Ленинградский фотоандеграунд: петербургская «достоевщина» и щемящее чувствование мира

Пока официальная фотография эксплуатировала образ помпезного и лирического города, андеграундная не сковывала себя идеологической избирательностью и подмечала жизнь в её «непричёсанности», сумрачные подворотни, убелённые первым снегом крыши, истинную «достоевщину».

У ленинградского фотоандерграунда есть своя судьбоносная календарная координата – 26 октября 1974 года. В тот день поэт Константин Кузьминский распахнул свою квартиру, приняв первую выставку неофициальной фотографии в Ленинграде.

Каждый фотограф ленинградского андеграунда разрабатывал авторский стиль, даже если речь шла о таких традиционных жанрах, как городской пейзаж, портрет или натюрморт. Сергея Подгоркова увлекла социальная документалистика. Начиная с 1970-х, он снимал скверы, вывески, курящих школьников, интерьеры и подворотни магазинов, городских юродивых, пивные ларьки и бесконечные очереди. Свои неидеологические сюжеты Подгорков преподносил без тени порицания. Просто как есть.

Неповторимый образ города...

Пока официальная фотография эксплуатировала образ помпезного и лирического города, андеграундная не сковывала себя идеологической избирательностью и подмечала жизнь в её «непричёсанности», сумрачные подворотни, убелённые первым снегом крыши, истинную «достоевщину».

У ленинградского фотоандерграунда есть своя судьбоносная календарная координата – 26 октября 1974 года. В тот день поэт Константин Кузьминский распахнул свою квартиру, приняв первую выставку неофициальной фотографии в Ленинграде.

Каждый фотограф ленинградского андеграунда разрабатывал авторский стиль, даже если речь шла о таких традиционных жанрах, как городской пейзаж, портрет или натюрморт. Сергея Подгоркова увлекла социальная документалистика. Начиная с 1970-х, он снимал скверы, вывески, курящих школьников, интерьеры и подворотни магазинов, городских юродивых, пивные ларьки и бесконечные очереди. Свои неидеологические сюжеты Подгорков преподносил без тени порицания. Просто как есть.

Неповторимый образ города создал и гениальный Александр Китаев. «Петербург для меня вне времени, – говорит фотограф. – И я стараюсь передать неизменную духовную сердцевину этого города как Личности. Она противоречива, эта Личность». Непарадность и убогость города снимал Борис Кудряков. В его снимках дома с облупленной штукатуркой, грязные дворы, разбитые тротуары, граждане с озабоченными лицами – истинная ленинградская «достоевщина».

Борис Смелов, Александр Китаев и Леонид Богданов прослыли наиболее яркими представителями классического направления. Смелов полагал, что его работы были бы беднее без его любви к философии Достоевского, живописи Ван Гога и музыке Моцарта. «Я считаю себя представителем эмоциональной, интуитивной фотографии и, снимая, больше доверяю своим чувствам, чем предварительным замыслам. Но вместе с тем, не сочтите это за мистику, многие фотографии мне снились, и потом, порой спустя годы, я вдруг видел их воочию. И счастье, если в такие моменты камера и плёнка были со мной». В перестроечное и постсоветское время его традиции нашли продолжение в работах следующего поколения фотографов, среди которых Мария Снегиревская.

Порой город обретает призрачные очертания, как «Исаакиевский собор» Станислава Чабуткина, «Рыбак» Бориса Смелова или «На Сенатской площади» Александра Китаева. Сцены кажутся почти мистическими, а границы реальности размытыми. Но чаще всего кадры исполнены в контрастных чёрно-белых тонах, с пронизывающим город сумраком и щемящим чувствованием мира.

Читать ещё ...
Петербургское дворянство, 1992. Фотограф Мария Снигиревская
Петроградская сторона. Фотограф Сергей Подгорков
Пара из 90-х. Фотограф Сергей Подгорков
Очередь за пивом, Ленинград. Фотограф Сергей Подгорков
Окно, Ленинград, 1980-е. Фотограф Борис Смелов
Облака, Ленинград, 1980-е. Фотограф Борис Смелов
Никса, 1993. Фотограф Мария Снигиревская
Обезьянка, Ленинград, 1982. Фотограф Борис Смелов
Натюрморт с бутылкой, 1992. Фотограф Мария Снигиревская
Натюрморт с ландышем, 1997. Фотограф Мария Снигиревская
На ступенях, Ленинград, 1987. Фотограф Александр Китаев
Нарвские ворота, 1995. Фотограф Александр Китаев
Ленинград, 1988. Фотограф Александр Китаев
Летний сад. Фотограф Сергей Подгорков
Ленинград, 1980‑е. Фотограф Сергей Королев
Ленинград, 1976. Фотограф Леонид Богданов
Ленинград, 1970-е годы. Фотограф Леонид Богданов
Ленинград, 1970-е. Фотограф Сергей Подгорков
Кошка на окне, 1997. Фотограф Мария Снигиревская
Ленин на Петроградской стороне, 1990-е. Фотограф Сергей Подгорков
Котёнок, Ленинград, 1988. Фотограф Александр Китаев
Колонны, Ленинград, 1976. Фотограф Леонид Богданов
Колонны, 1988. Фотограф Александр Китаев
Из серии Счастливое детство, 1991. Фотограф Мария Снигиревская
Из серии Счастливое детство, 1993. Фотограф Мария Снигиревская
Задворки рыбного магазина на Петроградской стороне, Ленинград. Фотограф Сергей Подгорков
Игра, 1979. Фотограф Леонид Богданов
Дома, 1983. Фотограф Сергей Подгорков
До станции метро Василеостровская, 1993. Фотограф Мария Снигиревская
Девочка, 1993. Фотограф Мария Снигиревская
Нет доступных фотографий