Драма тела и дерзкая откровенность в фотодневнике бывшей модели

Драма тела и дерзкая откровенность в фотодневнике бывшей модели

Фотографии Лины Шейниус по своей природе близки к вуайеризму картин Франсуа Озона. Подглядывание за интимной жизнью, возвышенность простых бытовых сцен, сексуальная свобода, естественность тела, изысканная кинематографичность, смелость, отсутствие рамок, острота восприятия. Девушка с десяти лет ведёт дневник, своё тело и чувства она превратила в глубокое эмоциональное исследование. Откровенный рассказ Лины о закулисье высокой моды помог многим, кто грезил модельной карьерой, снять розовые очки.

В художественном фильме «Фото за час» странный проявщик плёнки, которого играет Робин Уильямс, в одном из эпизодов размышляет в слух:

«Большинство людей не снимают повседневную жизнь. Использованный бинт, парня на заправке, осу в улье, банку из-под напитка, дым из трубы. А ведь это и есть то, что окружает нас и является правдой нашей жизни. Но люди никогда не снимают эти вещи».

В снимках Лины Шейниус – фотографа из Швеции, простая жизнь показана как художественный акт. Метафизика...

Фотографии Лины Шейниус по своей природе близки к вуайеризму картин Франсуа Озона. Подглядывание за интимной жизнью, возвышенность простых бытовых сцен, сексуальная свобода, естественность тела, изысканная кинематографичность, смелость, отсутствие рамок, острота восприятия. Девушка с десяти лет ведёт дневник, своё тело и чувства она превратила в глубокое эмоциональное исследование. Откровенный рассказ Лины о закулисье высокой моды помог многим, кто грезил модельной карьерой, снять розовые очки.

В художественном фильме «Фото за час» странный проявщик плёнки, которого играет Робин Уильямс, в одном из эпизодов размышляет в слух:

«Большинство людей не снимают повседневную жизнь. Использованный бинт, парня на заправке, осу в улье, банку из-под напитка, дым из трубы. А ведь это и есть то, что окружает нас и является правдой нашей жизни. Но люди никогда не снимают эти вещи».

В снимках Лины Шейниус – фотографа из Швеции, простая жизнь показана как художественный акт. Метафизика обыденности: волдырь на пятке, надкушенная слива, капелька слюны на пальце, использованный презерватив, луч света на скомканных простынях, момент рождения, букет полевых цветов на постели умирающего, растёкшаяся от слёз тушь, страстный поцелуй, откровенные ласки, секс, кровоточащая рана. Её фотографии и есть та самая правда жизни, их буквально можно почувствовать. Иной взгляд на привычные предметы – словно дверь в параллельное измерение, в котором они, не утратив своей сути, превращаются в поэтические образы и символы.

В шестнадцать лет Лина честно пишет в своём дневнике:

«Когда я смотрю на себя в зеркало, мне кажется, что в моей внешности что-то есть. Но я худая, бледная, застенчивая и неуклюжая, и у меня нет сисек. Мне отчаянно нужно, чтобы кто-то сказа мне, что я красива».

Приободрённая одноклассницей девушка отправляет несколько своих фотографий в модельное агентство. Её приглашают на собеседование, проводят профессиональную съёмку и Лина, не веря своему счастью, летит в Милан.

Начинаются испытания, о которых девушку никто не предупреждал. Ей постоянно измеряют бёдра. Двух красивых шведок, с которыми она прилетела в Италию и уже успела подружиться, отправляют домой. Их бёдра оказались слишком широкими. На кухне модельной квартиры Лина находит пачки слабительного, обезжиренные йогурты, другие лекарства, которые помогают девушкам худеть. От кастинга к кастингу, неделями не получая работы, на грани полного отчаяния. Каждый кастинг может стать для такой девушки лотерейным билетом, но выигрывают единицы.

«В Японии мне дали подписать контракт, в котором я должна была пообещать, что мои бёдра не станут больше, чем на один сантиметр. Они измеряют меня каждую неделю. Я мечтаю быть такой худой, чтобы люди думали, что я больна. В моей голове «выглядеть здоровым», значит – выглядеть толстым. Рядом со мной девушки-модели, которые напиваются горячей водой и диетической колой, чтобы не чувствовать голода. Ни один взрослый из индустрии не говорит со мной о здоровом питании. Здесь нет личного тренера и диетолога. Девочки делают то, что, по их мнению, может сработать».

Лина откровенно рассказывает о своих неудачах и успехах. О булимии, о том, как в эмоциональном припадке съедала пачку шоколадных конфет, а после возвращала всё в унитаз, вставив два пальца в рот. У неё начало болеть горло от постоянного раздражения. Во Франции, одинокая и потерянная она впервые за много лет взяла в руки фотоаппарат и сделала несколько кадров. Снимать Лина любила всегда. Первый фотоаппарат ей подарил отец, а в школе она закончила курс по фотографии. Так, помимо бумажного дневника, начался её фотодневник – попытка заново обрести себя, принять и полюбить своё тело.

«Я устала от мира гламура. Мне захотелось честности. Я достала свою собственную камеру и начала снимать себя обнажённой в зеркале. Я фотографировала мой недостаточно плоский живот и недостаточно большие сиськи. Снимала себя над унитазом, блюющую и плачущую от всего этого беспокойства. Зная свои лучшие, самые выгодные ракурсы, в этот раз мне хотелось сфотографировать что-то более подлинное, чем работы, в создании которых я принимала участие. Я хотела запечатлеть уродство и показать, что и в нём можно разглядеть красоту».

В какой-то момент Лина прекращает карьеру модели. Она просит удалить её портфолио с сайта для потенциальных заказчиков. Девушка мирится со своим парнем и переезжает в Лондон. В Лондоне она продолжает снимать свой фотодневник.

«Это был 2006 год, я наткнулась на Flickr через чьи-то фотографии на Myspace. Осмелилась и загрузила несколько изображений. У меня быстро появилось много поклонников, откликов и последователей моей работы. Я делала снимки, публиковала их, распечатывала и прикалывала на стену. Честно говоря, не думала, что кроме меня и моих друзей, кто-то ещё всерьез заинтересуется моей работой. Но после того, как я стала довольно известна на Flickr, меня нашёл фотоагент и я начала снимать для модных журналов и брендов».

Фотографии Лины отличались от работ коллег. Она была категорически против присутствия стилистов на съёмках и позволяла модели быть максимально естественной. В 2014 году девушка разочаровалась в своих работах и прекратила сотрудничество с брендами.

«Я почувствовала, что мои снимки стали больше походить на чью-либо модную фотографию и это действительно удручало».

Но Лина не прекратила снимать. К привычным дневниковым фотографиям она добавила атмосферный репортаж с любимого острова Ингмара Бергмана – Форё, на котором режиссёр жил и работал, снимал свои фильмы. В фотопроекте «Марина» Лина попыталась показать, что с возрастом тело по-прежнему наполнено жизнью и по-своему прекрасно.

«Думаю, что старение было бы менее страшным, если бы мы видели больше изображений пожилых женщин, празднующих себя. Если бы все эти молодые фотографы продолжали делиться автопортретами с возрастом. Я думаю, это так важно и может оказать такое влияние... Я намерена продолжать фотографировать себя и продолжать делиться».

Свои снимки Лина собирает сериями и издаёт в виде книг. Вышло одиннадцать книг, каждая из которых – отдельная глава жизни. Выставки интимных кадров фотодневника девушки проходят по всему миру. Сейчас она может полностью погрузиться в творчество и заниматься собственными фотопроектами.

«Мои друзья не могли понять, почему я отказалась от большой карьеры в области моды, и куда я направляюсь. Но теперь, когда я устраиваю выставки, которыми горжусь, вижу большое внимание к моим книгам, понимаю, что это решение было верным. Иногда просто нужно продолжить свой собственный путь и надеяться на лучшее».

Автор: Инна Москальчук

 

Ещё
Нет доступных фотографий
Телеграм