Франц Хубманн: чисто венская фотография городских улиц и артистического кафе 1950-70-х

Франц Хубманн: чисто венская фотография городских улиц и артистического кафе 1950-70-х

В Австрии Франца Хубманна считают одним из величайших художественных документалистов своего времени, проложившим фотографический след в культурной и социальной истории страны. Критики называют Хубманна «австрийским Картье-Брессоном» и вместе с тем отмечают его исключительную способность запечатлевать в фотографических историях «чисто австрийское» и «чисто венское».

Франц Хубманн (Franz Hubmann) родился в Эбрайхсдорфе, Нижняя Австрия, в 1914 году. По первой профессии работал техником по текстилю на шляпной фабрике. Превратить фотографическое хобби в основное занятие решился после Второй мировой войны. Для этого 32-летний семьянин Хубманн заступил на трёхлетнее обучение в институт графики в Вене. А в 1954 году стоял у истоков одного из ключевых культурных немецкоязычных изданий – «Магнум – журнал о современной жизни» (Magnum – die Zeitschrift für das moderne Leben) – и пробыл его главным фотографом до самого закрытия в 1964 году.

Прорывом для фотожурналиста стала серия фотографий...

В Австрии Франца Хубманна считают одним из величайших художественных документалистов своего времени, проложившим фотографический след в культурной и социальной истории страны. Критики называют Хубманна «австрийским Картье-Брессоном» и вместе с тем отмечают его исключительную способность запечатлевать в фотографических историях «чисто австрийское» и «чисто венское».

Франц Хубманн (Franz Hubmann) родился в Эбрайхсдорфе, Нижняя Австрия, в 1914 году. По первой профессии работал техником по текстилю на шляпной фабрике. Превратить фотографическое хобби в основное занятие решился после Второй мировой войны. Для этого 32-летний семьянин Хубманн заступил на трёхлетнее обучение в институт графики в Вене. А в 1954 году стоял у истоков одного из ключевых культурных немецкоязычных изданий – «Магнум – журнал о современной жизни» (Magnum – die Zeitschrift für das moderne Leben) – и пробыл его главным фотографом до самого закрытия в 1964 году.

Прорывом для фотожурналиста стала серия фотографий из артистического кафе «Гавелка». Удобное расположение в центре города и мирная атмосфера превратили заведение в привлекательную среду как для местных жителей, так и для творческого света. В кофейне собирались писатели, художники, дирижёры, интеллектуалы, музыканты, актёры, поэты и скульпторы. На протяжении 1950–70-х кафе «Гавелка» ассоциировалось исключительно со всей свежестью и энергичностью венской художественной сцены. Здесь Хубманн фотографировал гениев в моменты открытости, задумчивости и задушевных бесед.

С таким же интересом он документировал повседневную жизнь улиц. Сочетание чуткой близости и объективной дистанции, терпеливого наблюдения и молниеносной реакции – характерные для Хубманна качества, что помогали ему ловить, возможно, лишь на мгновение проявленную неподдельность эмоций. Он всегда снимал с позиции ненавязчивости. Стоя за камерой, не дирижировал и не направлял, а, кажется, синхронизировал своё присутствие с дыханием момента и чувством персонажа. В его фигуре единственное невысказанное желание: чтобы человек показал себя таким, какой он есть на самом деле.

Ни одна документальная работа по политической, социальной и культурной истории послевоенной Австрии не обходится без фотографий из архива Хубманна. За прошедшие десятилетия его снимки публиковались в около 80 книгах. Среди его многочисленных наград Большой золотой почётный знак со звездой «За заслуги перед Австрийской Республикой», врученный в 2004 году, за три года до смерти фотографа.

К 100-летию со дня рождения Хубманна работы автора показали в галереях Вены и Зальцбурга на выставках под названием «Франц Хубманн. Звуки Вены». Звуки от его фотографии, может, и не доносятся, зато кипучесть творческой энергии и характерные образы австрийской столицы середины прошлого века почти осязаемы.

Ещё
Нет доступных фотографий
Телеграм