«Дюссельдорфская школа фотографии»: эпичная, совершенная, беспристрастная

Оглушительная красота пустых театров и старинных библиотек от Кандиды Хёфер, крайности глобализма от Андреаса Гурски, пейзажная пустота от Акселя Хютте, фасады нью-йоркских синагог от Петры Вундерлих… Общие черты в работах участников «Дюссельдорфской школы» определяются не сразу, но ей всё же удалось прослыть главным немецким фотографическим движением и окончательно возвести фотографию в разряд высокого искусства.

«Дюссельдорфская школа фотографии» зародилась в середине 1970-х годов на базе Художественной академии в Дюссельдорфе, где преподавали фотографы Бернд и Хилла Бехер. На них в свою очередь оказали воздействие традиции немецкого художественного течения 1920-х годов «новая вещественность» (Neue Sachlichkeit). Освоенный дуэтом метод охарактеризовался бесстрастностью и несосредоточенностью ни на чём, кроме точности видимых форм. Отталкиваясь от традиций архитектурной и ландшафтной съёмки, они расширяли концептуальный диапазон и потенциал документальной фотографии, задавали...

Оглушительная красота пустых театров и старинных библиотек от Кандиды Хёфер, крайности глобализма от Андреаса Гурски, пейзажная пустота от Акселя Хютте, фасады нью-йоркских синагог от Петры Вундерлих… Общие черты в работах участников «Дюссельдорфской школы» определяются не сразу, но ей всё же удалось прослыть главным немецким фотографическим движением и окончательно возвести фотографию в разряд высокого искусства.

«Дюссельдорфская школа фотографии» зародилась в середине 1970-х годов на базе Художественной академии в Дюссельдорфе, где преподавали фотографы Бернд и Хилла Бехер. На них в свою очередь оказали воздействие традиции немецкого художественного течения 1920-х годов «новая вещественность» (Neue Sachlichkeit). Освоенный дуэтом метод охарактеризовался бесстрастностью и несосредоточенностью ни на чём, кроме точности видимых форм. Отталкиваясь от традиций архитектурной и ландшафтной съёмки, они расширяли концептуальный диапазон и потенциал документальной фотографии, задавали новые стандарты её объективного совершенства.

Бернд и Хилла Бехер, поглощённые идеей, что инженерные сооружения сами по себе достойны эстетического созерцания, прославились изображениями промышленных зданий, снятых клиническим взглядом. На протяжении почти полувека они работали над документированием промышленных архетипов – шахт, водонапорных башен, доменных печей, угольных бункеров, – объединяли чёрно-белые снимки в «типологии», стремясь выявить и каталогизировать сходства и вариации в дизайне между отдельными типами сооружений.

В Кунстакадемии под руководством четы Бехер «воспитались» важнейшие и успешнейшие современные фотографы Германии. Формально с 1976 по 1998 их класс окончили 87 выпускников. Но, говоря о школе, обычно подразумевают её наиболее успешных в творческом и коммерческом отношении представителей: Андреаса Гурски, Кандиду Хёфер, Акселя Хютте, Томаса Руффа, Томаса Штрута, Эльгера Эссера, Йорга Сассе, Ральфа Касперса, Лоренца Бергеса, Симону Нивег. Они сохранили ключевые черты своих наставников – беспристрастность, наблюдательность, отстранённость и главное внимание к форме. При этом у каждого проявился личный стиль.

Влияние «Дюссельдорфской школы» сложно переоценить. В Германии она стала самым значительным художественным движением со времён Баухауса. Школа сыграла важную роль в возведении репутации фотографии на уровень художественного искусства. Бернд Бехер говорил: «Для наших студентов было важно знать, что они делают нечто, по достоинству не уступающее живописи». В денежном эквиваленте работы учеников действительно сравнялись с полотнами живописцев. Фотография Андреаса Гурски «Рейн II» ушла с молотки на аукционе Christie’s в Нью-Йорке в ноябре 2011 года за 2,7 миллиона фунтов стерлингов (4,3 миллиона долларов). На момент продажи её назвали самой дорогой фотографией в мире. Ошеломила коллекционеров и сумма, за которую приобрели снимок Томаса Штрута (Thomas Struth), в котором он запечатлел посетителей Чикагского института искусств в 1990 году. За него выручили 777 088 долларов.

Несмотря на все достижения, критика не обошла её стороной. В 2011 году журнал Professional Photographer выдвинул теорию о том, что Дюссельдорфская школа фактически уничтожила фотографию, работы её представителей оставляют наблюдателя равнодушным, лишены индивидуальности и не транслируют никакого мнения. Бехеры начинали как новаторы и первопроходцы, ищущие новые способы взглянуть на объекты, ранее считавшиеся недостойными сюжетами для произведений искусства и созерцания. Однако, исходя из предположений редакции издания, Дюссельдорфская школа упростила фотографию, сосредоточив внимание на обыденном и повседневном, так что сегодня любой может взять в руки фотокамеру и убедить себя в том, что он создаёт великое искусство.

С другой стороны, нейтральность и свобода от эмоциональной спекуляции и выступают смысловой основой работ «Дюссельдорфской школы», будь они о триумфе глобализации, исчезающей реальности или водонапорных башнях.

Читать ещё ...
Газовая плита, 1980. Фотограф Андреас Гурски
Mantin House, 2011. Фотограф Эльгер Эссер
Дом II, 1988. Фотограф Томас Руфф
Ванная комната, 2009. Фотограф Томас Руфф
Thapinya Pagoda, 2018. Фотограф Томас Руфф
Химический завод, Весселинг, Кёльн, 1998. Фотографы Бернд и Хилла Бехер
Трир-Эранг, 2009. Фотографы Бернд и Хилла Бехер
Кембрийские угольные шахты, Великобритания, 1966. Фотографы Бернд и Хилла Бехер
Зерновой элеватор, Буффало, штат Нью-Йорк, США, 1982. Фотографы Бернд и Хилла Бехер
Каркасный дом, Нидерфишбах, 1962. Фотографы Бернд и Хилла Бехер
Доменная печь, 1981. Фотографы Бернд и Хилла Бехер
Нет доступных фотографий