Илья Штуца: фотография, которую хочется разгадывать

Илья Штуца: фотография, которую хочется разгадывать

Работы фотографа Ильи Штуцы – это игра с реальностью. Детали кадра внезапно складываются в яркую метафору. Его творчество – попытка взглянуть на мир по-новому. Илья исследует понятие «уличной фотографии», показывает глубину и сложность этого жанра.

Писать о фотографе-современнике непросто. Очевидно, что человек находится в процессе обретения своего собственного голоса. Иллюзия думать, что великие мастера останавливаются на достигнутом, когда приходит успех. О том самом «собственном голосе», который так важен для фотографа, Илья Штуца говорит: «Важно никогда не останавливаться, никогда не думать, что вы нашли его на всю оставшуюся жизнь. Художник всегда должен жаждать чего-то нового». Мотив этого нового, момент удивления, которое окружающий мир дарит фотографу – в этом и заключается его игра с реальностью.

Илья верит, что у каждого места есть свой дух. Ему близко представление из древнекитайской философии о том, что существует дух горы, дух источника, дух всего, на что обращён...

Работы фотографа Ильи Штуцы – это игра с реальностью. Детали кадра внезапно складываются в яркую метафору. Его творчество – попытка взглянуть на мир по-новому. Илья исследует понятие «уличной фотографии», показывает глубину и сложность этого жанра.

Писать о фотографе-современнике непросто. Очевидно, что человек находится в процессе обретения своего собственного голоса. Иллюзия думать, что великие мастера останавливаются на достигнутом, когда приходит успех. О том самом «собственном голосе», который так важен для фотографа, Илья Штуца говорит: «Важно никогда не останавливаться, никогда не думать, что вы нашли его на всю оставшуюся жизнь. Художник всегда должен жаждать чего-то нового». Мотив этого нового, момент удивления, которое окружающий мир дарит фотографу – в этом и заключается его игра с реальностью.

Илья верит, что у каждого места есть свой дух. Ему близко представление из древнекитайской философии о том, что существует дух горы, дух источника, дух всего, на что обращён твой взгляд. С этим неосязаемым духом он старается вступить в контакт, почувствовать его во время съёмки.
«Привет! Вот он я, давай поиграем. Покажи, что у тебя есть интересного», — обращается фотограф к миру. Много лет проживая в Петербурге, сам удивляется, что можно выйти на Невский проспект, по которому хожено бесчисленное количество раз, предложить ему «поиграть» и чудесным образом получить отклик.

Илья не даёт названия своим фотографиям, лишь иногда указывает место, дату съёмки. Также не объясняет, что именно происходит в кадре. Считает, в фотографии должна быть некая недосказанность, она должна быть открыта любым возможным интерпретациям. Название же направляет внимание по определённому руслу. Каждый должен видеть в снимке что-то своё.

Воспринимая мир на тонком, метафизическом уровне, фотограф стремится, чтобы в его снимках присутствовала та самая алхимия. Ему не нравится слово магия. Древние алхимики искали свой философский камень в грязи под ногами, искали высокие вещи в самых низких субстратах. Штуце близка эта аналогия. Если ты серьезно практикуешь уличную фотографию – будешь искать красоту в повседневном, а не охотиться за необычными событиями.

Часто в своих интервью он говорит о том, что суть настоящей уличной фотографии лучше всего отражает фраза из русской народной сказки: «Пойди туда – не знаю куда, принеси то, не знаю что». Хорошая фотография в его понимании – это всегда подарок, просветление, в ней обязательно есть жизнь и это чувствуется.

Штуце, как и многим известным фотографам, не нравится само определение «уличная фотография». Об этом говорит классик фотографии Борис Савельев. Не считают себя уличными фотографами Григорий Пинхасов, Гарри Груйер, Джоэл Мейеровиц. Для мастеров это своего рода рамки, способ навесить ярлык. Большинство из них разделяет фотографию лишь на хорошую и плохую. Вот и все различия. Пытаясь докопаться до сути, Илья определяет, так называемую, «уличную фотографию», как живую, непостановочную, в которой произошло некое взаимодействие сознания фотографа с окружающим миром.

«Чем более интересные фотографии я делаю, тем более развиваюсь как личность», — говорит он. - Наивно полагать, что занятие фотографией помогает нам лучше исследовать окружающий мир. Ни один документалист не снимает объективную реальность. Между нами и миром всегда есть барьер в виде наших представлений о нём. Снимая, мы исследуем собственную картину реальности. Перефразируя высказывание Роберта Капы: «если у вас недостаточно хорошие фотографии, значит, вы недостаточно близко к самому себе».

Получается, чтобы лучше понять, «разгадать» работы того или иного фотографа, нужно больше знать о его личности. Илья пишет стихи, играет на флейте, рисует. Он считает, поэзия и уличная фотография очень близки. Но всё же сравнивать их не правильно, ведь один вид искусства не может быть равен другому. Для объяснения той самой «поэтичности» фото он приводит цитату Григория Пинхасова:

«Поэзия там, где есть метафора. Её невозможно задумать заранее, она сплетается на ходу, улавливая рифму. Смысловую, цветовую, графическую. Как бы фотографии ни были абстрактны, в них всегда есть подсказка реального содержания».

Эту «подсказку» интересно искать и находить в фотографиях Штуцы. Вот пожилая женщина в красной шапке готовится перейти дорогу. С первого взгляда обычная женщина, городской сюжет, мимо которого легко пройти, не обратив внимания. Только приглядевшись к фото, замечаешь в руках у женщины два пакета – один зелёного, другой жёлтого цвета. Улыбаешься. Ведь хорошая фотография – это ещё и остроумие. Заметить неочевидное, показать это зрителю. На другом фото стайка девочек в одинаковых фиолетовых платьицах на прогулке в парке. Взгляд привычно ищет в чём тут «подвох». Спустя мгновение замечаешь такие же лиловые цветы боярышника на переднем плане. Случается та самая алхимия. Фотография «говорит» с тобой метафорой, сплетает между собой рифмы образов. Подобное не подстроишь, не срежиссируешь. Во всем искусственном сразу чувствуется нарочитость. Она убивает момент удивления, новизны, загадки.

«Должна быть тайна, какая-то составляющая, которую невозможно объяснить. Если надо объяснять, то не надо объяснять».

Штуца увлекательно рассуждает о «пути фотографа» в своей книге «Ученик создателя сновидений» (в 2019 его книга о поиске цвета победила в Trieste Photo Days Book Award и была издана в Италии), аккаунтах в соцсетях, группе авторского курса по уличной фотографии. Он советует начинающим фотографам всегда носить с собой камеру. Не в рюкзаке, не в кофре, потому что если видишь картинку и начинаешь доставать камеру из рюкзака – можешь быть уверен, что не успеешь. Не лениться, много снимать и с такой же энергией относиться безжалостно к своим фотографиям. Есть один хороший приём оценки собственного творчества, о котором говорят многие мастера. Если ты помещаешь свое фото рядом с фотографиями, которые тебя по-настоящему восхищают, и снимок по-прежнему нравится – у него есть право на жизнь.

Для фотографа важно быть в контексте того, что происходит в фотографической среде. Он должен видеть работы других фотографов, чтобы избежать клише. Снимки, которые хоть в малейшей степени вызывают чувство дежавю (когда кажется, что ты подобное уже где-то видел) лучше никому не показывать. Приём, повторённый несколько раз – это уже штамп, это не интересно.

Не стоит чрезмерно зацикливаться на оборудовании. Важно знать возможности своей камеры и не бояться экспериментировать. Какое-то время Илья снимал на смартфон, до момента, когда у него появилась первая зеркальная камера. Фотографировал на обычную «мыльницу». В этом деле важна одержимость, азарт, который найдёт способ воплотить задуманное.

На своём авторском курсе уличной фотографии Илья делится личным профессиональным опытом, также базой знаний, которую приобрёл, на годичном международном мастер-классе лучших мастеров современной уличной фотографии, организованном в 2010 году лондонским издательством Harper and Hudson. Благодаря проекту сложилось сообщество практикующих фотографов, которое в дальнейшем переросло в международное объединение Observe Сollective (Илья Штуца входит в состав коллектива).

Илья – финалист и победитель многих международных конкурсов (International Street Photography Award 2012-13, Miamy Street Photography Festival 2013 и других). Его работы выставляются в России, Польше, Германии, Швеции, Великобритании, США. Снимки находятся в частных коллекциях. 

Фотограф родился в Благовещенке Амурской области в 1972 году, жил в Хабаровске, Владивостоке, сейчас проживает в Петербурге. Серьезно фотографией занялся в 37 лет, до этого были попытки снимать в юном возрасте. Стимулом заняться фотографией послужила статься об английской уличной фотографии в журнале Digital Photo. После переезда в Петербург Штуца прошёл обучение у фотографа Андрея Чепакина, учился в школе «ЦЕХ» под руководством Сергея Максимишина.

Автор: Инна Москальчук

 

Ещё
Нет доступных фотографий
Телеграм