Человек-противоречие, человек-бренд, человек-загадка, человек-провокатор, человек-легенда. О Квентине Тарантино можно говорить долго, и даже при этом не очень часто повторяться с другими. И он делает всё, чтобы о нём говорили и спорили. Пожалуй, мало кого из современных режиссёров воспринимают настолько полярно. Одни его боготворят и превозносят, называют Гением и Пророком, годами ждут новых фильмов и месяцами обсуждают каждый новый кадр со съёмок, который появился в Сети. Другие же люто ненавидят режиссёра-самоучку, с отвращением отзываются о его творчестве, именуют его расистом и настоящим порождением Зла (даже иногда бесславным ублюдком), и призывают бойкотировать его фильмы.
Откуда такая ярко выраженная реакция? Почему такое внимание к отдельно взятой творческой личности? Ведь они все немного от лукавого. Да и мало ли кровавых фильмов ежедневно выходит на экраны, в которых отрезают лапки маленьким утятам. Почему именно словосочетание «фильм Квентина Тарантино» провоцирует крестное знамение у набожной домохозяйки? Вряд ли дело в том, что этот человек сознательно подогревает вокруг себя шумиху, постоянно провоцирует публику. Кто из голливудских звёзд этого не делает?
Рискнём предположить, что причина такой полярной реакции в том, что люди искренне веруют в то, что Слово Тарантино не просто может быть услышано, но и возымеет действие. А так как его считают в первую очередь певцом насилия, то в последствиях этого Слова и призыва сомнений не возникает.
Но всё ли так прямолинейно и однозначно в творчестве Тарантино? Призыв ли это к насилию и жестокости? Или же это своеобразная попытка прорвать полотно реальности? Давайте рассмотрим его фильмографию поближе. Но сначала попытаемся выделить несколько общих моментов, характерных для творчества Квентина Тарантино.
- Он снимает редко, но метко. За более 30 лет режиссёрской карьеры Тарантино снял две короткометражки (в самом начале творческого пути), 9 полнометражных фильмов (если считать «Убить Билла» как два отдельных фильма), три новеллы и несколько серий в сериалах.
- Он написал сценарий ко всем своим фильмам и новеллам. Более того, именно в качестве сценариста он дважды становился лауреатом «Оскара»: за фильм «Джанго освобождённый» (2013) и «Криминальное чтиво» (1995). Также перу Тарантино принадлежат сценарии к таким культовым фильмам 90-х, как «Настоящая любовь» (режиссёр Тони Скотт), «От заката до рассвета» (Роберт Родригес) и даже канва сценария «Прирождённые убийцы» (Оливер Стоун).
- На счету Тарантино около 30 актёрских работ. Есть среди них и очень интересные, например, Ричард Гекко в «От заката до рассвета», Пирито в «Сукияки Вестерн Джанго», рассказчик анекдота в «Отчаянном». Но интереснее всего актёрское мастерство Квентина Тарантино проявляется в эпизодических ролях, сыгранных в собственных фильмах. Мистер Коричневый в «Бешенных псах», Джимми в «Криминальном чтиве», Честер в «Четырёх комнатах».
- Тарантино обожает наполнять свои фильмы диалогами. Иногда глубокими, иногда абсурдными, иногда смешными. При этом предпочитает крупные или средние планы, нередко сфокусированные не на говорящем, а на слушателе.
- Квентин Тарантино – настоящий киноман. Поэтому его фильмы переполнены аллюзиями и прямыми цитатами из фильмов его отрочества (60-70-е годы). Практически во всех его работах чувствуется влияние популярных в те годы жанров: спагетти-вестернов и фильмах о боевых искусствах.
- Тарантино собрал вокруг себя команду любимых актёров, которые участвуют во многих его фильмах: Сэмюэл Л. Джексон, Майкл Мэдсен, Ума Турман, Тим Рот, Харви Кейтель, Кристоф Вальц.
- И, конечно же, в фильмах Квентина Тарантино много сцен насилия и убийств. Иногда при этом действие происходит как бы за кадром, а иногда снято с таким обилием красного сиропа, что становится скорее смешно, чем отталкивающе.
Так что ж проповедует своим творчеством Квентин Тарантино, какое Слово он несёт? Неужели это прямой призыв к конкретному действию? Или же наоборот – раскрытие пороков? Пофантазируем на эту тему. В христианстве существует такое понятие как коренные грехи (или главные), которые определяют пороки, лежащие в основе других грехов. В общей трактовке они звучат так: гордыня (тщеславие), алчность, зависть, гнев, похоть, чревоугодие, лень (уныние).
Конечно же, все они нашли своё отражение в фильмах Тарантино, а иногда даже и все в одном фильме, учитывая количество персонажей и сюжетных линий. Квентин не снимает кино о хороших парнях. Он снимает о плохих парнях и ещё больших грешниках, на фоне которых первые иногда могут показаться и святошами.
Так кто же этот Квентин Тарантино? Певец насилия, пророк, призывающий к разрушению? Или же это творец, произведения которого могут стать зеркалом, отображающим грехи человечества? Как часто он сам говорит: «Решать зрителю». Мы же просто, обращаясь к фильмографии, попробуем предположить, какие из грехов нашли своё отображение наиболее ярко.