автор: Инна Москальчук

Читать ещё ...
Нет доступных фотографий
Телеграм