Лизетта Модел: бескомпромиссные портреты

Фотограф-документалист Лизетта Модел своими честными, наполненными энергией, портретами создала своеобразную нишу в привычной для многих уличной фотографии. Она игнорировала правила съёмки, обрезала кадр максимально крупно, бесцеремонно «приближая» героев своих снимков. Модел фотографировала праздных аристократов в Ницце, слепых попрошаек на улицах Парижа, разбитных горожанок Нижнего Ист-Сайда, наслаждающихся жизнью купальщиков. Радость, печаль, пронзительное одиночество, в её портретах сосредоточена сама жизнь, её неприкрытость, искренность, жестокость и милосердие.

Лизетта Модел (Lisette Model) – полное имя Элиза Амели Фелиси Стерн родилась в богатом особняке царственной Вены. Отец был успешным итало-австрийским врачом еврейского происхождения, мать – католичка с юго-востока Франции. Лизетта получила достойное домашнее образование, девушка знала три языка, профессионально занималась игрой на фортепиано. Её педагогом был Арнольд Шенберг, благодаря которому она познакомилась с...

Фотограф-документалист Лизетта Модел своими честными, наполненными энергией, портретами создала своеобразную нишу в привычной для многих уличной фотографии. Она игнорировала правила съёмки, обрезала кадр максимально крупно, бесцеремонно «приближая» героев своих снимков. Модел фотографировала праздных аристократов в Ницце, слепых попрошаек на улицах Парижа, разбитных горожанок Нижнего Ист-Сайда, наслаждающихся жизнью купальщиков. Радость, печаль, пронзительное одиночество, в её портретах сосредоточена сама жизнь, её неприкрытость, искренность, жестокость и милосердие.

Лизетта Модел (Lisette Model) – полное имя Элиза Амели Фелиси Стерн родилась в богатом особняке царственной Вены. Отец был успешным итало-австрийским врачом еврейского происхождения, мать – католичка с юго-востока Франции. Лизетта получила достойное домашнее образование, девушка знала три языка, профессионально занималась игрой на фортепиано. Её педагогом был Арнольд Шенберг, благодаря которому она познакомилась с современным европейским искусством, подружилась со многими художниками-авангардистами, увлеклась творчеством Густава Климта.

О таких, как Лизетта, говорят «родилась с серебряной ложкой во рту», но девушка не чувствовала себя счастливой, о детстве, юности она вспоминала сдержано. Был конфликт с отцом, который стал причиной эмоционального надлома. Лизетта замкнулась в себе. Глубокая, честная, ей захотелось выразить свои мысли, чувства, с помощью искусства. Модел восхищалась силой экспрессионистов, в частности климтовской манерой «крупного плана», когда энергия изображения буквально вырывается за рамки холста.

Переехав в Париж в 1924 году, она продолжила заниматься музыкой, брала уроки пения, но вскоре перешла в живописный класс художника Андре Лота. Её «коллегами» по мольберту стали Анри Карте-Брессон, Георгий Гойниген-Гюне, которые в это время также проходили обучение у художника. Примечательно, что Андре Лот, сам того не ведая, воспитал целую плеяду знаковых фотографов, включая саму Лизетту Модел.

Интерес к фотографии у девушки пробудила сестра Ольга. Та хорошо управлялась с камерой, разбиралась в технических моментах. Лизетта купила свой первый фотоаппарат, фотоувеличитель и решила, что станет техником в фотолаборатории. Она передумала после нескольких уроков и ценных советов подруги Ольги – Роги Андре. Роги тогда была замужем за Андре Кертесом и сама увлекалась фотографией. «Фотографируй только то, что тебе интересно», - призывала она Лизетту. Роги научила девушку пользоваться её первой камерой Rolleiflex, заразила своим энтузиазмом.

Навещая летом 1934 года мать во Франции, Лизетта захватила фотоаппарат и отважилась снять одну из самых известных своих серий – «Ривьера». На этих снимках ленивые, надменные аристократы запечатлены во время отдыха на Английской набережной Ниццы. Выразительные фотографии тут же опубликовал коммунистический журнал Regards. Нью-йоркские газеты буквально вцепились в эти кадры, награждая их эпитетами «жадность» и «скука», рассуждая почему Франция пала.

Модел возмутило такое отношение. Позже, она скажет своим ученикам: «Я не была социальным критиком или философом-моралистом, описывающим упадок современной Европы. Я показала людей на Английской набережной в точности такими, какими они предстали передо мной. Видите, что происходит, когда вы выставляете свою работу на всеобщее обозрение? Забудьте о том, что последнее слово будет за вами».

Но громкий резонанс не испугал Модел. Обручившись с парижским художником-конструктивистом, она перебралась в США, поскольку оба супруга были евреями и в предвоенной Европе находится было небезопасно. В США Модел влюбилась в ритм и энергию большого города. С фотоаппаратом наперевес она в одиночку забиралась в самые небезопасные районы, исследовала весь Нижний Ист-Сайд, её влекло на Кони-Айленд. Ей нравились эксцентричность, гротескность местных жителей, их естественность, любовь к жизни. Она не была форматным фотографом. Первой работой Модел для Harper's Bazaar стал снимок крупной женщины купальщицы, которая положив руку на бедро с большим удовольствием позирует, словно дива. В её фигуре столько жизни, любви к себе, эта фотография поразительно современна, хотя снята в 1940-м году. Модел не стремилась унизить человека, ей хотелось показать, что в многообразии жизни её подлинность и богатство.

Какое-то время Лизетта Модел активно сотрудничала с журналами, была участником Нью-Йоркской фотолиги. В 1941 году состоялась её первая выставка, инициированная Лигой. Карьеру фотографа затормозило обвинение ФБР в сотрудничестве с коммунистической партией. Якобы через свои саркастические снимки Модел высмеивает американское общество. Чтобы остаться в фотографии ей пришлось сосредоточиться на преподавании. Студенты вспоминают с каким вдохновением она преподавала фотоискусство. Среди её учеников была Диана Арбус, которая близко дружила с Модел всю жизнь. Именно свойственная снимкам Модел дерзость помогли Арбус открыть в себе смелость снимать то, к чему её на самом деле влекло. Так в кадре Арбус возникли цирковые уродцы, странные отчужденные люди, фантасмагория человеческого общества. Модел научила Арбус не подвергать свои снимки самоцензуре, снимать то, что по-настоящему влечёт, выпускать наружу тайные миры.

Лизетта Модел преподавала до самой своей смерти в 82 года. Буквально за несколько дней до кончины она давала урок студентам. После ухода в её доме были найдены сотни негативов, которые она оставила ненапечатанными. В последние годы жизни фотограф продолжала снимать. Среди непроявленных работ - серия о хиппи из Сан-Франциско, фотографии стариков в доме престарелых, портреты её мужа. При изучении негативов исследователи её творчества лишь утвердились в том, что многие герои были запечатлены Модел в полный рост, но фотограф нещадно кадрировала свои снимки, фокусируя всё внимание на фигуре человека. Фирменность, нерв её портретов зашкаливает и по сей день, они говорят нам о том, что жизнь несовершенна и этим прекрасна, что летопись в лицах – самое честное свидетельство человеческого бытия.

Автор: Инна Москальчук

Читать ещё ...
Ист-Сайд, 1945 год. Фотограф Лизетта Модел
Ист-Сайд, 1944 год. Фотограф Лизетта Модел
Женщина читает, 1943 год. Фотограф Лизетта Модел
Мужчина, спящий на скамейке, Франция, примерно 1933 год. Фотограф Лизетта Модел
Дилан Томас, примерно 1953 год. Фотограф Лизетта Модел
Анастасия, цыганская королева, 1945 год. Фотограф Лизетта Модел
Английская набережная, Ницца, примерно 1933 год. Фотограф Лизетта Модел
Валеска Герт, 1940 год. Фотограф Лизетта Модел
Венесуэла, 1954 год. Фотограф Лизетта Модел
Ночной клуб Nick's, Нью-Йорк, примерно 1940 год. Фотограф Лизетта Модел
Мальчик держит на руках ребёнка, примерно 1933 год. Фотограф Лизетта Модел
Рынок, Ницца, примерно 1933 год. Фотограф Лизетта Модел
Фотограф Лизетта Модел
Фотограф Лизетта Модел
Фотограф Лизетта Модел
Фотограф Лизетта Модел
Фотограф Лизетта Модел
Фотограф Лизетта Модел
Нет доступных фотографий