Франтишек Досталь: летние люди и пражские уличные сюжеты от легендарного фотолюбителя

Франтишек Досталь: летние люди и пражские уличные сюжеты от легендарного фотолюбителя

Франтишек Досталь позиционирует себя как фотограф-любитель, при этом выпустил более двадцати книг, несметно публиковался в газетах и журналах, участвовал в выставках от Японии до Америки и восхитил своими снимками Эллиотта Эрвитта.

Франтишек Досталь (František Dostál) – один из самых плодовитых чешских фотографов. Родился в 1938 году в Праге. Изучал машиностроение и почти до пенсии проработал конструктором. Как рассказывает Досталь, фотохимию и фотографический процесс осваивал, когда контролировал качество сварных соединений через промышленный рентгеновский аппарат. На посадке деревьев в Йизерских горах заработал деньги на первую камеру Etareta. В тот период он ещё активно занимался спортом и даже стал чемпионом страны по прыжкам в высоту, поэтому времени на фотосъёмку не хватало. Из-за проблем со здоровьем пришлось покинуть спорт и всё поменялось.

Река Сазава – место, где собирались для отдыха рабочие и профессора, все пили пиво, плескались в воде и загорали. Здесь проводил свои выходные и Досталь. Ему, 27-летнему юноше, казалось совершенно естественным фотографировать свой досуг и окружающих. Никакой задумки о фотопроекте не было. Просто приезжал и снимал на протяжении 1968–1990-х. Тогда Досталь не подозревал, что эти снимки могут возыметь какую-либо ценность. Но из них образовался его самый известный фотоцикл – «Летние люди». Автор сожалеет лишь о том, что многие фотографии раздал, а негативы не сохранил.

В начале 1970-х годов, когда не было возможности выехать за границу, Франтишек Досталь стал отправлять свои фотографии на зарубежные конкурсы и выставки по почте. Обратно ему приходили каталоги с этих выставок. За все годы таких мероприятий было около 1500. Его фотографии экспонировались по всему миру. Так фотограф налаживал контакт с большим внешним миром. Иногда ему везло, и организаторы в ответ на просьбу присылали нечто особенное, например, книгу Эллиотта Эрвитта, которая не водилась в Чехии. В свою очередь Эрвитт в 1989 году выразил своё восхищение...

Франтишек Досталь позиционирует себя как фотограф-любитель, при этом выпустил более двадцати книг, несметно публиковался в газетах и журналах, участвовал в выставках от Японии до Америки и восхитил своими снимками Эллиотта Эрвитта.

Франтишек Досталь (František Dostál) – один из самых плодовитых чешских фотографов. Родился в 1938 году в Праге. Изучал машиностроение и почти до пенсии проработал конструктором. Как рассказывает Досталь, фотохимию и фотографический процесс осваивал, когда контролировал качество сварных соединений через промышленный рентгеновский аппарат. На посадке деревьев в Йизерских горах заработал деньги на первую камеру Etareta. В тот период он ещё активно занимался спортом и даже стал чемпионом страны по прыжкам в высоту, поэтому времени на фотосъёмку не хватало. Из-за проблем со здоровьем пришлось покинуть спорт и всё поменялось.

Река Сазава – место, где собирались для отдыха рабочие и профессора, все пили пиво, плескались в воде и загорали. Здесь проводил свои выходные и Досталь. Ему, 27-летнему юноше, казалось совершенно естественным фотографировать свой досуг и окружающих. Никакой задумки о фотопроекте не было. Просто приезжал и снимал на протяжении 1968–1990-х. Тогда Досталь не подозревал, что эти снимки могут возыметь какую-либо ценность. Но из них образовался его самый известный фотоцикл – «Летние люди». Автор сожалеет лишь о том, что многие фотографии раздал, а негативы не сохранил.

В начале 1970-х годов, когда не было возможности выехать за границу, Франтишек Досталь стал отправлять свои фотографии на зарубежные конкурсы и выставки по почте. Обратно ему приходили каталоги с этих выставок. За все годы таких мероприятий было около 1500. Его фотографии экспонировались по всему миру. Так фотограф налаживал контакт с большим внешним миром. Иногда ему везло, и организаторы в ответ на просьбу присылали нечто особенное, например, книгу Эллиотта Эрвитта, которая не водилась в Чехии. В свою очередь Эрвитт в 1989 году выразил своё восхищение работами чешского коллеги, отметив в письме, что они оба разделяют единый «фотографический подход».

Чаще всего главной темой снимков становились жители пражских улиц. В его типичных фотографиях случайные люди, снятые во дворе, в пабе или у водоёма, зачастую с удивительным реквизитом или в неожиданных положениях и ракурсах. По большому счёту Досталь пытался вписать свой мир в фотографии, и делал это с большой чуткостью и юмором. Хотя коллеги его критиковали.

«На меня обрушивалась волна насмешек со стороны коллег-фотографов. Мне хотелось попробовать что-то совсем другое и показать, что я могу фотографировать не только случайные встречи на улицах и летом у реки Сазава, но и моделей в студии. Довольно скоро понял, что это не моя сфера… Так называемые арт-фотографы смотрели на меня свысока. Но, по-моему, критика – это тоже признание. Для фотографа хуже всего незаинтересованность, неловкое и пустое молчание».

Сегодня легенда чешской репортажной и документальной фотографии по-прежнему живёт в Праге, активно выставляет свои работы и издаётся. В 2008 году он получил премию Министерства культуры Чехии за пожизненный вклад в любительскую фотографию. Творческими новостями Франтишек Досталь делится в Facebook.

Ещё
Нет доступных фотографий