Эрнст Хаас: мастер цветной плёночной фотографии

Эрнст Хаас вошёл в историю как один из главных новаторов и пионеров цветной плёночной фотографии. В начале 1950-х годов он начал преодолевать пропасть между фотожурналистикой и фотографией как средством самовыражения и творчества. За 40-летнюю карьеру не уставал экспериментировать с цветом и не ограничивал себя в темах. Улицы Нью-Йорка, поля цветов, знаменитые актёры на съёмочных площадках, родео, послевоенная Европа, дикая природа Африки, традиции Азии – сюжеты его репортажей неисчерпаемы.

Он родился в 1921 году в Вене. Юношеские интересы Эрнста Хааса (Ernst Haas) делились между медициной и живописью, но после Второй мировой войны он отказался от обоих в пользу фотографии. «Я не собирался становиться фотографом. Это решение возникло из компромисса, на который пришлось идти мне, желавшему совместить два направления деятельности – исследователя и художника. Я хотел путешествовать, смотреть и впечатляться. Какая профессия может быть лучше, чем фотограф? Это же практически...

Эрнст Хаас вошёл в историю как один из главных новаторов и пионеров цветной плёночной фотографии. В начале 1950-х годов он начал преодолевать пропасть между фотожурналистикой и фотографией как средством самовыражения и творчества. За 40-летнюю карьеру не уставал экспериментировать с цветом и не ограничивал себя в темах. Улицы Нью-Йорка, поля цветов, знаменитые актёры на съёмочных площадках, родео, послевоенная Европа, дикая природа Африки, традиции Азии – сюжеты его репортажей неисчерпаемы.

Он родился в 1921 году в Вене. Юношеские интересы Эрнста Хааса (Ernst Haas) делились между медициной и живописью, но после Второй мировой войны он отказался от обоих в пользу фотографии. «Я не собирался становиться фотографом. Это решение возникло из компромисса, на который пришлось идти мне, желавшему совместить два направления деятельности – исследователя и художника. Я хотел путешествовать, смотреть и впечатляться. Какая профессия может быть лучше, чем фотограф? Это же практически спешащий художник, охваченный с избытком постоянно меняющимися впечатлениями».

Карьера Хааса началась с камеры Rolleiflex, приобретённой на чёрном рынке за 10 килограммов маргарина, что он получил на своё 25-летие. В 1946 – 1948 в родной Вене Хаас снял серию фотографий «Возвращение военнопленных». Это был первый репортаж начинающего фотографа, получивший широкую известность. Своим эссе он установил новый стандарт деликатности и сопереживания в фотожурналистике. Публикация принесла автору два приглашения: одно от Роберта Капы присоединиться к Magnum Photos; другое – к коллективу журнала LIFE. Хаас выбрал Magnum. Так в 1949 году он стал первым фотографом, которого пригласили основатели фотоагентства – Анри Картье-Брессон, Роберт Капа, Джордж Роджер и Дэвид Сеймур.

В 1951 году Хаас переехал в Нью-Йорк. О своих впечатлениях от нового места фотограф говорил: «Мне понравился его пульс. Понравилась прямота жителей. Я полюбил все его расы, живущие вместе или, по крайней мере, пытающиеся... В этом городе очень мало очевидного, лишь его постоянные изменения, происходящие изо дня в день, формирующиеся, трансформирующиеся, строящиеся, разрушающиеся... В Вене я был ленив, но Нью-Йорк – город, который заставляет вас работать и выжимает из вас всё».

Своё первое цветное фотоэссе Хаас посвятил Нью-Йорку, городу, который в итоге стал его новым домом. После разбомбленной Европы он казался концентратом света и красок. Фоторепортаж «Волшебные образы Нью-Йорка» стал первой цветной работой Хааса, но редакторы в LIFE дали ему беспрецедентную площадь для цветного фоторепортажа – 24 страницы. С неизменным успехом Хаас продолжил снимать цветные серии о Париже (1955) и Венеции (1956). С каждым проектом его репутация крепла.

Работа на киносъёмках была важной областью для фотографов Magnum Photos в середине прошлого века. Она не только окупалась финансово, но и давала возможность устанавливать связи с представителями отрасли. И Эрнст Хаас был завсегдатаем съёмочных площадок. Его снимки из киноиндустрии объединились в книге «Эрнст Хаас: На съёмочной площадке».

Прибыльность коммерческих проектов и рекламных съёмок для таких компаний, как Volkswagen, KFC и Marlboro, включая культовые изображения мальборовского ковбоя, давала ему свободу заниматься личной фотографией. На творческой стезе Хааса всё больше интересовало использование плёнки, особенно цветной в качестве инструмента для «преобразования объекта из того, что он есть, в то, чем вы хотите его видеть».

В 1962 году ретроспектива его работ стала первой выставкой цветной фотографии в Музее современного искусства на Манхэттене (за 14 лет до знаменитой выставки Уильяма Эгглстона). Эдвард Стайхен по такому поводу написал: «Это свободный дух, не ограниченный традициями и теорией, который пошёл и нашёл красоту, не имеющую аналогов в фотографии». Сам автор в своём переходе от чёрно-белой съёмки к цветной видел символическую реакцию на внешний мир. «Военные годы, включая по крайней мере пять горьких послевоенных лет, были чёрно-белыми, точнее серыми. Серые времена миновали. Как с началом новой весны, мне хотелось чествовать в цвете новые времена, наполненные новой надеждой».

В архивах Эрнста Хааса сохранились и роскошные чёрно-белые фотографии, но славу ему принесли эксперименты с цветной плёнкой и абстрактными композициями, больше похожими на искусно выстроенные картины, чем на снимки. Хаас верил в важность поэзии в фотографии, за что критики характеризовали его творчество как «живопись камерой». Незаурядные углы съёмки, отражения, длинные выдержки, бесспорная гениальность в стиле и использовании естественного света стали частью новаторского духа в фотографии мастера и продолжают вдохновлять поколения фотографов. Собрания его работ можно найти на сайте автора.

Читать ещё ...
Родео, Калифорния, 1957. Фотограф Эрнст Хаас
Невада, 1960. Фотограф Эрнст Хаас
Монтана, 1970. Фотограф Эрнст Хаас
Мэдисон-сквер-гарден, Нью-Йорк, 1957. Фотограф Эрнст Хаас
Зимние Олимпийские игры 1980 года в Лейк-Плэсиде, США. Фотограф Эрнст Хаас
Лассо. Мэдисон-сквер-гарден, Нью-Йорк, 1957. Фотограф Эрнст Хаас
Уличные художества. Нью-Йорк, 1952. Фотограф Эрнст Хаас
Центральный парк, Нью-Йорк, 1952. Фотограф Эрнст Хаас
Телефон. Нью-Йорк, 1970. Фотограф Эрнст Хаас
Таймс-сквер, Нью-Йорк, 1952. Фотограф Эрнст Хаас
Такси на Парк-авеню, Нью-Йорк, 1958. Фотограф Эрнст Хаас
Пешеходный переход, Нью-Йорк, 1970-е. Фотограф Эрнст Хаас
Слесарная вывеска, Нью-Йорк, 1952. Фотограф Эрнст Хаас
Пара, Нью-Йорк, 1957. Фотограф Эрнст Хаас
Парк-авеню, Нью-Йорк, 1952. Фотограф Эрнст Хаас
Отражение. Третья авеню, Нью-Йорк, 1952. Фотограф Эрнст Хаас
Отражения. Нью-Йорк, 1953. Фотограф Эрнст Хаас
Отражение башен-близнецов, Нью-Йорк, 1975. Фотограф Эрнст Хаас
Отражение. 42-я улица, Нью-Йорк, 1952. Фотограф Эрнст Хаас
Нью-Йорк, 1970. Фотограф Эрнст Хаас
Нью-Йорк, 1970-е. Фотограф Эрнст Хаас
Нью-Йорк, 1957. Фотограф Эрнст Хаас
Нью-Йорк, 1970. Фотограф Эрнст Хаас
Нью-Йорк, 1953. Фотограф Эрнст Хаас
Нью-Йорк, 1956. Фотограф Эрнст Хаас
Нью-Йорк, 1953. Фотограф Эрнст Хаас
Нью-Йорк, 1953. Фотограф Эрнст Хаас
Маршрут 66, Альбукерке, Нью-Мексико, 1969. Фотограф Эрнст Хаас
Масляное пятно. Нью-Йорк, 1953. Фотограф Эрнст Хаас
Куинс, Нью-Йорк, 1956. Фотограф Эрнст Хаас
Нет доступных фотографий